• Без рубрики
  • 0

Философская антропология

Литература

  • Ильин В. В. Философская антропология: учебное пособие для вузов. — 2-е издание. — М.: Книжный дом Университет (КДУ), 2006. — 232 с. — 1000 экз. — ISBN 5-98227-193-4.
  • Корнеев П. В. Современная философская антропология. — М., 1967.
  • Буржуазная философия XX века. — М., 1974.
  • Гуревич П. С., Степин В. С. Философская антропология. Очерк истории // Философские исследования. — 1994. — № 1. — С. 114—129.
  • Буржуазная философская антропология XX века. / Ред. Б. Т. Григорьян. — М., 1986.
  • Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. — М., 1988.
  • Феномен человека. Антология. — М., 1993.
  • Слободчиков В.И. «Антропологический принцип в психологии развития», М., 1998 (в соавт.);
  • Слободчиков В.И. «Деятельность как антропологическая категория», М., 2001 (в соавт.);
  • Слободчиков В.И. «Основы психологической антропологии» (в 3-х томах, в соавторстве)
  • Слободчиков В.И. «Антропологическая перспектива отечественного образования».
  • Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. — 127 с.
  • Наваррия Д. Символическая антропология. — К.: ДУХ І ЛІТЕРА, 2016. — 376 с. — ISBN 978-966-378-443-4
  • Хамитов Н.В., Крылова С.А. и др. Философская антропология: словарь. 3-е издание / Ред. Н.В. Хамитов. — К.: КНТ, 2016. — 472 с.

Социальная и религиозная антропология

Социальная антропология рассматривает человека и как создателя, и как продукт культуры.

Видный представитель данного направления немец Э.Кассирер выдвинул теорию, согласно которой жизнь человека протекает не только в естественной среде, но и в символическом мире, иными словами во «вселенной культуре», частью которой являются язык, искусство, мифы, религия.

Социальная антропология призвана помогать людям находить общий язык, лучше понимать друг друга, мирно разрешать конфликтные ситуации, эффективно взаимодействовать во всех областях материальной и духовной жизни.

В центре религиозной антропологии стоит образ Бога в человеке.

Выдающийся русский философ Н.Бердяев говорил, что без Бога теряется стержень внутри всякого человека, а в душе образуется вакуум, пустота.

Упразднив Бога, человечество создаёт себе нового кумира в лице сверхчеловека. На этой почве появляются «отцы народов», «великие кормчие», «фюреры» и иные диктаторы (это кто?) и деспоты, ставящие себя чуть ли не выше Творца.

Русская религиозная антропология исходит из того, что определяющим свойством каждого человека является духовность, где законы нравственности становятся сильней давления внешних обстоятельств.

Если сравнить нравственные нормы различных религий, то можно убедиться, что они отражают одни и те же ценности, такие как не убивай, не кради, не лги, почитай родителей и т.д.

А это значит, что Бог един, только предстаёт в разных ипостасях. Очень жаль, что человечество в большинстве своём не следует мудрым заповедям – жизнь наверняка стала бы лучше.

На эту тему написано немало научных трудов, сломано бесчисленное количество копий. Так что пытливому уму есть над чем поработать.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Философская антропология

Определение 1

Философская антропология (греч. anthropos — человек) – это наука, ставящая вопросы о сущности и сущностной структуре человека и о фундаментальных вопросах его бытия.

Философская антропология как наука возникает вследствие перехода философии конца ХIX — начала XX века к онтологии и антропологии от гносеологии и логики; идеи этой науки прослеживаются в ряде философских течений, вне зависимости от определяющих проблематик в них.
Философская антропология, в узком смысле, — одно из направлений западной философии, которое окончательно сформировалось после Второй мировой войны в Западной Германии.

Слово «человек» несет в себе три смысла в антропологии философии.

  1. Общий либо собирательный смысл – здесь подразумевается человеческий род в целом
  2. Смысл обозначения какого-либо представителя рода или носителя общих черт – здесб подразумевается индивид
  3. Смысл обозначения конкретного человека, который имеет уникальные черты – это личность (индивидуальность)

Философия истории.

Философия
истории — философская оценка и
истолкование результатов исторических
исследований и изложений истории.

История
— это человеческая общественная память,
самопознание и самосознание людей:
исчезнувшее в действительности живет
в сознании.

Важнейшие
системы философии истории:

— теологическая
философия истории (движущая сила истории
— Бог);

— метафизическая
философия истории (движущая сила —
трансцендентальная закономерность, т.
е. судьба);

— идеалистическая
философия истории (движущая сила —
духовно-научная или духовно-душевная
жизнь человека);

— натуралистическая
философия истории (движущая сила —
природа человека, обладающего страстями,
побуждениями);

— материалистически-экономическая
философия истории (движущая сила —
экономические отношения). Как наука
философия истории возникла в Новое
время, этот термин ввел великий мыслитель
Вольтер. Предпосылкой появления философии
истории стала база христианства с его
новаторской общечеловеческой
устремленностью.

Принципы
понимания истории с точки зрения
философии:

— принцип
различения прошлого, настоящего, будущего
времени жизни;

— принцип
устремленности к определенному желаемому
состоянию, который определяет смысл
всего предшествующего развития (ожидание
будущего);

— принцип
накопительного характера человеческой
деятельности, который формирует новое
качество жизни.

Основные
вопросы, которые рассматриваются в
философии истории:

— что
заставляет развиваться человеческое
общество?

— есть
ли направление у истории, если есть, то
какое?

— насколько
наша история определяет настоящее и
будущее?

— чего
ждать людям в будущем?

— имеются
ли в истории какие-либо законы, которые
можно узнать и управлять историей, или
в истории господствует непостижимая
судьба?

В
истории философии существует множество
концепций, которые можно разделить на
три группы:

— концепции
однолинейного прогрессивного развития;

— концепции
многолинейного развития;

— концепции
циклического развития.

Карл
Ясперс (1883–1969) — знаменитый немецкий
философ, классик европейской философии
— в своей книге «Истоки истории и ее
цель» предложил схему мировой истории:

1)
доистория, или «прометеевская эпоха»
(начало речи, возникновение орудий
труда, умения пользоваться огнем), когда
человек только начинает быть человеком;

2)
культуры древности, которые существовали
тысячелетия (древневосточные,
древнегреческие и др.);

3)
«Осевое время» — время формирования
подлинного человека;

4)
научно-техническая эпоха, чье преобразующее
действие испытывает современный человек.
Объективный фактор в истории — это в
основном труд, производство и формы
общественных отношений, которые в
значительной мере являются кристаллизацией
предшествующей деятельности людей. Но
любое новое поколение не просто повторяет
то, что делалось их предшественниками,
а реализует свои собственные потребности
и интересы, осуществляет свои собственные
цели. Разноплановая деятельность людей,
их живой труд и есть то, что составляет
сущность субъективного фактора истории.
Субъективный фактор называется так,
потому что раскрывает деятельность
субъекта истории, каковым являются
массы, социальные группы и отдельные
люди.

Антропология — это…

Под антропологией понимается совокупность научных дисциплин, изучающих происхождение и эволюцию человека в естественной (природной) и искусственной (культурной) среде.

Поэтому антропология разделяется на два научных направления: биологическое (физическое) и социальное (культурное). В таком понимании термин был впервые употреблён Аристотелем.

В настоящее время многие учёные (в первую очередь английские и американские) включают в антропологию археологию и этнографию.

Существует и ещё одно ответвление – философская антропология, дающая философское и теологическое (религиозное) толкование человеческой сущности.

На это есть ряд причин, о которых будет сказано ниже.

Изучением строения человеческого тела и его отдельных органов занимались врачи и анатомы античной эпохи (Гиппократ, Гален и их последователи), однако формирование антропологии как самостоятельной науки началось только в середине XVIII века, когда К.Линней определил место человека в биологической классификации.

Немного позже Ж.Ламарк выдвинул гипотезу о происхождении людей от человекообразных обезьян, а Ч.Дарвин на её основе создал свою знаменитую теорию, принесшую ему мировое признание.

Всплеск интереса к антропологии ознаменовался расцветом антропологических обществ в европейских странах (Англия, Франция, Германия, Россия), которые стали не только научными, но и пропагандистскими центрами в данной области науки.

Под их эгидой и патронажем открываются музеи и выставки, проводятся лекции и семинары.

Философская антропология

Начало данному направлению положила работа М. Шелера «Положение человека в космосе», увидевшая свет в 1928 году.

Она охватывает духовную жизнь человека, характеризует его отношение к окружающему миру и к самому себе, определяет смысл его существования, одним словом, касается широкого круга вопросов человеческого бытия.

М.Шелер обосновал создание философской антропологии необходимостью объединения различных областей человекознания в целостную структуру, откуда вытекают дела и свершения человека, характеризующие его сущность и существование.

Рассуждения о том, «что есть человек, какова его природа и предназначение» охватывают такой широкий круг проблем, что позволяет говорить о философской антропологии как об обособленном исследовательском направлении.

М.Шелер упрекает западноевропейское общество в том, что философские, моральные и религиозные ценности отодвинуты человеком на задний план.

По его мнению, именно это явилось главной причиной кризисной ситуации в общественной жизни, а чтобы её преодолеть, этим ценностям надо вернуть то значение, которые они имели изначально.

Чтобы охарактеризовать нынешнее состояние философской антропологии, выделим три её главных направления:

  1. биологическое;
  2. культурное;
  3. религиозное.

История возникновения и основные вопросы философской антропологии

Вопрос о человеке – это вечный вопрос, который вставал перед мыслителями всех времен и эпох. В конечном итоге любое стремление к познанию мира, созданию онтологических или гносеологических концепций вытекает из стартовой посылки человека понять самого себя, определить свое место в мире, что невозможно без определения сущности мира как такового.

В античной философии человек и мир еще не были разъединены и противопоставлены друг другу, человек был органичной частью мира наравне с другими объектами мира-космоса-природы – деревьями, скалами, животными и даже богами. Именно по этой причине познание человеком себя не мыслилось возможным в отрыве от познания окружающей природы. Родоначальник античной этики Сократ утверждал, что тот, кто хочет узнать самого себя, должен начать с познания мира. Лишь знание представляет собой благо, тот, кто обладает знанием способен совершать осознаваемые поступки – такие, для которых человек осознает и потребность, и цель, и средства ее достижения. Такие поступки всегда направлены к добру, в то время как незнание порождает импульсивное, дурное поведение и есть зло.

С течением времени представления о человеке и мире менялись, онтологическая проблематика отделилась от антропологической, однако проблема человека продолжала волновать умы философов.

Как самостоятельная философская дисциплина философская антропология возникла относительно недавно – во второй половине девятнадцатого века. Период ее расцвета – первая половина века двадцатого, время существования многочисленных антропологических школ, как философских, так и научных, особенно в германском пространстве. Философская антропология отделяет себя от других наук о человеке, своим особым статусом, универсальностью тех ракурсов, с которых она рассматривает проблему человека:

  • Специфические человеческие качества, отличающие его от животных;
  • Человеческий род и внечеловеческое;
  • Человек-человеческие отношения;
  • Внутренний мир человека – его психическая и духовная жизнь.

Развитие философской антропологии

Сейчас философская
антропология является одним из наиболее
влиятельных направлений в западной
философии. Существует множество
различных ее направлений, из которых
выделяются два основных: биологическое
и функциональное. Разделяются эти
направления философской антропологии
по следующему критерию: познание человека
или по его сущности,
или по его проявлениям.

Биологическое
направление философской антропологии

Сущность человека
многогранна. И сам Шелер говорил, что
человека невозможно познать, человек
слишком широк. Поэтому последующие
направления философской антропологии
стали разрабатывать учение о человеке
с точки зрения биологической, находя
сущность человека в его жизненном
начале. Человек — это прежде всего
начало жизненное (но не следует сводить
его только к животному началу). Основным
представителем биологического направления
в философской антропологии является
немецкий философ Арнольд
Гелен (1904—1976). Согласно этому
направлению, человек — это животное,
но животное особое в силу своего
биологического
и социального
предназначения. Это животное, способное
создавать совершенно особые творения.
Поэтому человек отличается от других
животных, и это свое отличие от них он
ощущает как некоторую ущербность. Отсюда
извечное недовольство человека своими
творениями, будь то культура,
наука
и т. п. Человек вечно недоволен, он
отчуждается от этих творений и в прямом
смысле воюет с этими своими творениями.

Функциональное
направление философской антропологии

Однако большинство
представителей философской антропологии
после Шелера
(и одновременно с Шелером) рассматривали
человека с точки зрения не его сущности,
а с точки зрения его проявлений. Так
возникает функциональная, или
функционалистская школа философской
антропологии, одним из основных
представителей которой является Эрнст
Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что,
поскольку сущность человека непознаваема,
то познать его можно через его проявления,
через те функции,
которые человек выполняет. Основное
отличие человека от животного —
это его деятельный труд.
Трудовая деятельность может быть самой
разнообразной. Человек создает
вещественные предметы, создает науки,
религию,
искусство,
язык
и т. п. — все это есть продукты
человеческой деятельности. Поэтому
познание человека возможно через его
функциональные проявления, то есть
через его культурную
и творческую
деятельность. Объединяет всю деятельность
и все проявления человека то, что все
они — и язык,
и наука,
и религия —
есть символы
некоей действительности. Но, в отличие
от Шелера,
Кассирер утверждает, что человеку
доступны только символы. Что бы за этими
символами ни скрывалось, доступны
человеку только они, и познание
человека возможно только через познание
символов. В отличие от Шелера, Кассирер
не призывает восходить через символы
к бытию Бога.

Место человека в природе

Одним из ключевых вопросов антропологии является вопрос о месте человека в мире. По этому вопросу сложилось четыре точки зрения:

  1. Античная мысль стоит на позиции космоцентризма, согласно которой внутренний мир человека подобен космосу.
  2. Средневековое учение о человеке было теоцентрическим, признавало Бога творцом человека как существа расположенного между ангелами и животными.
  3. Эпоха Возрождения – это время господства антропоцентризма с его идее равности человека Богу.
  4. Позиция коэволюции характерна для современного мира; указанная точка зрения утверждает гармоничное общение человеческого и природного.

Философско-биологическая антропология А. Гелена

Замечание 2

Непосредственно концепцию философско-биологической антропологии создает немецкий философ А. Гелен.

Исходным положением мыслитель считает утверждение биологической природы человека, на основании который человек проявляет себя как деятельное существо. Духовность человека – это часть витальной составляющей человека.

Как биологическое существо человек не самодостаточен. По сравнению с другими животными человеческая телесность оказывается более уязвима к внешним воздействиям. Такая биологическая открытость, незавершенность человека является его отличительной чертой. Природа предопределила человека к жизни в сообществе, не наделив его способностями животного. Гелен считал, что разрабатывает такую разновидность антропологии, которая является частью эмпирических наук.

Мыслитель анализирует и общественное устройство и культуру. Согласно его мнению, человек биологически создан так, чтобы существовать в культуре. Человеку от природы врожден ряд признаков, делающих его таковым.

Общественные институты Геленом также трактуются через обращение к антропобиологическим основам человеческого существования в мире. Институты здесь понимаются как своего рода места, где человек овладевает жизненно необходимыми умениями и навыками. Установившиеся общественные отношения, по мысли немецкого философа, нарушать человек не в праве. Исходя из этого, Гелен создает концепцию ответственности человека.

Кроме того, Гелен считает, что нужно с осторожностью подходить к изменению социально-политических устоев общества, т.к. они могут вызывать агрессию и насилие в нем

Гелен с недоверием относился к высокому уровню развития современной ему культуры. Он считал ее продуктом развития биологизаторского отношения к человеку.

Антропология, археология и этнография

Многие цели археологической науки совпадают с задачами, которые ставит перед собой социальная антропология. Разница лишь в том, что археологи исследуют культуру и быт древних сообществ.

То есть, археолога можно охарактеризовать как антрополога, занятого изучением прошлого на основе археологических данных.

Более того, археологи путём теоретических методов увязывают обнаруженные находки (материальные свидетельства) с поведением человека и культурным уровнем его развития в тот или иной период.

Этнография изучает этнические группы, их происхождение, расселение, состав, материальную и духовную культуру.

Собранная информация используется для выведения законов, по которым развивалось человечество на низовых уровнях культуры. То есть, и здесь прослеживается тесное переплетение научных течений.

В то же время степень взаимовлияния трёх вышеупомянутых дисциплин оценивается по-разному. Это наглядно видно по названию академических институтов и кафедр российских (и не только) учебных заведений.

Так, в 1990-е годы институт этнографии АН СССР был переименован в институт этнологии и антропологии, в алтайском государственном университете есть кафедра археологии, этнографии и источниковедения, в СПбУ – кафедра антропологии и этнографии.

Одним словом, намудрили товарищи учёные так, что … ну, сами понимаете.

Макс Шелер — один из основоположников философской антропологии

Философские взгляды Макса Шелера (1874—1928) претерпели серьёзную эволюцию, он был неокантианцем, затем стал феноменологом, а в дальнейшем попытался соединить результаты своих прежних исканий с тем, что он теперь считал главным — изучением проблемы человека.

Главной задачей философской антропологии Шелер считал раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек? «И религии и философемы, — писал он, — до сих пор старались говорить о том, каким образом и откуда возник человек, вместо того чтобы определить, что он есть». При этом Шелер отчётливо осознавал сложность нахождения ответа на этот вопрос, поскольку «человек столь широк, ярок и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими».

В философии позднего Шелера речь идёт о двойственной основе сущего (ens per se), состоящей из энергетически самостоятельного, мощного „порыва“ и бессильного „духа“. Для ens per se, по Шелеру, характерно то, что поток действующих в нём сил идёт снизу вверх: каждая высшая форма бытия опирается на энергию низших форм. Противоположность „порыва и духа“ предстаёт в учении Шелера как полярная противоположность онтологически изначальных потенций, которые встречаются в человеке. Понятие «порыва» охватывает хаотические силы неорганической природы и поток „жизни“, а также экономические, политические и демографические аспекты истории. Понятие «духа» обозначает высшие идеальные, эмоционально-ценностные формы бытия как в личностных измерениях, так и в более широком плане содержания культуры. «Центр актов, — говорит Шелер, — в котором дух проявляется в области конечного бытия, мы хотим обозначить понятием личности, радикально отличным от всех функциональных центров „жизни“, которые при рассмотрении их изнутри называются „душевными центрами“».

Трансцендирование за пределы „жизни“ — наиболее существенный признак человеческого бытия, при этом у позднего Шелера человек устремлён к реализации своего собственного сущностного начала, в измерениях которого божественное сливается с человеческим; божество в этом философском учении мыслится как становящееся в человеке и человечестве, человек понимается не как творение Бога, а как „соавтор“ (Mitbildner) великого синтеза изначальных онтологических потенций.

Глубинную сущность способности человеческого духа к дистанцированию от действительности Шелер находит в актах „идеирующей абстракции“, в них человеческий дух восходит в царство чистых сущностей, проникает в последние основания бытия.

Деятельность „духа“, по Шелеру, опирается на силу инстинктов, поставленных „духом“ себе на службу, сам по себе „дух“ бессилен. Самые возвышенные идеи остаются нереализованными, если они не опираются на энергию инстинктов. „Дух“ должен не отрицать инстинкты, а вовлекать их в сферу своего действия.

Однако, в „порыве“ Шелер видел также великое начало бытия; силы жизни вносят яркое многообразие в реальное существование человека. По Шелеру, эти две стихии не могут полностью слиться в процессе осуществления их синтеза.

Макс Шелер — основоположник философской антропологии

Макс
Шелер (1874—1928) проделал серьёзную
философскую эволюцию в своих взглядах,
был неокантианцем,
феноменологом
и в конце своей жизни он все же попытался
соединить все свои предыдущие искания
с главным — изучением проблемы
человека.

Время 20-х
годов было очень неспокойным, и
возникновение философской антропологии
(так же, как персонализма
и экзистенциализма)
весьма тесно связано с духовной и
экономической ситуацией в Европе.
В частности, Шелера не могли не беспокоить
те социально-экономические потрясения,
происходившие в странах Европы
в 10-х
годах: Первая
мировая война, революционные
волнения в Германии и России
и т. д. В этом кризисе Шелер видел
прежде всего кризис понимания человека.
Коммунизм,
по мнению Шелера, это отказ от человека.

Шелер считал,
что незнание сущности человека приводит
к кризису в культуре,
к отказу от самого человека. Кризис
общества —
это кризис человека, кризис личности.
Причина этого в неправильном подходе
к познанию.
Это абсолютизация, по выражению Шелера,
знаний контроля и недооценка знаний
культуры. Знания контроля — это
естественнонаучные
знания, знания культуры играют гораздо
большую роль, но их недооценивают. Но
главное значение имеют знания спасения,
однако люди ими полностью пренебрегают.
Таким образом, Шелер выстраивает иерархию
наук: естественные
науки, науки
о культуре (в том числе философия)
и, наконец, учение о спасении,
то есть религия.
Знание о человеке должно предполагать
некое синтетическое знание, включающее
в себя знание всех трех наук: знание
естественнонаучное, философское и
религиозное. Человек — единственное
существо, которое подпадает под все эти
учения, но оказывается, что познать
человека во всем этом синтезе нереально.
Человек, по выражению Шелера, «вещь
столь обширная», что все его определения
неудачны. Человека нельзя определить,
он превосходит любое определение, любую
науку. Тем не менее проблема человека —
это главная проблема философии. Кризис
современного общества показывает всю
насущность этой задачи.

Человек
и Бог

Шелер был
католиком,
хотя и не всегда ортодоксальным. Но при
всех сложностях его религиозных исканий,
христианская
направленность оставалась, и поэтому
особенностью человека Шелер считал его
направленность к Богу.
Бог — это высшая ценность,
и человек — есть существо, живущее
в ценностном мире. На эти взгляды Шелера
повлияло его увлечение неокантианством.
Направленность человека к Богу и
определяет его жизнь среди ценностей.
Всего Шелер насчитывает четыре класса
ценностей: ценности удовольствия,
ценности жизни, ценности духа и ценности
религии.
Большинство людей главными, а может
быть и единственными, считает ценности
удовольствия; меньшее количество людей
в этой иерархии ценностей восходит к
ценностям жизни и духа, и только одни
святые
живут в ценностях религии. Святой, по
мнению Шелера, это совершенный человек —
человек, который постиг Бога и через
Бога, через Его совершенство сам стал
совершенным.

Природа
человека

В человеческой
природе Шелер насчитывает два основных
начала: это жизненное начало, некий
жизненный порыв, и дух,
идущий от Бога. По своему жизненному
началу человек есть животное,
живое существо, но также и существо
разумное, обладающее духом — поскольку
Бог его им наделяет. Божественный дух
превосходит человеческую природу,
поэтому человек становится человеком
тогда, когда он ассимилирует в себя дух
Божественный, делая его своим достоянием.
Шелер усматривал сущность человека не
в мышлении
или волении,
а в любви.
Любовь,
согласно Шелеру, — это акт духовного
единения, сопровождающийся прозрением
высшей ценности объекта.

Достояние духа
достигается благодаря человеческому
слову.
В словах выражается вся мысль
и вся культура.
Таким образом, слово является неким
символом,
через который человек может познать
Бога. Для самого себя человек всегда
является центральной проблемой, но
понимаемый с точки зрения взаимоотношения
с Богом, человек может познать сам себя,
познавая в себе духовные Божественные
проявления сквозь символы.
Символы — это и наука,
и религия,
философия
и т. п. Сквозь эти символы просвечивает
высшая духовная Божественная реальность,
поэтому тайна мира и тайна всего
мироздания,
а также тайна Самого Бога сокрыты в
человеке. Поэтому философская антропология,
по Шелеру, должна быть не разделом
какой-либо философской системы, а
наоборот, вся философия должна выводиться
из человека. Из знания о человеке через
знание символов возможно и познание
всего мироздания.

Природа человека и теория эволюции

Замечание 1

Философско-биологическая антропология рассматривает человека как часть природы, подчиненную общим для всего живого законам. Такая точка зрения тесно связана с естественно-научными представлениями, согласно с которыми все в мире подвержено эволюции.

Впервые идеи эволюционизма появляются уже у древнегреческих материалистов (Эмпедокл, Демокрит и др.). Впоследствии эволюционные идеи были популярны в философии эпохи Возрождения (Джордано Бруно) и Нового времени (Ф. Бэкон, В. Лейбниц).

Оттенки эволюционной идеологии в анализ природы человека привнес И. Кант, не будучи всецело сторонником эволюционизма.

Со второй половины XVIII века антропология полностью отказывается от рассмотрения природы человека имеющей божественное происхождение, не занимается и поисками цели и смысла жизни человека. Ее в первую очередь начинает интересовать место человека в природе, человек как ее часть.

Так де-Бюффон ($1707-1788$) в своем труде «Естественная история» характеризует человека как животное, отличающееся своей духовной жизнью. Ж.Б. Ламарк ($1744-1829$) также определял человека как часть животного мира. Ему принадлежат знаменитые «Человек – машина» и «Человек – растения», в которых он исследует природу человека с точки зрения естественнонаучного механицизма, который широко был распространен в то время.

Целостное учение эволюционизма о природе человека сформулировал Ч. Дарвин. Его учение оказало сильное влияние на антропологию. Оно обращается в первую очередь к прояснению происхождения человека как вида. Кроме того, антропологическое учение повлияло на появление экспериментальной психологии.

Можно выделить три ключевых принципа антропологии эволюционизма:

  1. Между животным и человеком нет принципиальных различий, их поведение может изучаться одинаковыми методами;
  2. Человеческое сообщество живет по принципу естественного отбора; интеллект человека, сфера его духовной жизни – это результат исторического развития человека как биологического вида;
  3. Человеку как виду присущи преимущества в естественном отборе из-за особенностей строения его тела (прямохождение, кисть руки с большим пальцем и т.д.)

Читайте также: