• Без рубрики
  • 0

Душ

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Античная традиция. Досократики, Платон и Аристотель

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков.

Досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела — двух фундаментальных измерений человеческого существования.

С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга. Душа является «эйдосом жизни» и не подвержена смерти, смерть изгоняет душу из тела, но не может уничтожить её, так как она неуничтожима (Федон 105а — 107b).

Для Аристотеля душа и тело неразрывно взаимосвязаны. Душа является формой тела (в аристотелевском значении слова «форма»). Он также называет душу «первой энтелехией тела»:

Аристотель различает три рода души:

  • растительная (способная к питанию и размножению);
  • животная (чьи функции — ощущение и передвижение);
  • разумная (свойственна только человеку, её функция — мышление).

У человека есть все три рода души. По поводу двух первых Аристотель уверен, что они смертны и не переживают тела, по поводу разумной души — склоняется к тому, что она может существовать и без тела. Он пишет:

Демокрит

Демокрит считал, что душа есть у всего, она присутствует даже у неодушевлённых объектов (например, камней), только в очень малой мере.

Душу он считал состоящей из атомов и смертной. Дыхание он полагал процессом обмена внутренней души с внешней: вдыхая, человек или животное наполняется внешней душой, выдыхая, оставляет в воздухе частицы собственной души. Поэтому душа изменчива. Состояние души зависит от подвижности составляющих её атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается.

Стоики и эпикурейцы

Эпикурейцы предполагали, что душа, как и тело, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются. Эпикуру приписывают афоризм: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет».

Стоики также считали душу материальной и состоящей из тонкой пневмы. Поэтому они полагали, что душа умирает вместе с телом или в скором времени после него, распадаясь в пространстве.

Душу стоики делили на восемь частей:

  • разум, управляющее начало, именуемое гегемониконом (располагается в голове, у человека это разум, у животных — инстинкты);
  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • вкус;
  • голос;
  • способность к размножению.

Стоики сравнивали душу младенца с «чистым листом папируса», таким образом они являются авторами концепции tabula rasa.

Средневековье

Фома Аквинский вслед за античными философами определял душу (anima) как «первое начало жизни» (primum principium vitae).

Новое время

После античного периода к исследованию души вновь обращаются Лейбниц, Шопенгауэр, Кант и Гегель.

Против христианского понимания души выступал Иммануил Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких учёных, как Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка.

Главные отличия души и духа

Отличия одного понятия от другого заключаются в следующем:

  1. Душа присутствует в любом живом организме, а дух может быть только у человека.
  2. Душа поддается воздействию окружающего мира (она может радоваться, страдать, сопереживать и т.п.).
  3. Душа вселяется в тело человека в момент зачатия (по некоторым источникам — рождения), а дух возникает в процессе познания мира и принятия Господа.
  4. Если душа покинет тело, то человек умрет. Если уйдет дух, то жизнь продолжится, но уже не будет праведной.
  5. Дух олицетворяет познание, а душа — чувства и ощущения.

Тем не менее провести четкую грань между этими составляющими не всегда удается.

Каждая религия имеет свои определения данных понятий. Православные люди в поисках ответа на вопрос, чем отличается душа от духа, обращаются к Священному Писанию (Библии).

Множество трактовок и представлений

Чтобы определить, что вкладывается в словосочетание «душа человека», попытаться ответить, что это такое, нам придется обратиться к науке, философии, религии, учесть разные оттенки значения этого слова. Будьте готовы к тому, что какие-то мнения и интерпретации вызовут неприятие, а с какими-то, возможно, захочется согласиться.

Итак, душа представляет собой нематериальную, нетелесную сторону личности — это или близкое ему определение, наверное, можно назвать самым общим, охватывающим все сферы, в которых применяется понятие. А что же в частности? Конечно, существует не одно значение слова «душа» в русском языке.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • То же самое, что и «человек» — это разговорный вариант употребления слова. Например, мы можем сказать: «Вокруг ни души».
  • Бессмертная составляющая личности, которая, когда умирает тело, попадает либо в рай, либо в ад.
  • Внутренний мир человека, совокупность его психических процессов и состояний.

психика

Рекомендуем: Что значит: панпсихизм?

На протяжении истории представление о душе менялось. Понимание ее как чего-то сверхъестественного было, разумеется, первичным

Мифологическое сознание древних людей наделяло особой силой одушевленные (обратим внимание на корень слова) предметы — главным образом людей, иногда животных и растения. И люди заметили, что, умирая, человек перестает дышать и теряет кровь, — так и в том, и в другом стали видеть носителей души

Что такое душа человека, пытались понять и античные философы. Интересно, что некоторые из них говорили о противоположности души и тела, а некоторые, наоборот, утверждали их неразрывную связь. Например, первой точки зрения придерживался Платон.

Рекомендуем: Что такое эмоции и чувства?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Согласно его концепции, до рождения человека душа находится в мире идей и, вселяясь в тело, уже знает все, что необходимо, а человек во время обучения лишь «вспоминает» усвоенные ею идеи. Аристотель (ученик Платона) разделял второй взгляд. Он считал, что душа — движущая сила тела, неотделимая от него, дающая ему возможность ощущать, размышлять, запоминать, представлять, проявлять волю.

Душа в других религиях и учениях

Деревянная статуэтка Ба (332—330 годы до н. э. или позднее). Метрополитен-музей

В религии древних египтян человек состоит из нескольких сущностей-душ (в общей сложности 9). Мировоззрение отразилось в частности в литературе (Беседа разочарованного со своим Ба, Хонсуемхеб и призрак).

Буддизм

Буддисты обозначали душу словом «атман». Буддизм (традиционный[уточнить]) не отличает существование нематериальных существ. Также он отличает телесные состояния от психических. Всё это приводит к трудностям перевода понятия «анатмана», который обычно переводят как «нет души». Если слово «душа» относится к бестелесной компоненте вещи, то буддизм не отрицает существование души. Российский буддолог Торчинов Е. А. учит, что согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, личности («я»), и считает, что вера в существование атмана ведёт к омрачнению и является главной причиной всех страданий.

В метафизике и алхимии

Теистическая метафизика (например, санкхья), а также алхимия, дают сведения о таких духовных элементах как душа и Высшая Душа (Мировая Душа). Дальнейшее познание мировой души приводит к выделению трех мировых душ: Высшей Души в сердце каждого живого существа (Кширодакашайи-Вишну), Высшей души каждой материальной вселенной (брахманды, — Гарбходакашайи-Вишну), и Высшей души всех материальных вселенных (Маха-Вишну или Каранодакашайи-Вишну). С другой стороны, алхимия ближе к познанию безличного Абсолюта, Бога как духа или просто как Мирового Разума, что значит принятие только части вечных качеств Бога или Брахмана (Вишну).

Материализм и идеализм

Выделяют две противоположные точки зрения о природе сознания:

  • согласно материализму — это содержание головного мозга, определенная система объединения нервных клеток, порождение биохимических процессов;
  • по идеализму — это эго, нематериальная субстанция, неумирающая энергия.

Полагать, что Я — это набор клеток, ошибочно. Они в организме человека постоянно обновляются — старые гибнут, новые возрождаются. Некоторые меняются ежедневно. Поэтому Я не может являться совокупностью клеток, иначе за 80 лет жизнь проживал бы не один человек, а десять разных в одном теле.

Но известно, что нервные клетки не возобновляются. Возникает задача, не является ли сознание их совокупностью. В этом случае человек бы терял частичку своего Я каждый день. Возникает противоречие.

Полагать, что сознание — это мозговая деятельность, также ошибочно. Хотя многие думают, что внешний мир воспринимает этот орган, и он решает, что делать и как поступить, такое утверждение неверно.

Сейчас мозг хорошо изучен — его функции, блоки. Для исследований используется специализированная аппаратура, но нигде в результатах нет сведений о связи мозга с сознанием. Хотя материалисты и неоднократно пытались доказать это.

Стать в наше время духовным существом

— это, наверное, то же самое, что стать в прежние времена чудотворцем и познать законы и тайны реальной магии. Разница между людьми, сориентированными только на мир физический, и теми, кого принято называть существами духовными, — поистине огромна. В чем же она заключается? —  спросите вы.

А заключается она в их принципиально различных подходах к миру, к жизни и к своему в них присутствию.

  1. Обычный человек живет, исключительно доверяя лишь своим пяти чувствам. Он искренне думает, что если что-то нельзя видеть, осязать, слышать, обонять или попробовать на вкус, то этого что-то просто не существует.
  2. Человек духовный знает, что кроме пяти физических чувств есть и множество других видов восприятия нами этого мира: недоступных многим чувств, ощущений, обертонов и оттенков. И даже если мир во всей его полноте невозможно воспринимать, порою, нашими привычными способами, для таких людей очевидно, что наша душа не имеет пределов. Она не подчиняется правилам и законам, которые управляют физической частью Вселенной.
  3. Быть духовным существом — означает позволить себе быть многочувственным. Такая возможность восприятия открывает перед человеком совершенно новый мир. Как пишет в своей книге «Место души» Гари Зукав, переживания многочувственного человека не столь ограничены, как переживания человека, использующего только пять своих органов чувств.
  4. Недуховное существо верит, что мы во Вселенной одни. Духовное существо знает, что мы никогда не бываем в одиночестве.

Духовное существо, а проще говоря, — человек, который стремится к своему развитию, — легко примиряется с идеей иметь Учителей, наблюдателей и Божественное покровительство. Если мы верим, что мы — души с телами, а не тела с душами, та невидимая, вечная наша часть нас всегда готова прийти на помощь. Если это убеждение в вас твердо и непоколебимо, — ничто не может поставить его под сомнение, каковы бы ни были рациональные аргументы тех, кто живет исключительно ценностями мира физического.

Что такое человеческая душа?

И действительно: трудно на это ответить однозначно. Ведь душу невозможно увидеть, невозможно до нее дотронуться, невозможно измерить ее свойства, невозможно осознать ее присутствие, наконец… — впрочем, с последним выводом можно уже, пожалуй, и не согласиться:

“И не есть ли это та самая душа, о которой говорят все религии?..”

Таким образом, даже посмотрев этот сугубо научный видеофрагмент, на вопрос, существует ли душа как факт, как явление, как субстанция, наконец, — невозможно уже не сказать вполне конкретно: да. Она существует.

Для многих людей, способных воспринимать мир на более тонких уровнях, нежели люди обычные, факт существования души никогда не вызывал сомнений. И все религии не просто об этом говорят: они выстраивают свои основные религиозные концепции, исходя именно из этого, самого основного своего постулата.

И все-таки: что есть душа? Из чего она состоит, и как можно это классифицировать?..

Начнем с того, что само это слово имеет немало трактовок.

  • Так, в переводе с греческого и старославянского оно обозначает некое сложное понятие из области философии и религии;
  • Исходя из многих идеалистических, дуалистических и, опять же, религиозных рассмотрений, душа человека представляет собой некую бессмертную субстанцию, нематериальную сущность, выражающую божественную природу его личности, которая и дает начало жизни как таковой, позволяет человеку иметь ощущения, мышление, сознание, чувства и волю;
  • Толковый словарь Д.Ушакова трактует слова “душа” как нематериальное жизненное начало, противоположное телу, и говорит конкретно о том, что душа это — «бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека»;
  • Можно, конечно, вспомнить еще и некоторые другие трактовки и толкования этого слова, такие, как:  «совокупность психических переживаний» или «внутренний психический мир человека»…

Но, думаю, дальше перечислять не стоит. Ведь главное здесь уже сказано. И подтверждено, как мы видели, научными свидетельствами.

Как выглядит душа человека?

Мы не будем сейчас повторять ставшую уже банальной известную истину о том, что душа выглядит как некий светящийся сгусток энергии — и это, опять же, доказано многочисленными примерами и опытами.

На бытовом уровне можно вспомнить, например, истории о привидениях — неприкаянных душах, обретших вид и форму прежних своих хозяев и являющихся время от времени некоторым из них…

  • Присутствие или отсутствие в человеке духовного начала;
  • Как это можно определить или охарактеризовать;
  • Что влечет за собою то или другое;
  • Имеют ли эти понятия для нас сегодня какое-то значение?..

Поэтому — сформируем ответы на эти вопросы пока таким образом:

Они не ограничивались присущими обычному человеку пятью чувствами. Наши духовные наставники были чудотворцами. Они пришли в мир, чтобы открыть человечеству невероятную силу, которая кроется внутри каждого из нас.

И, несмотря на то, что обычные люди, в большинстве своем, всегда были и есть — одержимы тем, что нас разделяет (войнами, построением все более мощных систем ненависти и уничтожения и проч.) —  все наиболее влиятельные и уважаемые мировые учения содержат послание мира и любви.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

Что делает душа?

Сразу хотим заметить: все, что вы сейчас читаете, для материалиста — полный вздор. Он видит мир плоско и прозрачно: мы рождаемся на Земле/ у нас одна жизнь/ нет никаких привидений вокруг или внутри нас/ а есть лишь физическая Вселенная.

И, как правило, — цель такого человека — манипулировать и управлять физическим миром. Независимо от того, осознает он это или нет. Духовное же существо видит физический мир, прежде всего, как как арену для собственного роста и обучения, имея своей целью — развитие, помощь и служение, что поднимает нас на высшие уровни любви и понимания вещей.

Интересно, что и для материалиста, впрочем, может существовать понятие Бога: на наших глазах буквально за одно десятилетие многие из тех, кто еще недавно столь яростно его отрицали, сегодня простаивают часами перед телекамерами со свечами в руках на тех или иных церковных мероприятиях, выдавливая из себя мину смирения и приятия высшей силы, в надежде не потерять свои земные блага…

Но и в этом случае, —стоит расставить некоторые точки над «i». Такого рода “возвратившиеся в лоно заблудшие овцы”, хоть они в него вроде как и возвратились, но:

Составные части

Душа – это вихревая субстанция, хранящая энергию и весь опыт, накопленный в течение каждого из воплощений в физическом мире. Подобно человеческому телу, душа способна расти и развиваться, она многомерна и вмещает в себя несколько уровней.

Душа есть только у людей, но каждое живое и неживое существо на планете имеет Дух. Это первичная божественная частица, составляющая мироздания, которая есть везде и всюду. Душу можно уничтожить, продать, утратить, а Дух – нет.

Представим человеческие оболочки в виде иерархии: физическим телом управляет душа, душа в свою очередь подвержена контролю Духа, все это окружено совестью, как океаном, который направляет человека на путь добра и справедливости.

Многомерная структура души и Духа

О составных частях души с точки зрения Библии, о назначении Духа расскажет Петр Новочехов:

Сама душа состоит из 3 компонентов, описание которых приведено в последующих подзаголовках.

Животная душа

Низший уровень принято называть животным – именно он ответственен за текущее воплощение в телесной форме. Расположенная в нижнем поле Дань-Тянь, животная душа меняется от воплощения к воплощению.

Проявляется на уровне инстинктов и физических желаний. Она не способна рождать мысли и идеи, в ней не копится жизненный опыт. Если позволить физическим потребностям управлять своей жизнью, животная душа начнет разрастаться, в таком случае душе не суждено перейти на более высокую ступень развития, она застревает в мире иллюзий.

Психическая душа

Расположена на уровне солнечного сплетения, и ее второе название – душа эмоциональная. Это константная часть, которая переходит из одной оболочки в другую, накапливая опыт эмоций, переживаний и мечтаний, испытанных во время земной жизни.

Именно этот уровень души ответственен за яркость чувств: благодаря ему человек плачет и смеется, испытывает ярость и умиротворение.

Научитесь контролировать эмоции во время земного бытия души: это поможет ей перейти на новый уровень, а не опуститься до перманентного пребывания на животном уровне.

Здесь же находится «пульт управления» любовью: и только от уровня души будет зависеть зрелость этого чувства. Молодые, как правило, низвергают любовь до уровня животных инстинктов, в то время как зрелые души способны ее вознести на качественно новую высоту – сделать любовь абсолютной.

Рассудочная душа

Эта часть связывает тело и Дух, по мнению специалистов, расположена на уровне сердца или несколько выше. Она совсем лишена эмоций и чувств: пока животная душа испытывает бесконечные потребности, а эмоциональная переживает весь спектр чувств – рассудочная часть ищет пути решения проблем и осмысляет происходящее.

Рассудочная душа расположена в области сердца

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя«. Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Читайте также: