• Без рубрики
  • 0

Индивид

Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.

На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.

Понятие индивидуальность

Каждая личность самобытна и отличается от других. Для определения уникальности человека используют термин «индивидуальность». Он означает неповторимость, отличие. При этом индивидуальность может выражаться с биологической точки зрения, психологическим развитием, а также во взаимодействии с обществом.

Стоит отметить, что не каждый индивид может быть уникальным. Это связано опять-таки с развитием. В психологии индивид – это, прежде всего, просто человек, наделенный теми качествами и характеристиками, которые даны ему генетически. Индивидуальность же подразумевает собой не только биологические данные, но и приобретенные свойства, отличающие от всех других представителей человечества.

Свойства индивида в психологии не рассматриваются как широкий спектр качеств. Индивидуальность же подразумевает разнообразные уникальные характеристики человека.

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона».
Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время
театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого
начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный
образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли,
— некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда
следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной
сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с
понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако,
не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними,
чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для
характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является
биологическим и социальным существом одновременно, которое своей
жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием
«индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения
до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и
онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида,
воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная
сущность человека.

Определение. Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных
качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими
индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо
личностных особенностей, которые выступают основными составляющими
индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие
особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальностьэто конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается
неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в
индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства,
которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют
сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах
поведения, деятельности, общения.

Далее:2. Предмет психологии личности. Вверх:Тема 1. Введение в Назад:Тема 1. Введение в

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Выражение индивидуальности

Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.

Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.

Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.

Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.

Индивид и его структура

Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.

Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.

К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.

Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.

Чем отличается индивид от личности?

Как говорилось выше, понятие «человек» всего лишь выделяет людей среди остального животного мира. Чтобы лучше разобраться в нем, необходимо знать его характеристики. То, кем он является. Называя человека просто индивидом, мы подразумеваем, что он несет в себе определенные черты людей, которые переданы ему с рождения, то есть он — носитель генетической информации. Личность же — более сложная структура. Она отличается от индивида своей высокоразвитостью и способностью успешно взаимодействовать с другими людьми.

Не каждый индивид может стать личностью. Для становления членом общества нужно улучшать свои психологические черты, самостоятельно обрести новые навыки и использовать их. Это означает, что в психологии индивид – это всего лишь живое существо, принадлежащее роду человеческому. А личность – понятие, связанное с взаимодействием в обществе и выполнением в нем своей роли.

Индивид и развитие

Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.

Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.

Понятие индивид

Индивид – носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр – он становится личностью.

В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид. Дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании “индивиды” все живые существа во Вселенной.

Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:

— в целостности психофизической организации организма;

— в устойчивости относительно окружающей реальности;

— в активности.

По другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.

Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.

В психологии такое понятие как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании отграничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.

А что же такое individuum

Основное отличие – отсутствие конкретных, уникальных черт. Это человек, который имеет принадлежность к толпе, обладает сходными характеристиками, соответствует основным стереотипам и поддается общественному мнению.

Такая персона личностно не возросла. На бытовом уровне можно привести следующие черты индивида, который так и не стал личностью:

  • неумение принимать решения;
  • отсутствие ответственности за события;
  • низкая социальная адаптированность;
  • следование за мнением большинства;
  • отсутствие точки зрения;
  • способность манипулятивного воздействия по отношению к рассматриваемому человеку.

Определение — что такое индивид

Индивид в обществознании – это абсолютно любой человек со свойственным ему набором характеристик, определяющих его принадлежность к Homo sapiens (в переводе с латинского слова individuum буквально означает неделимый).

Некоторые качества даны ему при рождении, другие приобретаются в процессе взаимодействия с социумом. Например, я, как человек, отличаюсь от собаки тем, что хожу прямо на двух на ногах, у меня есть руки – инструменты, которые я использую в деятельности.

Помимо инстинктов, я обладаю мышлением, памятью, восприятием, сознанием (что это такое?) и другими психическими процессами. Я умею создавать что-то новое, совершенствовать старое и много других вещей, которые собаке несвойственны. Поэтому я никогда не стану ею, а она мной (хотя, кто знает). Она и я – индивиды, но принадлежащие к различным живым группам.

Индивид – это обезличенное понятие: в нем не учитывается ни пол, ни возраст, ни заслуги перед Отечеством. Им рождается каждый и продолжает быть таковым всю жизнь. Человек? Значит, индивид.

Свойства индивида (человека)

В психологии определение индивида не ограничивается только лишь его принадлежностью к человеческому роду. Индивид – это тот, кто также входит в определенную социальную группу. На основе этих фактов выделяют три признака, которые констатируют, что перед нами индивид:

  1. целостность и общность психофизиологических черт;
  2. способность адаптироваться в социуме и окружающей реальности;
  3. собственная позиция и соответствующая ей активность.

Если коротко отвечать на вопрос «кто такой индивид», то это данный конкретный человек.

Чем отличается индивид от личности?

Если обобщить и просто назвать человека индивидом, тогда под этим термином стоит понимать ряд определённых черт людей, которыми он был награждён с рождения, то есть имеется ввиду генетическая информация. Личность – это особая структура, более сложная и она в значительной степени отличается своей высокоразвитостью, и уникальной способностью осуществлять успешное взаимодействие с обществом. Следует отметить, что далеко не каждый индивид может в процессе своей жизни стать личностью. Для этого необходимо ежедневно совершенствовать свои психологические черты и стараться обретать новые навыки, использовать их на практике. С психологической точки зрения индивида можно назвать всего лишь живым существом, которого можно причислить к человеческому роду. А вот понятие личность будет напрямую связано с активным взаимодействием в обществе и выполнения в нём своей особой роли.

Похожие термины:

  • А.В. Мудрик предложил следующие определения этих понятий: человек – субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связан

  • (лат. individuum неделимое, особь) отдельный человек, представитель человеческой общности.

  • это индивид с инвалидностью, который нуждается в дополнительной поддержке для обеспечения получения высшего образования (Закон України Про вищу освіту . – Режим доступу: http:/ /w1.

  • состоит в: развитии у кадров государственной службы профессионально-управленческой направленности; корректировке и развитии у руководителей ориентации на достижение успеха в выполнении управл

  • процесс обеспечения целенаправленного развития особенностей личности.

  • процесс формирования индивидуальности. Означает, что всё присущее человеку получает еще большее своеобразие, уникальность, приобретает самобытность.

  • целенаправленная профессиональная деятельность, направленная на содействие человеку в трудной жизненной ситуации, позволяющей ему самостоятельно преодолеть свои проблемы и трудности, успешно

  • опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание ег

  • вовлечение в процесс непрерывного просвещения; формирование гражданских качеств, нравственной, экономической, политической правовой, экономической культуры познавательной деятельности, труда,

  • процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности.

  • Широко распространены в школах прибалтийских гсс-в, на Украине и в школах ряда территорий Рос. Федерации. К. в. комплектуются на базе одной или неск. нач. школ микрорайона на основании заключения ме

  • Дидактический принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектно

  • продукт индивидуального сознания, оценка окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. В той или иной мере М. и. отражает также позицию социальной группы, к которой при

  • личность во всем ее многообразии.

  • организация деятельности в педагогической работе воспитателя (учителя) с учетом индивидуальных особенностей каждого.

  • необходимо осуществлять тщательный учет каждого из учащихся. Базируется на объективно сущих, анатомических, физиологических и психологических особенностях.

  • педагогический принцип природосообразности, который обязывает учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, создавать условия для развития и проявления их интересов, склонностей

  • учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творче

  • (в широком смысле слова) всякое приспособление в учебной работе к индивидуальным различиям учащихся.

  • выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (п

Социальная философия и социология

Социальная философия рассматривает индивида как единичного носителя социальности ― специфического способа существования человека, выделяющего и отделяющего его от природы, в основе которого лежит деятельность (противопоставляемая активности животного) ― «целенаправленная, адаптивно-адаптирующая деятельность, то есть приспособление к природной среде путём её масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной „второй природы“».

Социология рассматривает индивида как «техническую» характеристику человека. Если индивидуальность и личность являются статусами достигаемыми, то индивид ― предписанный.

Идея tabula rasa («чистая доска»), восходящая к труду Аристотеля «О душе́» и закреплённая в Джоном Локком в трактате «Опыт о человеческом разумении», наилучшим образом коррелирует с идеей индивида, как изначально чистого носителя социальности, элементы которой ему предстоит усвоить в процессе индивидуализации и становления его личности.

В концепции Эмиля Дюркгейма, индивид ― носитель «изначальной социальности», социальный артефакт, сконструированный людьми и культурой.

Черты характера

Устойчивые свойства психики — «протоптанные нейронами дорожки» — это и есть черты характера. Они проявляются с завидным постоянством и позволяют делать прогнозы в поведении человека. Так, зная скупость сотрудника, нетрудно предположить, что он не займёт денег до получки. А тот, кто сейчас шепчет вам на ушко очередную сплетню, завтра будет говорить гадости и про вас. Однако не все оттенки поведения личности являются для неё важными, судьбоносными.

Доминантные черты

Американский психолог Гордон Олпорт черты характера объединил в три категории:

Доминирующие — определяют стержень личности, обнаруживаются в системных взаимоотношениях с миром: эгоизм — альтруизм

Обычные — проявляются в повседневной жизни: честность — двуличность

Второстепенные — проявляются в различных сферах деятельности: старательность, послушание, любовь к чтению

Приоритетные черты характера особенно ярко проявляются в критических ситуациях, когда нет времени на раздумывание, человек действует на «автомате». К примеру, в обычной обстановке все люди предпочитают надевать на себя маску скромности, некоторые искренне считают себя таковыми. Но когда хвалят других, они вдруг выходят из себя, начинают перечислять свои заслуги и достижения, обнаруживают глубоко скрытое тщеславие.

Психическая сфера проявления характера

Второй способ классификации характерных черт личности — по проявлению устойчивых психических свойств.

Интеллектуальные черты — любознательность, находчивость, легкомысленность, рассеянностьЭмоциональные — жизнерадостность, сентиментальность, угрюмость, бесстрастностьВолевые качества — настойчивость, смелость, трусость, покорностьНравственные черты — справедливость, отзывчивость, чёрствость, жестокость

Положительные качества формируются только в том случае, если личность заинтересована в их приобретении. Насильно интеллектуальные свойства навязать невозможно. Все черты характера, связанные с психическими свойствами человека — это результат его свободного выбора в детстве и юности.

Системные черты характера

Стержневые качества личности определяют её отношения с миром, накладывают печать на её поведение.

В отношении к самому себе доминантными являются проявления гордости на одном полюсе и противоположного ему качества — смиренияХарактеризуя связи с другими людьми, надо обращать внимание на коммуникативность или замкнутость в себе, альтруизм или эгоизмВ отношении к работе — главными качествами являются трудолюбие или леньСвязь с объектами окружающего мира проявляется в таких чертах, как бережливость и аккуратность или неряшливость и расточительность

Создать чёткий портрет человека в соответствии с его характером трудно ещё и потому, что не всегда ясны истинные мотивы поступков. Борцы за справедливость, бравирующие своей принципиальностью, вполне могут оказаться элементарными завистниками, равнодушными ко всему, кроме собственной выгоды. А замкнутые молчуны обнаружат смелость и находчивость в минуту решительных действий. Французский писатель В. Гюго сказал по этому поводу:

Что такое индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

Индивид: понятие, социализация индивида

В каждой системе необходимо выделять единицу, выполняющую главную системообразующую роль. В биологии — это организм, в зоологии — особь. Человек в биологической классификации является животным, относящимся к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Homo. Такое положение дает основание применить к нему термин «особь». Однако, даже в биологии по отношению к человеку этот термин не используется. В этом случае нужна специфическая терминология.

Кто такой индивид, индивидуум в психологии и обществознании

Термины «индивид» и «индивидуум» считаются синонимами. Происходят они от латинского ndividuum, что переводится как неделимый. Такое значение позволяет использовать термин в качестве универсального обозначения функциональной единицы любой системы. Однако, во всех науках понятие индивид применяется только по отношению к человеку.

Необходимость в таком термине возникла в связи с тем, что человек — явление сложное, рассматриваемое как:

  • вид организмов (биологический подход);
  • часть экосистем (экологический подход);
  • личность с неповторимыми характеристиками (психологический подход);
  • единица социальных систем.

Особенно тесно связаны в единое целое такие понятия, как индивид и личность. Каждый отдельный человек имеет особый склад ума, свое видение мира, свою систему ценностей. Развитие человека — это, прежде всего, приобретение характеристик, по которым люди отличаются друг от друга не только внешне, но и по особенностям поведения и мышления, а так же по навыкам, предпочтениям, склонностям к профессиональной деятельности.

Понятия индивид и индивидуальность находятся в тесном смысловом взаимодействии. Люди отличаются от других представителей своего вида не только по фенотипу и генотипу, но и по неповторимым чертам характера.

Индивид

В чем проявляется индивидуальность человека

Люди постоянно находятся под давлением внешней среды. Поведение индивида представляет собой его реакцию на воздействие внешних факторов. Однако, поведение определяется и особенностями личности. Большое значение в этой реакции имеют стереотипы, сформированные под влиянием общества и на основе личного опыта.

Стереотип — это привычка к стандартным действиям. Она формируется на основе собственных представлений об устройстве мира. Применительно ко всем животным со сложным поведением стереотипы можно приравнять к привычке. Однако, люди живут еще и в виртуальном мире. На протяжении всей жизни люди формируют собственную модель мироздания, в соответствии с которой и действуют в той или иной ситуации. Эта модель и является главной базой становления не только стереотипов, но и индивидуума в биологическом, интеллектуальном и социальном смыслах.

Несмотря на желание среднестатистического человека быть как все и действовать в соответствии с прошлым опытом, индивидуальность проявляется в:

  • наличии собственного мнения относительно событий, явлений, устройства мира;
  • образе жизни;
  • неповторимой реакции на опасность;
  • собственной системе ценностей;
  • отношении к людям;
  • возможности контролировать себя и других;
  • профессиональных предпочтениях;
  • способностях.

Таким образом, индивидуальность реализуется не только в действиях, но и в мыслях, мнениях и отстаиваемых позициях.

В чем различие между понятиями индивид, индивидуальность и личность

Эти понятия почти идентичны друг другу. Однако, они содержат смысл, позволяющий рассматривать их как термины, имеющие свои особенности.

Индивид — это человек как единица биологического вида и общества. В этом единстве биологического и социального начал и проявляются неповторимые характеристики индивида.

Термином индивидуальность обозначается такое свойство, как неповторимость, что определяет непохожесть людей друг на друга. Все люди обладают индивидуальностью. Однако, у каждого существуют свои характеристики специфических отличий.

Личность — это индивид. В этой фразе заключен единый смысл, поскольку оба явления неповторимы. Отличие этих терминов заключается в том, личность — это неотъемлемая часть проявления индивидуальных особенностей.

Личность принято рассматривать в качестве социокультурного субъекта. Однако, неповторимость мировоззрения, мировосприятия, чувствования и реакции на действительность формируется не только под воздействием других людей и общественных структур. Личность можно считать продуктом взаимодействия нервной системы человека со всем окружающим его миром.

Индивид

Свойства индивида

Среда жизни человека отличается разнообразием, что сказывается и на свойствах личности каждого индивидуума. Эта сложность определяет и специфику научного интереса познания людей. Индивидуум изучается:

  • в психологии (проявление личности как продукта взаимодействия наследственных и внешних факторов);
  • в обществознании (люди в общественных процессах);
  • в социологии (человек во всех своих проявлениях как функциональная единица формирования социальных систем);
  • в медицине (психиатрия как наука о патологическом состоянии личности);
  • в биологии (человек как биологическая система и носитель наследственной информации о положительном опыте эволюции).

Целостность и общность психофизиологических черт

Человек является продуктом длительной эволюции видов. Если проследить ретроспективу эволюции биологического вида Homo sapiens, то точкой отсчета принято считать кольчатых червей. От них начался вектор эволюционных изменений, которые привели к появлению позвоночных животных и млекопитающих. Для этого вектора характерна цефализация, что значит обособление головы и концентрации в ней органов чувств и нервных центров управления организмом.

Длинный эволюционный путь способствовал тому, что геном человека содержит большое количество информации из прошлых этапов развития. Такая длительная предыстория с большим набором наследственной информации оказывает большое влияние на формирование личности. Дело в том, что инстинкты из древних времен есть в геноме у каждого человека, но проявляются они по-разному.

Например, у одних людей сильно проявляется инстинкт охотника, у других преобладает инстинкт собирателя. В первом случае человек любит охотиться, ловить рыбу, разводить собак, путешествовать. Во втором случае люди реализуют свой зов генов в заготовках на зиму, коллекционировании.

Существуют и другие образцы реализации наследственной информации. Когда-то человек перестал бояться огня и стал его везде применять. Это новое для приматов свойство закрепилось в наследственном аппарате. В результате сейчас большинство людей получают удовольствие от поджигания сухой травы, в результате чего развиваются пожары. Патологическая форма пирофилии перерастает в пироманию.

Особенность психофизиологических черт проявляется и в энергетике индивида, связанной с обменом веществ и гормональным фоном. Существует классификация характеров в зависимости от особенностей телосложения. По внешнему виду можно определить особенности поведения человека.

Таким образом, наследственная информация и психофизиологические особенности индивидуума в совокупности с приобретенным опытом и знаниями составляют единую основу формирования личности.

Способность адаптироваться в социуме

Человек как социальный индивид реализуется через контакты с другими людьми в процессе выполнения социальных функций. Адаптация к жизни в социуме заключается в том, чтобы научиться воспринимать нормы поведения, принятые в данном сообществе.

Кроме того, к социальной адаптации можно отнести и требования государственной системы. Например, все дети должны учиться в школе, что требует от них дисциплины и выработки навыков регулярного усвоения знаний.

Способность человека к адаптации в социуме основана на том, что его предки были стадными животными, — это нашло свое отражение в генетической информации. Потребность человека жить сообществом в наше время только усиливается, несмотря на все негативные последствия.

Индивид

Собственная позиция

Человечество как единая социальная система планетного масштаба смогла сформироваться благодаря высокой сложности структуры и функций. Эта сложность увеличивает живучесть системы в постоянно меняющихся условиях. Однако, главным условием живучести социумов и человечества является то, что каждый человек неповторим. Это означает, что на планете существует более 7 миллиардов мнений и позиций.

Особенность личности заключается в том, что даже навязанное мнение меняется, порой до неузнаваемости, если оно эмоционально воспринято и проанализировано индивидом. Так формируется разнообразие мнений и позиций, которое и является основой устойчивости социума и человечества.

Индивид и группа

Общественная природа человека заставляет его стремиться войти в состав сообщества, сформированного на основе таких признаков, как:

  • родственные связи;
  • общие интересы;
  • внешние факторы (например, трудовой коллектив, учебная группа).

Положение человека в группе носит аскриптивный характер. Это закрепленный за индивидуумом статус, не зависящий от личностных свойств человека. В любом коллективе индивид является женщиной или мужчиной, родителем или ребенком.

Индивид

Развитие индивида, его социализация

Развитие любого человека делится на 3 части:

  • биологическую — онтогенез с проявлением филогенеза;
  • личностную — формирование личности как психоэмоциональной и интеллектуальной единицы общества;
  • социальную — адаптация человека к жизни в обществе.

Все эти части одинаково значимы для человека и общества. Большую роль в формировании личности играет социализация индивида. Люди живут в обществе. Это означает, что они должны уметь взаимодействовать с другими членами общества, выполняя свои социальные функции. Только в этом случае человек становится полноценным индивидом.

Читайте также: