• Без рубрики
  • 0

Девиантное поведение — причины, формы, виды, коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение – что это такое ?

Поведение, не укладывающееся в рамки понимания большинства людей, называется девиантным. К отклоняющемуся поведению не относятся обычные действия среднестатистического гражданина, ведь они не вызывают непонимание, шок, удивление, страх, неприязнь со стороны обычных граждан. Девиантное поведение делится на два типа, так, различают позитивное и негативное отклоняющееся поведение. К позитивному относятся гиперактивность, талант, граничащий с гениальностью, воздержанность – действия, не противоречащие букве закона. Негативные типы девиантного поведения это:

  1. Существование без определенного места жительства, попрошайничество на улицах, беспризорность, если речь идет о несовершеннолетних детях и подростках.
  2. Жестокое отношение к животным и людям, находящееся в нормах права, но вызывающее беспокойство и страх окружающих.
  3. Пристрастие к вредным привычкам – алкоголю, наркотикам. Сюда же можно отнести страсть к компьютерным и азартным играм, проституцию, кражи, и другие действия, за которые предусмотрена ответственность с разной степенью тяжести в соответствии с законодательством.

Девиантное поведение в социологии

На появление признаков девиантного поведения влияет социальная среда человека. Девиантное поведение в социологии показывает, что не всегда получается урегулировать все с помощью принятых в обществе норм поведения. От несоответствия между целями и возможностями люди используют другие средства для достижения результата, например, применение противозаконных методов. Другой вариант отклоняющегося поведения – социальная девиация, которая присуща бунтарям, революционерам, террористам, протестующим против сложившихся устоев.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиантного поведения у подростков можно объединить в 2 большие группы: факторы социальной среды и медико-биологические факторы.

В состав факторов социальной среды входят:

  • Неполные семьи,
  • Асоциальные семьи,
  • Конфликтные семьи,
  • Учебные и воспитательные ошибки.

В условиях воспитания в неполной семье одним родителем проявляется риск появления патологических отношений с детьми, в основе которых лежит требование безусловного подчинения, недостаточное участие, непонимание. Здесь нет образца взаимодействия с противоположным полом.

Напряженность между матерью и отцом, частые ссоры, отсутствие понимания отрицательно отражается на воспитании и ведет к девиантному поведению. В качестве образца для действий начинают выступать антиобщественные тенденции и паразитический образ жизни.

Учебно-воспитательные ошибки появляются по причинен недостаточного внимания педагогов, которые не умеют или не хотят устанавливать контакт с подростком. Такое поведение выступает как основа для формирования неуспеваемости, конфликтных ситуаций с одноклассниками и учителями.

Вторая группа причин, которые приводят к формированию девиантного поведения подросткового поколения, представлена медико-биологическими факторами, к числу которых относятся:

  • Тяжелая наследственность,
  • Патологии ЦНС,
  • Особенности подросткового периода.

Отягощенная наследственность связана с тем, что на развитие девиаций влияют сниженные защитные механизмы, ограничивающий характер приспособительных функций человека. Эти особенности можно наблюдать, когда ребенок наследует умственную недостаточность, аномальные черты характера, склонность к алкоголизму и наркомании.

Развитие биологической неполноценности, возникающей в нервных клетках мозга, происходит при появлении тяжелых заболеваниях на первых годах жизни. Также она проявляется, если были черепно-мозговые травмы. Этот фактор проявляется через эмоциональную неустойчивость, снижение адаптивных возможностей.

В целом в подростковом возрасте происходит гормональная перестройка организма, что способствует возникновению девиантного поведения. У ребенка активно созревают отделы коры головного мозга, формируются высшие психические функции. Все это проявляется через обострение характерологических черт и ведет к совершению асоциальных поступков.

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Видео:

Коррекция девиантности

Корректировка девиантного поведения может включать в себя общение с психологом или психотерапевтом

  1. Воспитательная функция. Акцентирование на положительные черты, которые имелись у индивида до развития девиации.
  2. Стимулирующая. Убеждение человека в том, что необходимо заниматься положительной деятельностью.
  3. Компенсаторная. Формирует стремление борьбы с недостатками, желание добиться успехов и целей, которые являются наиболее успешными для конкретного индивида. Таким способом человек может самоутвердиться.

Борьба с девиантностью рассматривает две основные группы методов воздействия: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы в себя включают:

  • общественное влияние, а именно коррекция страхов, активно волевых дефектов, культура здорового смеха, самокоррекция, игнорирование, коррекция навязчивых действий и мыслей;
  • коррекция нервного характера, недостатков в поведении ребенка;
  • коррекция посредством труда;
  • рациональная организация коллектива детей.

Методы психотерапии:

  • психоанализ;
  • внушение и самовнушение;
  • метод убеждения;
  • гипноз.

Как видите, методы девиантного поведения включают в себя два основных подхода. В некоторых случаях достаточно педагогического влияния, в других — консультации с психотерапевтом.

Коррекция позволяет избавить человека от негативных черт, скорректировать его ценностные установки и мотивацию.

Теперь Вам известны нормы девиантного поведения, а также его виды. На сегодняшний день, все больше людей подвержены развитию определенных девиаций. Однако, нужно учитывать и то, что нормы и правила в обществе постоянно регулируются, изменяются, поэтому то, что сейчас кажется девиантным поведением, со временем может стать нормальным.

Отклоняющееся поведение

Иногда человек может совершать поступки, которые противоречат этикету, стандартам и эталонам поведения, принятым в обществе.Действия индивида или отдельных групп людей, выходящие за рамки социальных норм называют отклоняющимся поведением. Отклоняющиеся поведение ученые именуют так же девиацией, этот термин произошел от латинского слова deviatio- что в переводе значит отклонение.

К девиантному поведению относят: нарушение правил дорожного движения, курение, использование нецензурной лексики, взяточничество, алкоголизм, отшельничество. Причинами отклоняющегося поведения могут быть:

  • Лень и осознанный отказ от труда (бродяжничество, воровство);
  • Стремление к самоутверждению;
  • Психические заболевания;
  • Неправильное воспитание;
  • Склонность к агрессии;
  • Неблагоприятная обстановка в семье (дети алкоголиков часто приобретают такую же дурную привычку, берут пример со своих родителей);
  • Индивидуальные особенности личности, необычные таланты, незаурядные физические данные.

Примеров отклоняющегося поведения много, но среди них различают негативную и позитивную девиацию.

Негативное отклоняющееся поведение всегда наносит вред окружающим либо самому индивиду. Курение, алкоголизм, наркомания, увлечение азартными играми, преступная деятельность опасны как для самого человека, так и для окружающего его общества. Человек может придерживаться девиации целенаправленно, либо неосознанно.

Пример 1. Подросток перестал носить школьную форму, стал курить, перекрасил свои волосы в синий цвет, желая выделиться среди одноклассников. Он специально нарушает ожидания общества относительно его внешнего вида и поведения.

Пример 2. Подросток спешит в школу и перебегает дорогу на красный свет, чтобы успеть на занятия. Он нарушает правила дорожного движения не осознанно, не успевая задуматься над тем, что в это время его может сбить машина.

Позитивное отклоняющееся поведение безопасно для общества, не создает неудобств окружающим, и даже приносит людям пользу. Ученые, удалившиеся от цивилизации, гении, чьи манеры кажутся чудаковатыми и непонятными, монахи, ведущие отреченный образ жизни — выделяются среди остальных людей. В этих случаях девиация служит благой цели — открытию научных законов, созданию произведения искусства, самопознанию. Примеры позитивного отклоняющегося поведения редки, чаще всего в обществе встречается именно негативное отклонение.


()

Очень часто общество признает достижения гениальных ученых, художников, писателей, изобретателей уже после их смерти. Все потому, что гении опережают общественный прогресс, сильно выделяются среди остальных людей, чем вызывают неодобрение, непонимание социума.

Это интересно! Джордано Бруно — известный итальянский ученый, живший в 16 веке. Он выдвинул идею о том, что Земля не является центром вселенной, не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот, Земля вращается вокруг Солнца. Кроме того, Бруно заявил, что во вселенной очень много небесных тел, и не исключено, что на некоторых из них может существовать жизнь. Взгляды Джордано Бруно противоречили учению римской католической церкви, поэтому ученого сожгли на костре.Однакоблагодаря Джордано Бруно весь мир, со временем перешел от Геоцентрической (все планеты вращаются вокруг Земли) к Гелиоцентрической (планеты вращаются вокруг Солнца) модели мира.

Причины делинквентности

Преступные девиации встречаются как среди детей, так и среди взрослых. И в том, и в другом случае их возникновение связано с влиянием сразу нескольких факторов:

  1. Психофизиологические. Под этим подразумевается общее состояние здоровья человека, темперамент и характер, тип личности (у подростков – акцентуации), наличие каких-либо заболеваний (соматических, психических).
  2. Семейные, или издержки воспитания. Например, травмирующие события типа развода родителей, частых ссор и конфликтов между родителями, жестокости в адрес ребенка, частых переездов семьи и т.д. Кроме этого, негативное влияние оказывает асоциальный образ жизни семьи, ее неблагополучие. К примеру, алкоголизм или другая зависимость одного либо обоих родителей.
  3. Социально-экономические. Нестабильная обстановка в обществе, кризисы, безработица, войны – все это влияет на психическое состояние человека. Например, на фоне пандемии 2020 увеличилась тревожность и раздражительность людей, что становится причиной драк и конфликтов в общественном транспорте, магазинах.

Таким образом, отклонения в поступках и действиях связаны с врожденными или приобретенными аномалиями в работе мозга, а также с социально-психологическими особенностями развития человека.

Проявления девиации

Специалисты по психологии устанавливают стремление человека к девиантному действию согласно набору типичных проявлений. Иногда подобные характерные черты личности представляют собой признаки психических расстройств. Качества, типичные для девиации, свидетельствуют о том, что человек ввиду собственного положения, самочувствия, нрава предрасположен к асоциальным действиям, вовлечению в противозаконность, разрушающую зависимость.

Проявления девиантного поведения включают следующие свойства.

Агрессия

Враждебное поведение говорит о непрерывной внутренней напряженности

Такой человек не принимает во внимание нужды других людей. Он заинтересован исключительно в достижении собственной цели. Ему не интересно критическое отношение общественности к его поведению

Напротив, агрессия воспринимается ним, как метод свершения определенных достижений

Ему не интересно критическое отношение общественности к его поведению. Напротив, агрессия воспринимается ним, как метод свершения определенных достижений.

Неуправляемость

Поведение человека направлено исключительно на поддержание собственных интересов. Ему не интересно суждение других людей. Осознать, какие действия предпримет такой индивид в определенный момент, невозможно. Крутой характер неконтролируемого человека не поддается сдерживанию.

Непредсказуемая смена настроения

Для личности с девиантными наклонностями характерна частая беспричинная смена настроения. Человек из веселого состояния внезапно впадает в ярость или начинает плакать. Подобные поведенческие скачки обусловлены внутренней напряженностью, нервным истощением.

Желание неприметности

Неготовность разделять с окружающими собственные идеи, эмоции всегда чем-то обусловлена. Один человек замыкается в себе из-за эмоциональных травм, другому хочется одиночества по причине отсутствия вмешательства в личную жизнь. Но существовать в отречении от социума невозможно. Подобное поведение может привести к деградации.

Отрицательные проявления девиантного действия считаются общественной патологией. Они причиняют ущерб окружению, самому человеку. Оно базируется на стремлении человека функционировать вопреки общепризнанным законам, меркам.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, — это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников

Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно — детей

Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых — вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Формы девиантного поведения

Понять, что является отклоняющимся от нормы поведением, непросто. В каждом отдельном социуме существуют определенные правила, нормы и порядки. То, что приемлемо, например, для преступных кварталов Мексики, покажется аморальным в культурных столицах мира. Видов отклоняющегося поведения много, все они подразделяются на несколько групп: аддиктивное, деленквентное, аморальное, суицидальное. На каждой форме девиантного поведения следует остановиться более подробно.

Аддиктивное поведение

Уйти из реальности, погрузиться в собственный придуманный мир, где нет плохих людей, отрицательных эмоций, все просто и понятно – добиться этого позволяет девиантное аддиктивное поведение. Понятие произошло от английского слова «аddiction», обозначающего «вредная привычка». Виды девиантного поведения, направленные на аддикцию могут быть разными – от легких до тяжелых форм. Этот тип девиации выражается в следующих негативных действиях:

  • пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, табаку;
  • тяга к азартным и компьютерным играм;
  • проституция.

Делинквентное поведение

Действия, в результате которых нарушается закон, называются делинквентным девиантным поведением, и контролируются они педагогами, социологами, криминалистами. Выделяют три типа:

  1. Слабое – мелкие правонарушения, не влекущие строгого наказания, например, хулиганство, брань в общественных местах, публичное распитие спиртного.
  2. Среднее – дисциплинарные нарушения трудового законодательства, например, опоздания на работу, появление в рабочее время в нетрезвом виде.
  3. Тяжелое – действия, серьезно нарушающие законодательство, и влекущие ответственность, такие как проституция, продажа наркотических средств, воровство, сексуальное насилие.

Аморальное поведение

Определить, что такое мораль, сложно. Девиантное аморальное поведение зависит от культуры общества и традиций. Так, если в одних странах измена считается осуждаемым поведением, в Японии, например, к этому относятся с пониманием. Институт гейш, развлекающих мужчин, в этой стране развит сильно. Подобное явление в России называется проституцией, и наказывается по закону. Вот почему типы девиантного поведения нужно рассматривать в разрезе конкретной страны и национальности, делая ставку на нормы морали.

Суицидальное поведение

Самоубийство – не редкость среди молодого поколения. Действия, которые направлены на причинение вреда собственному здоровью, относятся к суицидальному девиантному поведению подростков. Некоторые его типы направлены на демонстрацию, вызывание чувства жалости, обращение внимания на свою персону. Еще такие действия порой совершаются в состоянии аффекта, в результате сильного душевного потрясения или травмы. Иногда суицидальное поведение носит расчетливый характер и чаще других достигает цели.

Виды девиантного поведения

До сих пор не составлено единой типологии поведенческих отклонений. Прежде всего, стоит сказать о социологии девиантного поведения, положительных и отрицательных девиациях (теория Н.В. Барановского). Первые обеспечивают прогресс общества. Вторые вызывают его регресс.

Положительное девиантное поведение, примеры из жизни:

  • гениальность,
  • героизм,
  • суперспособности;
  • самопожертвование;
  • трудолюбие;
  • обостренное чувство жалости.

Трудолюбие как пример девиации.

Отрицательное девиантное поведение, примеры из жизни:

  • преступность;
  • терроризм;
  • проституция;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • вандализм;
  • самоубийство;
  • экстремизм;
  • живодерство.

Преступность как пример девиации.

Деление на деструктивные и продуктивные формы не единственная классификация

Рассмотрим подробнее еще две классификации, обратим особое внимание на отрицательные девиации

Виды девиаций в социальной психологии

Отечественный психиатр В.Д. Менделевич выделил следующие формы отклонений (девиантное поведение, его виды, типы, формы проявления):

  1. Криминальное, или делинквентное. Человеком движет недовольство миром, желание бороться с ним, уничтожить его.
  2. Психопатологическое. Из-за психических нарушений и патологий мозга человек воспринимает мир как враждебный, появляются маниакальные идеи борьбы с ним. Как правило, такие индивиды оказываются в руках полиции, но позже их признают невменяемыми.
  3. Аддиктивное. Это зависимости. Человек не хочет мириться с реальностью, но и бороться с ней не может, а потому он предпочитает уйти от нее при помощи психоактивных веществ, игр, прочего.
  4. Игнорирование реальности. Пример – трудоголизм. Человек увлекается каким-то узким видом деятельности. Он как бы адаптирован к миру, но в то же время отдален от него. Этот вид девиации наиболее приемлем для общества.

Если говорить о девиациях в частном порядке, то можно назвать такие формы: алкоголизм, игромания, шопоголизм, трудоголизм, наркомания, хулиганство, преступления, опасный образ жизни, распутный образ жизни, сексуальная распущенность, вандализм, суицидальные наклонности.

Зависимости как пример девиации.

Виды девиантного поведения в социологии

Социология представила свою структуру отклонений. Типология девиантного поведения в социологии (типология Мертона):

  • инновация (девианты согласны с целями общества, но не согласны с методами их достижения);
  • ритуализм (девианты не признают общественные цели, но пытаются пользоваться теми же методами, что общество);
  • ретритизм (девиант отрицает цели, способы их достижения, выбранные обществом);
  • бунт (девианты отрицают общественные цели, способы, но предлагают свои).

Виды девиаций детей и подростков

Клиническая психология выделяет такие формы детского девиантного поведения (виды, их характеристика):

  • антисоциальные или агрессивные поступки внутри семьи, по отношению к близким людям;
  • агрессивные или асоциальные поступки в отношении других детей;
  • агрессивность внутри группы детей, где ребенок хорошо адаптировался;
  • оппозиционная, вызывающая модель в стенах дома, за его пределами.

Отклонения у подростков, детей (часто встречающиеся формы, виды):

  • самоповреждение;
  • саморазрушение;
  • рискованность;
  • сексуальная распущенность;
  • бродяжничество;
  • зависимость от социальных сетей;
  • участие в деструктивных группах;
  • наркомания;
  • пьянство;
  • нарушение школьной дисциплины;
  • побеги из дома;
  • суицидальные наклонности.

Суицидальные наклонности как пример девиации.

Таким образом, можно выделить три модели отклонений у детей: направленные на самого ребенка (подростка), направленные на других людей, нейтральные (уход от реальности).

Справедливости ради стоит отметить, что встречаются положительные отклонения. Они направлены на изменение мира, преодоление застоя, консерватизма. Примеры: участие в музыкальной группе, увлеченность изобретательством.

Что такое девиация: виды и примеры

Девиация в переводе с латинского языка означает отклонение. В психологии есть такое понятие, как девиантное поведение. Если поступки и действия индивидуума не соответствуют установленным в социуме нормам поведения, то такое отклонение от правил является признаком девиации. В любом обществе люди обязаны вести себя согласно общепринятым правилам. Взаимоотношения между гражданами регулируют законы, традиции, этикет. К девиантному поведению также относятся социальные явления, выраженные в устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в социуме правилам.

Виды девиации:

  • деликвентная (преступления);
  • асоциальная (игнорирование правил и традиций);
  • саморазрушительная (вредные привычки, самоубийство);
  • психопатологическая (заболевания психики);
  • диссоциальная (ненормальное поведение);
  • парахарактерологическая (отклонения из-за неправильного воспитания).

Девиация может быть позитивной или негативной. Если индивид стремится преобразить жизнь, а его поступки продиктованы желанием качественно изменить социальную систему, то в этом стремлении нет ничего предосудительного. Однако если действия человека приводят к дезорганизации социальной среды, а для достижения своих целей он использует противозаконные способы, то это свидетельствует о неспособности индивидуума к социализации и нежелании адаптироваться к требованиям социума. Поступки, выходящие за рамки закона, являются примерами негативной правовой девиации.

Примеры отрицательного и противозаконного девиантного поведения:

  • свершение преступного деяния;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • секс за деньги.

Подобные негативные поступки порицаются социумом и наказываются согласно нормам уголовного права. Однако некоторые виды девиантного поведения настолько крепко укоренились в жизни общества, что их наличие не вызывает ни у кого удивления. К негативу люди относятся критически, хотя порой стараются не замечать отклоняющееся от нормы поведение других членов общества.

Примеры отрицательной девиации:

  • оскорбления;
  • рукоприкладство;
  • драка;
  • нарушение традиций;
  • компьютерная зависимость;
  • бродяжничество;
  • азартные игры;
  • самоубийство;
  • громкий смех в общественных местах;
  • вызывающий макияж, одежда, поступки.

Чаще всего девиантное поведение встречается у подростков. Они переживают самый ответственный период своей жизни — переходный возраст. В силу физиологических особенностей организма и несовершенной психологической организации подростки не всегда могут правильно оценить ситуацию и адекватно прореагировать на проблему. Иногда они грубят взрослым, громко играют на музыкальных инструментах по ночам, вызывающе одеваются.

Девиации, связанные с нарушениями в области общения между членами общества, называются коммуникативными. Отклонения от норм правильной коммуникации бывают разных видов.

Виды коммуникативной девиации:

  • аутизм врождённый (стремление к одиночеству);
  • аутизм приобретённый (нежелание общаться из-за стрессовых ситуаций);
  • гиперобщительность (стремление к постоянному общению с людьми);
  • фобии (боязнь толпы, общества, клоунов).

Основоположником теории девиации является французский учёный Эмиль Дюркгейм. Он ввёл в социологию понятие аномия. Таким термином учёный охарактеризовал общественное состояние, при котором происходит разложение системы ценностей в результате глубокого экономического или политического кризиса. Социальная дезорганизованность, при которой в обществе наступает хаос, приводит к тому, что многие индивидуумы не могут определиться с правильными для себя ориентирами. В такой период чаще всего у граждан появляется девиантное поведение. Дюркгейм объяснил причины социально отклоняющегося поведения и преступности.

Он считал, что все члены общества должны себя вести солидарно с установленными правилами поведения. Если действия индивида не согласовываются с общепринятыми нормами, то его поведения является девиантным. Однако по мнению учёного, общество не может существовать без отклонений. Даже преступность является нормой общественной жизни. Правда, для поддержания общественной солидарности преступность необходимо наказывать.

Ключевые формы девиантного поведения

Девиантное поведение может быть первичным и вторичным. Первичное девиантное (асоциальное) поведение – это отклонение, которое соответствует принятым в обществе нормам, и является терпимым. За первичную девиацию люди не получают серьезных наказаний, но могут быть предупреждены об иных негативных последствиях. Под вторичными отклонениями следует понимать поведение, которое в большей степени отклоняется от общепринятых норм и ценностей. Вторичное отклонение признается девиантным, а личность уже также может идентифицировать себя как девианта (преступника).

Если типы девиантного поведения — это более общая формулировка его проявлений, то формы девиантного поведения — это понятие довольно локализованное. Оно изначально подразумевает наличие негативной составляющей проявлений, поэтому формы всегда будут отражать отрицательную сторону девиации и соответствующих отклонений. Сегодня к формам девиантного поведения следует отнести следующие: преступность, пьянство, наркомания, проституция. В некоторых странах к формам отклоняющегося поведения также причисляют гомосексуализм, но на данный момент в мире к нему начали относиться более лояльно, что подтверждает статистика: Европа постепенно легализует однополые отношения и поддерживает подобную тенденцию.

Преступность — это склонность человека к совершению противоправных действий, которые направлены против другого человека, группы лиц, а также против действующего законодательства. Преступность может выражаться в более легкой форме, когда человек отделывается административным наказанием, или в тяжелой форме, и в таком случае он несет уголовную ответственность. Пьянство и наркомания — два типа зависимости человека. Каждый прибегает к ним по-своему, но поведение, которое формируется у человека под воздействием вредных привычек, демонстрирует асоциальный характер, может нанести вред окружающим. Проституция сегодня — явление не только женское: мужчины и дети также задействованы в них. Жажда заработать легкие деньги приводит к такому поведению, поэтому следует организовать жесткий контроль за любой формой подобной деятельности.

Таким образом, девиантное поведение – это понятие достаточно многостороннее, которое представляет из себя многообразные явления, не всегда отвечающие требованиям и ожиданиям окружающих

Важно отметить также то, что девиантное поведение может носить положительную форму (конформизм), и в данном случае это значит, что оно не будет нести вред обществу до тех пор, пока не выйдет из-под контроля. Контролировать поведение могут установленные социальные нормы, которые установлены обществом и государством, и являются общепринятыми и обязательными для каждого члена общества

Факторы девиантного поведения

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что становится причинами возникновения отклонений. Обобщенно все причины и факторы можно разделить на общественные и личностные.

Общественные (внешние) факторы

Согласно Н. В. Абрамовских, на девиации детей влияет:

  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность общества;
  • усиленная пропаганда альтернативных ценностей средствами массовой информации;
  • неблагополучие семьи;
  • низкий родительский контроль из-за занятости на работе.

Такие же причины отклонений указывают в своих трудах А. М. Столяренко, Н. А. Мельникова, А. А. Акмалова, Д. В. Афанасьев, Ф. Б. Бурханова.

Итак, на возникновение поведения, не соответствующего нормам общества, влияют:

  • улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью;
  • пробелы и недостатки в основных сферах воспитания (семья, школа).

Индивидуально-личностные

Создать проблемы в адаптации (приспособлении к образовательной организации, сложившейся социальной ситуации) могут не только пробелы в воспитании, но и нервно-психические заболевания и отклонения. В этом случае педагогической коррекции будет недостаточно, необходимо вмешательство:

  • психиатров,
  • невропатологов,
  • психотерапевтов.

Читайте также: