• Без рубрики
  • 0

Гедонизм — что это такое? кто такой гедонист простыми словами

Гедонизм и гедонист. Примеры употребления слов

Но если мы отрицаем гедонистическую мораль, которая решает вопрос просто и определенно, считая удовольствие как таковое благом, а страдание злом, то мы должны поставить особо принципиальный вопрос об этической ценности страдания.С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса (1902)

Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, однако не в смысле только плотского наслаждения жизнью, а — духовных наслаждений. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина» (1928)

Гедонизм (включая «разумный эгоизм») предполагает, что человек добровольно жертвует собой, потому что это доставляет ему удовольствие.Л.Я. Гинзбург. «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (1920-1943)

Хотя студентами Бродского чаще всего были начинающие поэты, он, как и другие ценители литературного гедонизма — Борхес и Набоков, учил не писать, а читать.Александр Генис. «Бродский в Нью-Йорке» (1996)

Наш с вами долг — противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха — проповедь образа Христа, слова евангельской истины. Патриарх Кирилл. Доклад на Ежегодном епархиальном собрании Москвы (2009)

Мы помогаем им чудовищно разбогатеть специально для того, чтобы принести их в дар силам ада. Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей. Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)

Гедонизм, утилитаризм и эвдемонизм — в чем разница

Гедонизм – это философия, призывающая человека к получению удовольствий для себя лично. И наслаждения эти могут быть как чувственными, так и духовными. Последние версии учения стали затрагивать интересы других людей. Но только с тем, чтобы в процессе получения радостей жизни не навредить ближнему.

Утилитаризм напротив, призывает к тому, чтобы вся человеческая деятельность подчинялась обществу. Стоит задача стать тем, кто принесет радость и счастье большому количеству людей. Это этическое направление определяет ценность каждого поступка с точки зрения его полезности для других. Впервые эти идеи возникли в XVII веке, развил их философ Джереми Бентам на рубеже XVIII-XIX веков. Критики (например, И. Кант) отмечали, что согласно этой теории человек научится извлекать выгоду из жизни другого человека, тем самым лишив его самостоятельного выбора. Ценность человеческой личности пропадает, остается лишь ultis – польза, выгода.

Мечтательная девушка

Эвдемонизм, по сути, близок к гедонизму. Его появление также датируется временами Древней Греции. Сохранились материалы о том, что эвдемонизм поддерживался Эпикуром и Аристотелем.

Основная идея этого философского направления: жизнь ведет к абсолютному счастью. В зависимости от времени, в котором жили люди и философы, понятие счастья менялось. Но всегда считалось, что человеку надо искать путь к нему, не пренебрегая другими людьми, их жизнями и желаниями.

Сегодня плоды идеи гедонизма демонстрируются наглядно. Пропагандируется жизнь ради себя, своих интересов и самоценности. Личностное развитие влияет на будущее человечества прямым образом.

Эта мысль справедлива и для XXI века, где легко потеряться в поиске удовольствий и наслаждений. Главное: не скатываться в низменный гедонизм, обращаться к возвышенному, духовному. Не делать смыслом жизни потребление и материальные блага. Тогда развитие общества даст новый виток, который приведет к росту нравственных качеств, гордости за себя, уважительному отношению к другим.

Кто такие гедонисты и что такое гедонизм?

Наше общество так устроено, что редко кто может назвать себя абсолютно счастливым человеком, всегда находится повод для недовольства, будь то материальные блага, неудовлетворяющая работа, проблемы со здоровьем или в отношениях с близкими.

А люди, умеющие наслаждаться жизнью и уметь быть счастливыми в любых условиях, как правило, становятся париями.

Так вот, гедонист – человек, умеющий брать от жизни все и, в некоторых случаях, делиться удовольствиями с другими, ведь его главная цель – получение наслаждений и чувства счастья.

История зарождения гедонизма

Гедонизм, как учение, считающее высшим благом получение удовольствия от жизни, был сформулирован древнегреческим философом Аристиппом. Другой античный философ Эпикур считал, что удовольствие является итогом успешной жизни и полагал, что достигается оно через освобождение от беспокойства.

Философ Генри Сидгвик разделял гедонизм на два вида – психологический и этический.

  1. Психологический гедонизмхарактерен для людей, стремящихся преумножить собственное удовольствие и избегнуть при этом страданий.
  2. Этический гедонизм отличается тем, что человек стремится к эгоистическому удовлетворению (гедонический эгоизм), или кроме собственных удовлетворять и потребности окружающих (универсальный гедонизм).

Таким образом, гедонизм представляет собой целую систему убеждений и ценностей, ставящих целью получение наивысшего наслаждения, не одномоментного, а постоянного. Казалось бы, к этому стремится каждый человек в социуме, однако методы, применяемые гедонистами отнюдь не для всех приемлемы.

https://youtube.com/watch?v=S6hcTJuaXdw

Способы получения наслаждения, используемые гедонистами

Гедонисты уверены, что их цель стоят попрания норм морали и этики. Мнение и комфорт окружающих их редко интересует. Итак, гедонисты используют в основном для получения наслаждения:

  • алкогольные напитки;
  • секс;
  • пищу;
  • разнообразные развлечения;
  • друзей и семью;
  • славу и признание;
  • работу.

Также они умеют наслаждаться созерцанием окружающего мира, путешествиями, организацией различных мероприятий.

Что мешает быть гедонистом?

Психологи считают, что только сам человек способен оценивать свое состояние, и оценка эта будет состоять из того, что он ожидает от жизни и как относится к различным ситуациям, происходящим с ним. Так, один может максимально наслаждаться омлетом, в то время как другому нужно посетить дорогой ресторан и в особой атмосфере насладиться изысками кулинарного мастерства. При этом удовольствие оба получат равное.

Гедонистом можно назвать того, кто в собственном сознании имеет свою градацию счастья и реализует себя, оглядываясь на неё. При этом гедонист свято уверен, что сам строит свое счастье.

Такие люди стараются постоянно достигать большего, ведь осознают, что используя для кратковременного наслаждения наркотические вещества или алкоголь, впоследствии от этого пострадают сами. Поэтому стараются получать удовольствие, не вредя окружающим.

Страхи гедонистов

Больше всего гедонистов страшат обязательства. Они абсолютно равнодушны к тому, что «должны что-то делать во имя чего-то». Все что делается из-под палки и не доставляет удовольствие, по мнению гедониста бесполезно и приводит его в ужас.

Гедонистам нельзя навязывать свое мнение и настаивать на чем-либо, он должен делать все сам, в охотку, иначе результат будет отрицательным, а эмоции – исключительно негативными.

Большинству людей сложно принять гедонистов такими, какими они есть, для этого нужно понять их мировоззрение. Гедонисты могут приносить огромную пользу обществу, живя в соответствии со своими убеждениями.

Как бы то ни было, но люди, способные находить повод быть счастливыми, достойны уважения, ведь основное условие развития общества – получение позитивных эмоций, являющихся одной из движущих сил прогресса.

Кого называют гедонистами?

Гедонизм является философским направлением в сфере этики, которое ставит радость от физического или морального удовольствия выше, чем все другие понятия жизни.

По сути, удовольствие становится целью самой жизни и единственным условием получения счастья. Первым философом, который употребил термин «гедонизм», был древнегреческий мыслитель Эпикур.

Этот термин он изобрел для того, чтобы обозначить ориентированный на удовольствие взгляд на жизнь. Первооткрывателем понятия гедонизма принято считать философа Аристиппа, который является современником мыслителя Сократа.

Аристиппа разделял состояние души человека на два этапа: первым из них было удовольствием, а вторым – боль. Если удовольствие воспринималась философом как мягкое и нежное чувство, которое является первоосновой счастья, то боль он рассматривал исключительно как грубый толчок в душе, который нес в себе одни только страдания.

Примечательным является тот факт, что философы-гедонисты не рассматривали боль как возможность движения к улучшению человека. Единственной целью жизни гедонисты считали удовольствия, поэтому любой человек должен был предпринимать все действия, чтобы получить это удовольствие.

Как считала Аристипп, путь к счастью лежит только в удовольствие, поэтому человеку нужно всему усилиями стремиться воздерживаться от боли и любых неприятных ситуаций.

Это формула считается главным парадоксом гедонизма, поскольку она, с одной стороны, поддерживает основную концепцию, но, с другой стороны, отрицает ее.

https://youtube.com/watch?v=tStFXI3RZtg

Философия гедонизма, которая возникла еще в Древней Греции, нашла новый отклик в философии модернистской Европы. Начало модернизма, которое также известно, как декаданс, рассматривало идеи модели гедонизма как такие, которые вполне возможно воплотить в реальной жизни.

Следствием этого стало появление плеяды произведений, которые описывают жизнь человека, стремящегося получить удовольствие от жизни, не отказывая себе ни в чем.

Ярким примером гедонистического персонажа в литературе является главный герой романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Юноша, который прибыл в столицу совсем чистым и незапачканым грязными делами, полностью погряз в удовольствиях и грехах большого мира.

Можно считать, что во многом образ Дориана Грея соответствует образу самого автора, который часто предавался всем возможным утехам, а также искал удовольствие в запрещенных церковью и человеческой моралью вещах.

Некоторые исследователи склонны считать, что Роман “Портрет Дориана Грея” является критикой гедонистического образа жизни, поскольку показывает, к чему такая жизнь может привести. По сюжету произведения, Дориан Грей не старел и не получал никаких телесных повреждений, поскольку вместо него это делал его же портрет.

Сегодня принято разделять этический гедонизм и психологический гедонизм. Если первый можно считать достаточно позитивным понятиям, которое позволяет человеку развиваться и эволюционировать, то второй психологи считают скорее патологией, нежели нормой.

https://youtube.com/watch?v=S6hcTJuaXdw

Психологический гедонизм является болезнью, которая возникает вследствие намерения человека увеличить собственные удовольствия и радости. Таким образом единственным мотивом всех действий человека является только получение удовольствия или же отрицание боли и неприятности.

Жизнь зачастую приводит к депрессиям человека, поскольку достаточно трудно позволить себе все время получать удовольствие, так как к нему постепенно привыкаешь. Эта ситуация является тем, о чем говорил еще Эпикур.

Если человек не ограничивает себя в удовольствиях, со временем он перестает различать удовольствие и обычную жизнь. По сути, гедонизм сегодня можно читать вариантом зависимости, поскольку человек не может отказать себе в радостях, но не чувствует удовольствие от них.

Наркологи сравнивают такой эффект с результатом принятия наркотических веществ, которые со временем также вызывают зависимость. Как правило, наркоманы увеличивают дозу до тех пор, пока вообще не перестают чувствовать любого эффекта от введённых препаратов.

И то же самое происходит с гедонистами, поскольку радости не приносят удовольствие в той мере, в которой они хотели бы получить их, то есть становятся для них болью, от чего они пытаются отгородится.

Как правило, если человек не лечит зависимость и гедонизм, он погрязает в депрессиях, что может кончиться суицидом.

Hedonism during the Middle Ages and Renaissance

Christian philosophers of the Middle Ages denounced Epicurean hedonism as inconsistent with the Christian aims of avoiding sin, obeying the will of God, cultivating virtues such as charity and faith, and seeking a reward in the afterlife for sacrifice and suffering on earth. During the Renaissance, philosophers such as Erasmus (1465 – 1536) revived hedonism on the grounds that it was God’s wish for human beings to be happy and experience pleasure. In describing the ideal society of his Utopia (1516), Thomas More said that «the chief part of a person’s happiness consists of pleasure.» More argued that God created man to be happy, and uses the desire for pleasure to motivate moral behavior. More made a distinction between pleasures of the body and pleasures of the mind, and urged the pursuit of natural pleasures rather than those produced by artificial luxuries.

During the eighteenth century, Francis Hutcheson (1694-1747) and David Hume (1711-1776) systematically examined the role of pleasure and happiness in morality and society; their theories were precursors to utilitarianism.

Гедонизм и христианство

С точки зрения религии все, что не направлено на служение Богу, является суетой, которая не достойна внимания. Поэтому гедонизм – это грех для христиан. Он не только отвлекает от высшей цели, но и замещает ее стремлением к приобретению земных благ. Это если говорить о явлении в общем, не разбирая конкретные случаи, обычное стремление к комфорту вряд ли можно назвать преступлением. Универсальная форма гедонизма тоже не всегда ведет к становлению грешником, помощь другим людям христианством приветствуется.

Нельзя говорить, что любой гедонист – грешник. Каждый случай должен рассматриваться отдельно. Если же самостоятельно разобраться в ситуации не получается, хочется и собственные религиозные убеждения не нарушить, и в комфорте себе не отказывать, то можно посоветоваться с батюшкой. Он и священные тексты лучше знает, и опыт в разрешении таких конфликтов имеет. Правда, он тоже может ошибаться, поэтому окончательное решение остается за самим человеком.

Гедонизм в философии: Аристипп, Эпикур, Бентам

В философской теории ценностей гедонизм — это учение об удовольствии как о смысле жизни, высшем благе. Наслаждение — единственная «настоящая» ценность человека, полагают гедонисты. Все остальное — лишь средства, чтобы достичь удовольствия и избежать страданий.

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп. Счастье — это достижение максимального удовольствия при отсутствии боли, учил он. Но для достижения счастья нужно не увеличивать число наслаждений, а уметь по-настоящему наслаждаться телесными и духовными удовольствиями — и благодаря этому быть свободным. Представители философской школы Аристиппа из Кирены назывались киренаиками.

Древнегреческий философ Эпикур описывал наслаждение как избавление от страданий, несчастья и страха. Счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, полагал Эпикур. Он не проповедовал погоню за плотскими удовольствиями, а учил, что человек должен довольствоваться малым и ценить простые радости вроде дружбы — тогда жизнь будет прожита не зря.

В эпоху расцвета Римской империи появилась вульгарная трактовка гедонизма как погони за чувственными удовольствиями.


Вильгельм Котарбинский. «Римская оргия». Конец XIX века

В Средние Века христианство противопоставило гедонизму аскетизм — отказ от земных благ. Однако в эпоху Возрождения эпикурейские идеи умеренного гедонизма вновь заинтересовали гуманистов. У просветителей XVIII века они получили развитие в идее разумного эгоизма — умения жить своими интересами, но не нарушать интересов других людей.

Новый философский подход к гедонизму предложил британский философ и теоретик либерализма Иеремия Бентам (1748-1832). Он сформулировал теорию утилитаризма, согласно которой общество должно стремиться к максимальному удовольствию всех людей.

Польза в утилитаризме — это не личное счастье, а «величайшая сумма общего счастья всех», конечная цель человека, писал британский философ Джон Милль в работе «Утилитаризм» (1861).


Джон Милль, последователь Бентама, развивавший идеи утилитаризма. Портрет работы Г.Ф.Уоттса

https://youtube.com/watch?v=tStFXI3RZtg

Про “Гедонизм” простыми словами

Философия удовольствия

Гедонизм – это особое ответвление в философии, основой которого служит стремление человека к физическому наслаждению. Наивысшей ценностью, согласно учению, является вечный поиск удовольствия, а также удовлетворение человеком любых потребностей. Очень часто данное понятие используется в негативном контексте. Гедонистом называют человека, зацикленного на собственном комфорте, для которого материальные ценности гораздо важнее духовных.

История появления

Впервые понятие возникло во времена Древней Греции. Его в своей философии разработал Аристипп, основатель гедонической школы. Он считал, что человеческая душа может находиться в двух состояниях. Первое состояние тесно связано с удовольствием, второе – с неприятными ощущениями, например, болью или грубостью.

По мнению философа, изначально душа желает испытывать только приятные ощущения, а потому их достижение делает человека счастливее. Боль же и дискомфорт следует избегать, стремясь всю жизнь к первому душевному состоянию.

Идеи Аристипп активно развивал Эпикур. Он считал, что человеческое счастье возможно только при условии полной удовлетворенности жизнью. Но главную цель он видел не в том, чтобы искать наслаждения, а в том, чтобы избавиться от страданий. Чем меньше человек будет страдать, предполагал Эпикур, тем больше он будет удовлетворен и спокоен. В этом людям должна была помочь атараксия – достижение абсолютной безмятежности и умиротворенности.

Гедонизм и наука

Гедонизм уже не одно десятилетие является предметом бурной дискуссии у ученых. На сегодняшний день выделяют два вида.

Первый, психологический, заключается в выдвижении чувств и эмоций на первый план

Рациональная часть человека в этом случае не играет важной роли. Индивид старается приумножить доступные ему радости, всеми силами избегая лишений и страданий.
Второй вид – этический

Он является научной теории, в которой говорится о том, что человеку по своей природе необходимо искать наслаждение. При этом неважно, пытается ли человек удовлетворить свои или же чужие потребности.

Также, начиная с XX века, его рассматривала и социальная психология. Она разделила гедонизм на две концепции: будущего и настоящего. При будущем человек испытывает удовлетворение от ожидаемого наслаждения. Во время настоящего он совершает поступки, которые помогут ему достигнуть удовлетворения как можно скорее.

Наслаждение и XVIII столетие

В период «галантного века» гедонизм стал основой философии аристократов. Многие из них старались жить только ради удовольствия, не испытывая при этом нужд и лишений. Примером для аристократов становились монархи, поведению которых и подражали придворные. Например, во Франции эпохи абсолютизма король Людовик XV запомнился именно своим гедонистическим образом жизни.

Управлению страной он предпочитал развлечения и отдых. Свободное время он занимал охотой и коллекционированием шедевров живописи. По его приказу был построен «Олений парк» – специальное место, в котором король мог бы проводить время со своими фаворитками.

https://youtube.com/watch?v=tStFXI3RZtg

Гедонизм в литературе

Настоящий гедонист, отдавший всю жизнь наслаждению, ярко показан в романе «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Писатель создал образ молодого человека, чьей главной ценностью стало удовольствие в любом виде. По воле случая юноша по имени Дориан Грей завладевает портретом, который стареет вместо него. Именно это становится отправной точкой для того, чтобы кардинально поменять свои взгляды. И Дориан перестает отказывать себе в чем-либо, полностью посвятив свое существование физическим удовольствиям.
Черты гедониста угадываются и в одном из «вечных образов» – в Дон Жуане. Многие писатели, поэты и композиторы посвятили ему десятки произведений

Дон Жуан является молодым обольстителем, для которого характерен праздный образ жизни и стремление завоевать внимание красивых дам. Он не обременен никакими заботами и все, что его заботит – моментальное удовлетворение любой потребности.

Стремление к удовольствию в современном мире

Сейчас ученые спорят, необходим ли гедонизм человеку или же он может принести только вред. По результатам исследований, сотрудники работают на 12% усерднее, если чувствуют себя счастливыми. Поэтому многие корпорации стараются обеспечить своих работников комфортными условиями для работы, а также занимаются обеспечением отдыха и досуга.

Не зря же говорят, что “знания рождают скорбь”.

Плюсы и минусы гедонизма

Понятие неоднозначное, проявлений его столько же, сколько людей, хотя и есть два основных вида, поэтому однозначно причислить гедонизм к позитивному проявлению или негативному нельзя. Стремление к удовольствию является важным этапом развития, это стимул и мотивация для многих достижений, в то же время когда гедонизм доведен до абсолюта, то несёт всё больше неприятностей. Ориентированность личности на удовольствие, без принятия ответственности, заботы о завтрашнем дне является проявлением инфантильности, несущей только растраты и моральное разложение. Если это подростковый возраст, то есть надежда на контроль со стороны взрослых и саморазвитие, если это присутствует у взрослого человека, то вероятно, что будут потеряны все накопления, здоровье и социальные связи, причём в кратчайшие сроки.

Когда человек причисляет себя к гедонистам, потому что ищет для себя лучшего, хочет питаться качественными продуктами и принимать ванну с солью, а не быстро мыться под душем – это благоприятное развитие, поскольку тут присутствует необходимая забота о себе, обусловленная потребностями и завтрашним днём. Правильное питание, вкусная еда, комфортные условия жизни – это всё продлевает жизнь, повышает работоспособность, освобождает время для творчества. Когда человек останавливается на удовольствии от психоактивных веществ, то происходит только разрушение физической оболочки, путей развития и всего социума.

Гедонизм, доведённый до максимума, в итоге может лишить человека всех удовольствий, хотя исповедует их как смысл и цель жизни. Постепенно потребности растут, и в один день прогулки становится недостаточно для счастья, чашка кофе уже не радует, а поцелуй любимого не бередит переживания, тогда люди начинают искать новое, повышать дозы. Проблема в том, что материальный мир конечен и может наступить момент, когда все ступени какой-то части удовольствий пройдены, а следующих нет. Это повергает в настолько сильную депрессию, что часто заканчивается суицидом.

Постоянная концентрация на поиске удовольствий откладывает жизнь человека и полностью без внимания оставляет его будущее

Когда мы способны переключать своё внимание и только этим находить прекрасное в текущем моменте – это позитивная сторона гедонизма, такая супер-способность сотворить радость там, где ты есть из ничего. Но когда мозг пульсирует в ритме гугла и ищет где, что ещё нового принесёт эндорфины, то счастья нет в настоящем, более того, время тратится впустую и наслаждения лишается будущее

Осознанный гедонист идёт работать, чтобы потом насладиться отдыхом и заработанными благами, тот кто просто ищет наслаждения не получает ресурсов для его приобретения в будущем.

Гедонизм прекрасен в своём здоровом проявлении, он позволяет человеку отказываться от назойливых рекомендаций окружающих и работать там, где это интересно, общаться только с тем, кто приносит энергию и воодушевление. Если взять его глобально и рассматривать здоровье и свои ощущения, как главные составляющие прекрасной жизни, то гедонистические взгляды растят зрелую, здоровую личность. Если же всё упирается только в получение кайфа любым путём и сейчас, то ничего кроме фрустрации, проблем со здоровьем и потерей любых возможностей не может быть вариантом будущего.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Книги про гедонизм

Явлением интересовались многие, его серьезно изучали философы и психологи, описания можно встретить и в художественной литературе. Вот некоторые книги о гедонизме.

  1. «Принципы этики» Джордж Мур. Английский философ размышляет о природе явления и указывает на ошибку – смешение понятия блага и средства его достижения.
  2. «Мозг и удовольствия» Дэвид Линден. Книга рассказывает о новейших достижениях в области нейробиологии, которые позволили по-новому взглянуть на получение удовольствия и образование зависимости от него.
  3. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд. Известное произведение, претерпевшее не одну экранизацию, демонстрирует самые негативные стороны и последствия гедонизма.
  4. «О дивный новый мир» Олдос Хаксли. Вся общественная жизнь построена на принципах достижения удовольствия. Результаты такого эксперимента описываются в произведении.
  5. «Последний секрет» Бернар Вербер. Герои этого фантастического романа пытаются заглянуть в человеческие мысли и найти причину, побуждающую совершать любые поступки.


Гедонизм

Рекомендуемые статьи:

  • Что такое ГУМАНИЗМ. Признаки и виды гуманизма
  • Что такое ТЩЕСЛАВИЕ, как оно влияет на человека и окружающих
  • Что такое ДИСКРИМИНАЦИЯ. Причины, признаки и виды
  • Что такое КСЕНОФОБИЯ в современном мире
  • КОМПРОМИСС — что это. Плюсы и минусы компромисса

По материалам — womanadvice.ru

Поделиться ссылкой:

Как выявить гедонизм

Проверить человека на склонность к гедонизму можно при помощи онлайн-тестов в Интернете. Кроме того, ниже описан ряд признаков, которые присущи таким людям:

  • слабая сила воли;
  • стремление к благам с наименьшими усилиями;
  • невежество, неприветливость, эгоизм, самолюбие;
  • завышенная самооценка;
  • лень;
  • слабая способность самоконтроля.


Другое проявление гедонизма Когда это течение только зарождалось в Древней Греции, философы вряд ли представляли себе нынешний мир с развратом, сексом и наркотиками, которые порою берут верх над здравым смыслом. В древнем мире это течение предполагало размышления о прекрасном и стремление к получению удовлетворения путем наслаждения красотой женщин и вкусом вина.

Теперь направление осталось тем же, однако способов получить удовольствие стало больше. Многие пути достижения удовлетворения противоречат социуму. Что, собственно, и является проблемой гедонизма в нынешнее время.

Наши ожидания как преграда к гедонизму

Гедонист – это, прежде всего, термин философский. С точки зрения психологии человека, оценку своему состоянию может дать только он сам, а она складывается из его ожиданий и отношении к жизни и ситуациям, которые в ней происходят. К примеру, человек может «ловить» абсолютный кайф при употреблении лапши быстрого приготовления, тогда как другому необходимо для обретения счастья сходить поужинать в элитный ресторан любимой кухни. В обоих случаях они оба получают максимальное удовольствие. В сексуальных отношениях также может происходить подмена понятий. Для кого-то секс с любимой супругой один раз в неделю абсолютное блаженство, а кому-то необходима ежедневная близость с разными партнёрами. Гораздо ближе к термину «гедонизм» станет тот, кто в своей голове настроит шкалу «счастья» и постарается реализовать себя в соответствии с ней.

Гедонист убеждён, что счастливым его делает он сам, поэтому удовлетворяя первичные потребности необходимо заранее определить планку, которая позволит, реализовывая их по минимуму, получить максимум удовольствия.

Функции культуры

Культура выполняет огромное количество функций, вот некоторые из них:

  • преобразующая – преобразование окружающей действительности;
  • защитная – расширение сфер человеческой деятельности приводит к появлению новых видов опасности, а это, в свою очередь, требует от культуры создание мер по защите человека (медицина, экологическая защита);
  • коммуникативная – человек — это социальное существо, ему необходимо общение, и культура формирует его правила и способы;
  • познавательная функция – любая культура создает свою неповторимую картину мира, она исследует человеческую душу, мир, общество;
  • информационная – накопление, хранение и передача информации — это и есть форма исторического прогресса;
  • нормативная – в любой культуре содержатся нормы поведения, которые позволяют поддерживать порядок и регулировать поведение людей, многие эти нормы тесно связаны с традицией, бытом и укладом жизни народа;
  • гуманистическая – формирование нравственности человека;
  • ценностная – культура формирует определенные ценности, идеалы, культурные нормы в обществе;
  • гедонистическая функция культуры – заключается в том, что она доставляет удовольствие человеку, например, наслаждение литературой, живописью, музыкой.

Каждый элемент культуры может выполнять несколько функций, например, искусство выполняет нравственно-духовную, художественно-эстетическую и воспитательную функцию. Отсюда точное определение гедонистической функции культуры очень размытое, это любого рода удовольствия, которые она доставила человеку. Удовольствие может быть как временным, так и продолжительным, как сильным, так и слабым. Главное здесь — это сила влияния культуры на общество в целом и на отдельного человека в частности.

Читайте также: