• Без рубрики
  • 0

Дуализм (философия)

Дуализм в религии

Основная статья: Дуализм (религия)

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях.

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Примечания

  1. Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
  2. ↑ .
  3. Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
  4. Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
  5. Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
  6. Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
  7. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997

источник

фон

Идея дуализма давно присутствует в философии. Это видно, например, в Пифагоре, который предлагает противопоставление между пределом и неограниченностью, или между четными и нечетными числами.

Дуализм — это идея, которая стала популярной среди греков, как и в случае Аристотеля, который поднял существование хорошо и неправильно, хотя эти понятия были разработаны ранее в аналогичных теориях.

Другие, кто был заинтересован в предложении дуалистических предложений, были членами группы философов, известных как атомисты..

Но дуализм сформировался через постулаты Платона, в которых он говорил о мире чувств и из формы. Первое дало отрицательные характеристики, а второе — к совершенству.

Именно неоплатоники были ответственны за создание моста между двумя мирами, который предлагал Платон, достигая его через учение об эманации. Эта теория неоплатоников приписывается Плотину и Проклу, и было заявлено, что все вещи в мире происходят из потока изначального единства.

Однако в то время слово «дуализм» не было задумано, как и современная концепция этого философского течения..

Затем католицизм вместе со св. Фомой Аквинским подхватил эту теорию, чтобы поддержать тот факт, что в конце времени души воссоединятся с соответствующим им телом и смогут участвовать в Заключительном Суде..

дуализм

Основа известной сегодня теории дуализма основана на том, что Рене Декарт поднял в своей работе. Метафизические Медитации.

Согласно Декарту, ум — это мыслящая вещь или Res Cogitans; ее сопровождает тело, которое есть то, что существует физически, и то, что она назвала Res Обширные. Согласно его подходу, животные не обладали душой, так как не думали. Оттуда появляется знаменитая фраза: «Я думаю, поэтому я».

Но только в 1700 году термин «дуализм» был впервые введен в книгу под названием История Religionis Veterum Persarum, написанный Томасом Хайдом.

Постулаты Декарта послужили основой для того, что известно как «картезианский дуализм», который является основой всех ветвей современного дуализма. Это применяется в разных науках, особенно в общественных науках.

Подходы Декарта были взяты такими философами, как Локк и Кант, для подкрепления их собственных теорий. Последний, например, показал в своих предложениях разницу между «чистым разумом» и «практическим разумом».

Типы дуализма

Некоторые из течений, в которые дуализм налил из своих первоначальных постулатов, следующие:

-interaccionismo.

-эпифеноменализм.

-параллелизм.

Дуализм — «за» и «против»

Как и всякое учение, дуализм имеет своих последователей и противников, не приемлющих и опровергающих данную теорию, особенно с точки зрения человеческой природы. В защиту приводятся представления о душе, которая после гибели тела переживает все на свете. Также аргументами в пользу теории может стать несводимость некоторых элементов и феномены, которые возможно объяснить лишь сверхъестественным характером человеческого ума. Критика дуализма оправдана следующим:

  1. Простота поставленного вопроса и суждений о духе и теле. Материалисты верят лишь в то, что видят.
  2. Отсутствие объяснений и доказательств.
  3. Нервная зависимость умственных способностей от работы мозга.

Для понимания мира нормально существование нескольких различных позиций, даже диаметрально противоположных. Но признание двойственности некоторых вещей во Вселенной – это разумно. Две половины одной природы – добро и зло, мужчина и женщина, разум и материя, свет и тьма – являются частью целого. Они не противоборствуют, а уравновешивают друг друга и взаимодополняют.

Литература

  • Любимов А.А. // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00023-3.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 633 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00217-1.
  • Попов И.Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2.
  • Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. — М.: АСТ, 2005. — 1007 с. — 5100 экз. — ISBN 985-13-5049-4.
  • Riparelli E. Il volto del Cristo dualista. Da Marcione ai catari. — Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2008. — 368 с. — ISBN 978-3-03911-490-0.

Эпистемологический дуализм

В области знаний также существует эпистемологическая отрасль, которая напрямую связана с подходами течения дуализма..

Эпистемологический дуализм обычно связан с качественным исследованием, которое позиционирует его как альтернативу эпистемологическому монизму, на котором основаны потоки количественного исследования.

В настоящее время эпистемологический дуализм развился в так называемый критический реализм, который отделен от того, что связано с метафизическим, хотя он по-прежнему подвергается критике в отношении правдивости полученных из него знаний..

Ответ на комментарии, сделанные монистами об эпистемологической остроте дуализма, ответил философ Рой Вуд Селларс, который в тексте утверждал, что для критических реалистов объект не выводится, а утверждается.

Селларс также пояснил, что для дуалистов знание вещи — это не вещь; напротив, он объяснил, что знание берет элементы внешней природы объекта во взаимодействии с данными, которые он предлагает, то есть диалоговой реальностью.

Для гносеологического дуализма знание и содержание не одно и то же, но и не претендует на создание вымышленной связи причинности в явлениях, а скорее на знание данных и их связи с объектом..

История дуализма

Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты. В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения. Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.

Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости. В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей. Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.

Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела. В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.

Дуализм в религии, философии и физике

Поскольку впервые данный термин появился именно в отношении к религии, и сейчас многие верующие, даже сами того не осознавая, используют закон дуализма о двух началах. Если брать такую древнейшую религию, как зороастризм, то увидим, что одним из его основополагающих учений есть борьба добра и зла. Мудрый Господь и Злой Дух как нельзя лучше демонстрируют дуализм. Это и древнекитайское учение про инь и ян, и положения древнегреческого орфизма, и иудаизм с его верой в демонов, и некоторые христианские ереси (гностицизм, манихейство, богомильство).

В философии противопоставляются дух и материя, душевное и телесное в человеке, и в то же время предпринимается попытка решить проблему взаимодействия физической и психической субстанций. Начиная с Канта, дуализм становится не просто набором хаотичных идей и предположений, а философией разума со своей структурой.

В современной физике этот термин применяется к обозначению противоположных свойств у какого-либо объекта, в качестве описания явлений, обладающих кардинально отличающимися свойствами, и в случае наличия взаимоисключающих условий в формулировке физического закона.

Дуализм в философии[править | править код]

Западные дуалистические философские традиции (на примере Декарта) приравнивают разум к самосознанию и теоретизируют на основе дуализма разума и тела. Напротив, некоторые восточные философские системы провели метафизическую линию между сознанием и материей, где материя включает в себя и тело, и сознание.

В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым). Дуализм в философии науки К. Поппера относится к «гипотезе» и «опровержению» (например, экспериментальное опровержение). Это понятие также относится к политической философии Поппера.

Дуализм в философии сознанияправить | править код

Дуализм души и тела в философии учёного Рене Декарта.

В философии сознания дуализм охватывает набор представлений о взаимосвязи между сознанием и материей, между субъектом и объектом, и противопоставляется другим положениям, таким как физикализм и энактивизм, проблема разума и тела.

Субстанциальный или картезианский дуализмправить | править код

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определённое положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.

Эпифеноменализмправить | править код

Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.

Предикатный дуализмправить | править код

Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.

Пропетивный дуализмправить | править код

Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.

Адвайта-веданта[править]

«Адва́йта-веда́нта» (санскр. अद्वैत वेदान्त) — индийская философская система, наиболее известная разновидность веданты. Основной тезис: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же».

Обоснование иллюзорности мираправить

Уже в Упанишадах наряду с трактовкой Брахмана как Творца мира, обладающего всеми возможными позитивными характеристиками, появилась тенденция считать, что в действительности к нему неприложимы вообще никакие характеристики. Создатели адвайты-веданты рассуждали так: «Но если подлинно реальная сущность неописуема, то, описуемое нереально. Сновидение и „реальный“ мир неотличимы друг от друга: объекты „реального“ мира — это тоже определенные представления и потому несубстанциальны; они преходящи, а преходящее не может быть реальным; они точно так же вплетены в человеческую деятельность, как объекты сновидений в нашу деятельность во сне; пища, принятая во сне, не может утолить голод наяву, но и наоборот — „реальная“ пища не может удовлетворить голод во сне. Далее, в „реальном“ мире должны существовать причинно-следственные отношения, но таковые просто невозможны: если следствие содержится в причине, то оно уже есть, возникновение его „невозможно“; если же не содержится, то причина отлична от следствия и породить его не может, ибо неподобное не может породить неподобное.» Аналогично показывается, что причина и следствие не могут быть ни одновременными, ни разновременными.

Критика адвайты-ведантыправить

А почему это неподобное не может породить неподобное? Неподобное может породить неподобное! Мнение о том, что неподобное не может породить неподобное вызвана таким свойством человеческой психики, как склонность к сверхобобщению

Сверхобобщение — принятие во внимание нескольких нетипичных случаев и осуществление выводов о наличии целого закона на их основании без принятия во внимание случаев, представляющих группу адекватно. Люди заметили, что дети похожи на своих родителей, вот и обобщили, придя к выводу: «подобное порождает подобное»

Да и потом, что такое «подобное» и «неподобное»? С чего это подобное обязательно должно быть абсолютно подобным, а неподобное абсолютно неподобным?! Даже дети неабсолютно подобны родителям — они чем-то отличаются от родителей. Эта логическая ошибка создателей и последователей адвайта-веданты называется «необоснованное исключение» (когда рассматриваются только два варианта, а третий упускается из внимания, как будто бы третьего не дано (например: «либо абсолютно подобно, либо абсолютно неподобно, третьего не дано.»). Подобный взгляд («либо то, либо это, третьего не дано»), это чистой воды дуализм. Таким образом, в адвайта-веданте сплошной дуализм при разговорах об отрицании дуализма (само слово «адвайта» в переводе с санскрита означает «отрицание дуализма» или «недвойственность» («а» на санскрите означает «не», а «двайта» — «двойственность» или «дуализм»). К тому же из самой адвайтской концепции Брахмана вытекает, что Брахман не является ни подобным чему-то ни неподобным ничему, ведь в адвайта-веданта утверждает, что Брахман определяется только через отрицательные характеристики: «Ни то, ни это, ни существующий, ни не существующий, ни целостный, ни нецелостный и т. д.».

Дуализм в современном мире[править]

В физикеправить

  • Корпускулярно-волновой дуализм света
  • Дуализм фотона первого рода
  • Фотон

С точки зрения диалектической, современная физика отвечает на вопрос о природе света так: свет есть материальный объект, обладающий как волновыми, так и корпускулярными свойствами. Эти свойства в различных физических процессах могут проявляться на различном уровне.

С точки же зрения логики о природе света правомерно рассуждать так. Представьте себе лист бумаги, который протыкает полый объемный конус. Лист — это «наш вещный мир», а конус — объект «фотон». Проходя через лист, конус оставляет за собой «след», явление — волну, но сам же он объект — «корпускула», форма, которая может прийти во взаимодействие с любой точкой бумажного листа. Размерность только необходимо увеличить, листа бумаги — до «пространства», а конус — до «гиперконуса».

В философии

Дуализм в философии – это теория, или, иными словами, концепция, в которой существует две противоположных или противостоящих друг другу идей (мир идей у Платона, реальные и предполагаемые миры Лейбница и т. д). Противоположность дуализма – монизм, предполагающий, что все явления представляют собой виды и проявления одного единственного начала — материи. Также это течение противопоставляется плюрализму, где существует более двух начал или сил.

Одна из классификаций дуализма:

  • интерактивная, где сознание и материя взаимодействуют, хоть и являются разными явлениями;
  • параллельная, когда они не взаимодействуют.

Основной представитель данного направления — Р. Декарт — сторонник интерактивного дуализма. По Декарту, существует две субстанции – дух и материя. Материальное существует как нечто протяженное. Дух есть мышление. Субстанции при этом не пересекаются.

Решение психофизической проблемы (или проблемы сосуществования в человеке мышления и протяженности) Декарт видел во взаимодействии начал. Он прибегнул к теории о посреднике — такой части мозга, как эпифиз. В самой постановке этой проблемы уже есть противоречие между принципом естественной причинности и наличием двух независимых субстанций.

В новоевропейской философии дуализм представляет уже гносеологическое учение. Представители – Локк, Юм, Кант. В новом времени противопоставляют уже не духовное и материальное, а субъект (который познает, способен мыслить и выдвигать идеи) и объект (познаваемый). у Канта это воззрение предполагает наличие «вещей в себе», которые не познаются, и явлений познаваемых.

В целом, это течение утверждает равноправность двух противостоящих, противоположных начал.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности[править | править код]

Дуализм, проблема разума и тела

Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром.

В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.

Исторические формы пропетивного дуализма:

  • Интеракционизм.
  • Нередуктивный физикализм.
  • Эпифеноменализм.
  • Параллелизм.
  • Картезианство.
  • Окказионализм.

Интеракционизм или интеракционистский дуализмправить | править код

Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.

Дуализм в Платоне

Одним из первых мыслителей, решивших эту проблему, был Платон в Афинах, в пятом веке до нашей эры..

Афинский разделил вселенную на два мира: нематериальный, соответствующий идеализированным представлениям, мир формы, и одна из реальных, материальных и материальных вещей, мир чувств.

В мире формы жил только то, что было чистым, идеальным и неизменным. Красота, добродетели, геометрические формы и, в целом, знания были элементами, принадлежавшими этому миру..

Душа, как вместилище знаний и бессмертие, была также частью мира формы.

В мире чувств там было все, что было составлено, реально и менялось. Прекрасное, добродетельное, которое является осязаемым представлением форм и всего, что может быть воспринято чувствами, принадлежало этому миру. Человеческое тело, которое родилось, выросло и умерло, было частью его.

По словам философа, душа была единственным, что могло пройти между двумя мирами, поскольку она принадлежала области формы и дал жизнь телу при рождении, став частью мира чувств.

Но душа, оставленная позади тела во время смерти, снова становится сущностью, принадлежащей миру формы.

Также в своей работе FEDON, Платон постулировал, что существование всей его части противоположно. Красивое должно родиться от уродливого, медленного от быстрого, справедливого от несправедливого и большого от малого. Они были взаимодополняющими.

Дуализм в философии

Для дуализма характерен тезис «материя и сознание» — это два первоначала, которые существуют автономно.

В философии термин «дуализм» имеет целое множество применений. Основная идея заключается в том, что в предмете суждения существуют две основные категории принципа, которые принципиально разные.

Например, мысль и мозг (или разум и тело). Эта дискуссия о дуализме обычно начинается с допущения реальности физического мира, затем продолжается с аргументами о том, почему ум не может рассматриваться как часть физического мира.

Дуализм Декарта

В своей известной философской работе под названием «Размышления о первой философии» (1641 г.) Рене Декарт говорит о дуализме. В шестом размышлении он определяет разум как то, что думает. А тело (противопоставляется разуму) — это протяжённость в пространстве, оно не может думать само по себе.

И лишь тело, а не ум, описывается предикатами, которые обозначаются полностью измеримыми качествами, т. е. только тело может стать объектом научного изучения.

Основные типы дуализма

Субстанциальный дуализм

Ещё он называется картезианский дуализм. Его сторонники утверждают, что разум является независимо существующей субстанцией, т. е. ментальная часть не распространяется в пространстве, а материальная не может мыслить сама по себе.

Декарт защищал этот тип дуализма. Одновременно эту идею можно встретить и в большинстве теологий (объединение религиозных доктрин), которые повествуют о том, как бессмертные души продолжают своё существование в другом мире, что отличается от нашего, физического.

Пропетивный дуализм

Его последователи утверждают, что сознание — это не отдельная субстанция, а группа независимых свойств и они появляются из мозга. Психические свойства появляются только тогда, когда материя сформирована должным образом (как организован человеческий организм).

Пропетивный дуализм делится на:

  • интеракционизм — допускает возможность материальных последствий из-за ментальных причин, таких как желания (и наоборот: ментальных последствий из-за материальных причин);
  • окказионализм — все взаимодействия между материальным и нематериальным были вызваны вмешательством Бога, ведь материальная основа взаимодействия между ними невозможна;
  • параллелизм / психофизический параллелизм — ментальные причины вызывают только ментальные последствия, а физические причины — только физические последствия, но Бог создал заранее установленную гармонию, таким образом кажется, будто одно приводит к другому;
  • эпифеноменализм — ментальные события не имеют физических последствий; физические события могут вызывать другие физические события, но и ментальные, а ментальные не вызывают ничего.

Предикатный дуализм

Для того, чтобы осмыслить мир требуется более одного предиката (как описывается предмет суждения). Наш психологический опыт не может быть уменьшен до физических предикатов естественных языков.

Гносеологический (эпистемологический) дуализм

Это точка зрения в эпистемологии и гносеологии, согласно которой мир, что мы видим нашим сознанием, является только его миниатюрной виртуальной копией, а не реальностью.

Дуальность мира

В этой дуальности существует идея противоположностей мира, говорится о двух сторонах одной медали: добре и зле, свете и тьме.

Например, такая человеческая черта как упрямство, можно расценивать как характеристика, приносящая и хорошее, и плохое. Плоха она тем, что такой человек обычно очень категоричный и агрессивный. Хороша она тем, что в поставленных целях он упрямо будет идти до самого конца.

Человек сам, своим же разумом и создаёт эти дуальности.

Философский вопрос

Однако этот термин связан не только с религией, так как его основной принцип о фундаментальных противоположностях применим к любой сфере человеческого существования. Выделенные противоположности должны характеризоваться некоторыми особенностями:

  • Вытекать из одной области.
  • Пересекаться.
  • Оказывать влияние друг на друга.
  • Не менять свою собственную структуру.

С точки зрения философии он является основополагающим элементом, так как любой объект или явление имеют противоположность. Платон заложил основы двойственности, разделив бытие на две части – мир идей и мир действительности. В разные эпохи это деление изменялось последователями Платона:

  • Декарт разделял мир на две материи: мыслящую и протяженную. Согласно его теории, дух может мыслить, а материя – лишь растягиваться с течением времени.
  • Вольф подразделял все на субстанции – материальную и духовную.
  • Мендельсон выделял телесную и духовную сущности.
  • Кант собрал и структурировал все существовавшие до него идеи и создал философию разума.
  • Со временем дуализм начали использовать для описания физических понятий (например, частицы и античастицы).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В прошлом веке К. Юнгом было введено новое понятие – «психические функции». Это характеристики процессов, протекающих в каждой личности, носящих индивидуальный характер и выраженных в той или иной степени.

Рекомендуем: Что значит: плюрализм?

Исходя из свойств характера, выделяют четыре функции. Первая – мышление, вторая – чувство, третья – ощущение, четвертая – интуиция. Если в союзе двух человек типы личности дополняют друг друга, то такие отношения называются дуальными. На основе этих исследований создана отдельная отрасль науки – соционика.

Двайта-веданта[править]

Два́йта-веда́нта — направление индийской философии, дуалистическая разновидность веданты, созданная Мадхвой. Мадхва делит все сущее на сватантру (независимую реальность) и паратантру (реальность зависимую). К сватантре относится только верховный Бог — Вишну. Весь остальной мир — паратантра — не сотворен Богом, но вечно существует только благодаря Богу. Женская ипостась Вишну — Шри, или Лакшми, — также вечна, всепроникающа и вечно свободна; она является творческой энергией Вишну. Зависимое (паратантра) делится на бытие и небытие, бытие — на духовное и недуховное. (Понятие бытия у Мадхвы очень тонкое и своеобразное. Вишну, хотя и превыше всякого потустороннего, зависимого бытия, не относится ни к небытию, ни к сверхбытию). По Мадхве, индивидуальная душа (джива) не может быть тождественна Брахману. Более того, она не является частью, отблеском или ещё чем бы то ни было Брахмана. Все существа делятся на множество категорий и подкатегорий в соответствии со степенью погруженности в сансару и способности к освобождению. Одни вечно свободны (Лакшми), другие освобождают себя (боги, предки и т. п.), третьи погружены в сансару. Из этих последних некоторые способны к освобождению, некоторые всегда будут скитаться в сансаре, а некоторые обречены на вечные адские муки.

Дуализм в философии основные черты

В истории мысли слово «дуализм» по-разному использовалось. В общем понятии, главная идея заключается в том, что есть всего два принципа. Так, в теологии, дуалистом называют человек, который говорит о добре и зле или о боге и дьяволе как о независимых и равных по силе существ. Дуалистическую, включающую в себя несколько понятий, философию можно рассмотреть, как определение полной противоположностью монизму, чья теория говорит лишь об одном принципе. А в философии дуализм играет роль теории, которая указывает на различия между сознанием и мозгом. Так как о существовании тел в физической оболочке нам говорит здравый смысл, допускается мысль, что материалистический монизм — это «позиция по умолчанию». Поэтому во время дискуссий дуализм обычно вначале представляется с допущения реальности физического мира, а дальше кратко рассматриваются аргументы, которые объясняют, по какой причине сознание не способно оставаться просто как часть этого мира.

Читайте также: