• Без рубрики
  • 0

«дека-данс» смотреть онлайн

Примечания[править]

  1. Вообще, многие фантастические расы и фракции сейчас срисовывают с каких-либо субкультур: если светлые эльфы нередко смахивают на хиппи и нью-эйджеров с их непосредственностью и идеей единства с природой, то силы зла — это либо какие-нибудь брутальные орки, напоминающие панков/металлистов/скинов, либо утончённо-порочные декаденты.
  2. Тут ещё и изменившаяся мораль играет роль: вспомним тот же опиум чуть пораньше, или плакат, рекламирующий то, что нынче зовут «спидами», для употребления лётчиками.
  3. Взять хоть скейвенов, косплеящих одновременно римлян и веймарских немцев, с пулемётами и гаусс-пушками, в Vermintide.
  4. Цветисто-психоделичные дневники Аарона полностью попадают под определение декаданса.
  5. В том числе в неофашистском изводе, но на кричалках не специализировались.
  6. В цензурной версии — „в череп“.

Тематика декадентского творчества

Темы произведений декадентов очень грустные. Обычно это смерть, печаль, тоска по несбывшемуся. Декаденты презирали все материальное. Обыденная жизнь простых людей казалась им «грязной», не заслуживающей внимания. Поиск духовности в их произведениях неизменно приводил их на кладбище – место, где душа человека, очистившаяся от суетности мира, находит покой и гармонию. Русский поэт-декадент Константин Бальмонт писал:

Наравне с французскими поэтами, такими как Бодлер и Готье, классиками этого жанра стали известные русские писатели и поэты: Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Леонид Андреев.

Некоторые из них, как например Константин Бальмонт, проводили границу между декадансом и более новыми литературными течениями начала 20-го века – символизмом и импрессионизмом

Единым мотивом, объединяющим эти направления, был глубокий психологизм, обостренное внимание к личностным переживаниям человека на пороге глобальных перемен в окружающем мире. Свобода творчества, по мнению последователей этих теорий, предполагает отказ от давления со стороны общества и государства

Многие классики русской литературы 20-го века были продолжателями идей декаданса. Александр Блок и Анна Ахматова – ярчайшие представители наследников этой культурной традиции.

Сначала — литературоведческий термин

В конце потрясающего девятнадцатого века человечество стало терять привычные нравственные и культурные опоры. Неоклассицизм и романтизм утратили актуальность в гонке с техническим прогрессом и экономическими реформами, наступление нового столетия у одних рождало новые надежды, в других вселяло страх и разочарование.

Мрачность и пессимизм для многих авторов казались закономерным итогом исторического развития. В поиске образов нового века они опирались на эстетику готического романа, искали вдохновение в завораживающем мире поэзии и прозы Эдгара Алана По. Декаданс – это порождение неистовых романтиков прошлого, в частности, творчества Виктора Гюго, его поисков идеальной красоты и чистого искусства в уходе от реальности.

Для тех, кто в своих стихах, прозе, в живописи и музыке находил методы, не похожие на привычно классические, агрессивная критика и придумала клеймо – декаданс. Что это слово утратит негативный контекст и будет подхвачено самими декадентами для обозначения борьбы с унылым мещанством и банальным прогрессом, не ждал никто.

Новое измерение декаданса

Новое измерение декадансу придал Ницше, заметивший в работе «Казус Вагнера» (1888), что относит декаданс к центральной теме своего творчества: «Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence… «Добро и зло» — только вариант этой проблемы. Если присмотришься к признакам упадка, то поймешь также и мораль… что скрывается за ее священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля к концу, великая усталость» (Ницше Ф.). Декаданс для Ницше — «историческая болезнь», психологическое измерение вырождения, нигилизма, который трактуется как преобладание в человеке аполлонического начала, «надысторического», ставшего, сна, над дионисийским, «неисторическим», спонтанно длящимся. Призывая «познать самого себя», «пробудиться», разбить «маски» кажимостей, Ницше выступает, по собственному выражению, за гигиену жизни и освобождение европейца от «затопления чужим и прошлым» ради «новой и улучшенной Physis, без разделения на внешнее и внутреннее, без притворства и условности, культуры как полной согласованности жизни, мышления, видимости и воли». Оппоненты Ницше — Сократ (изобретатель диалога и «теневой» стороны души, разрушитель «первобытной цельности» греков), апостол Павел (апологет христианства как религии «слабых» и «бегства от жизни»), Гегель (теоретик «расплывающегося» становления), а также те современники (Р.Вагнер), кто, на первый взгляд, отрицая христианство, реально его воспроизводят. Ницше распространяет декаданс не только на политику (современная демократия — форма исторического упадка империи), физиологию (наиболее сильные — слабы), но и литературный стиль — импрессионизм гонкуровского типа: «Целое уже не проникнуто более жизнью. Слово становится суверенным… Жизнь, равная жизни, вибрация и избыток жизни втиснуты в самые маленькие явления». Отрицая вагнеровское искусство как неистребимо «сострадательное», «болезненно-нервное», Ницше, вместе с тем, отказывается любить какую-нибудь другую музыку, кроме вагнеровской. Это проясняет его двойственное отношение к себе как современному писателю (в «Ессе Homo», 1888: «Я одновременно и декадент и противоположность декадента»), который грезит о сверхчеловечестве (т.е. абсолютной новизне проживания каждого момента жизни, непреходящести преходящего), имея в виду гибнущего и возрождающегося Диониса, и «вечно» возвращается к самому себе в той степени, в какой явлется гением беспощадного аналитизма. Тема декадентского художника, пробуждающегося от «сна» к «жизни», находящего в «болезни» основания для преодоления себя и своего рода трагической утопии радости, дионисийского порыва, «яств земных», переходит от Ницше к А.Жиду («Имморалист», 1902), Т.Манну («Смерть в Венеции», 1913), Г.Гессе («Степной волк», 1927), авторам экзистенциалистской ориентации.

Вслед за Ницше проблемы декаданса как общего состояния культуры и конфликта в ней «болезни» и «здоровья», «полезного» и «бесполезного», «жизни» и «творчества», личного и безличного, элитарного и массового, культуры и цивилизации по-разному касались М.Нордау («Вырождение», 1892-93) — трактующий декаданс, как ученик криминалиста Ч.Ломброзо и медик, взволнованный тем, что нездоровый художник преступно заражает здоровый организм среднего класса своими опасными мечтами; Г.Адаме («Воспитание Генри Адамса», 1907) — находящий в декадансе разрыв между высвобожденной новейшими открытиями энергией и возможностями человека; О.Шпенглер («Закат Европы», 1918-22) — создавший сравнительную морфологию различных культур и прослеживающий в 19 веке истощение центральной для европейской цивилизации идеи «фаустовского человека»; Х.Ортегаи-Гассет («Дегуманизация искусства», 1925)—находящий в декадансе пролог обновления искусства и решения им «собственно» творческих задач, понятных элитарному художнику, но чуждых веку «восстания масс».

Конец века

Основная статья: Fin de siècle

В советском искусствоведении декадентство воспринималось как кризисное явление европейской культуры последней четверти XIX — начала XX веков. Произведения этой эпохи отмечены настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Во многих отношениях декадентство служит синонимом понятия fin de siècle.

Зинаида Гиппиус на портрете Л. Бакста (1906)

К писателям-декадентам причисляли в Великобритании Оскара Уайльда и сотрудников «Жёлтой книги», а также популярнейшую романистку Марию Корелли, в Италии — д’Аннунцио, в Австрии — Шницлера, в Польше — С. Пшибышевского, во Франции — Гюисманса, в Бельгии — Роденбаха. Относительно слабо был представлен декадентский эстетизм в странах Нового света, в том числе в США.

К числу русских декадентов в 1890-е гг. относили символистов старшего поколения — таких, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также ранний Брюсов. После первой русской революции русские декаденты перестали считаться маргиналами и вместе с ростом популярности их произведений пополнили собой литературный истеблишмент.

Декаданс в литературе и искусстве

Понятие декаданса родилось во Франции. Оно возникло в начале 20 века, когда мыслящие люди пришли к выводу, что в обществе назрели перемены и человечеству предстоит пережить трудные времена. Пока материалистические философы во главе с Карлом Марксом строили теории о борьбе классов и неизбежности пролетарской революции, художники и поэты интуитивно искали путь отображения политических процессов в своем творчестве.

Атмосфера кризиса, царившая в обществе накануне Первой мировой войны, порождала упаднические настроения и чувства безнадежности и депрессии. Деятели искусства подхватили эти веяния и отразили их в своем творчестве. Произведения поэтов, художников и театральных деятелей этой эпохи проникнуты чувством безнадежности и мрака.

В отличие от творцов прежних веков, воспевающих революционные идеалы, декаденты отказывались от политической борьбы. Индивидуализм пришел на смену гражданственным позициям. Декаденты призывали погрузиться во внутренние переживания, искать ответы на вечные вопросы типа «быть или не быть?».

Характерные черты[править]


Почти полный список декадентских типажей

  • Символизм, загадочность, метафора на метафоре, вычурность, порой доходящая до выморочности.
  • Эклектика и смешение стилей: в одном месте могут находиться древнеегипетские сфинксы, античные статуи и венецианские маски.
  • Интерес к мистике, оккультизму, спиритизму, а также теме смерти и иных миров. Тайные общества и клубы, маскарады. В частности, в пику как религиозному консерватизму (продвигающему идею благого Бога), так и рационализму (утверждавшему, что высших сил нет, и миром правят лишь научные законы), развивается идея о том, что высшие силы есть, но они не так уж безгрешны или слабее зла. Да-да, всеми нами любимые мраккультисты и хтонические щупальца кальмаров берут начало именно в идеях этой эпохи! Также характерна мистика, связанная со старыми домами, картинами, скульптурами, куклами и восковыми фигурами, зеркалами, азартными играми, масками, психотропными веществами. Часто смешение религиозных, мистических и научных мотивов: от лавкрафтовских Великих Древних, которые вроде как и боги, и носители тайных знаний и сверхразвитые инопланетяне до целых учений в таком духе вроде квислинговского универсизма, сочетавшего христианские, буддийские и неоязыческие идеи с толкованием квантмеха и ОТО в мистическом ключе, или русского космизма (которому универсизм во многом наследует).
  • Индивидуализм, «инаковость» ключевых персонажей. Герои замкнуты и не поняты обществом, или наоборот, ведут богемный образ жизни, включающий промискуитет, алкоголь, наркоманию. Среди них много людей искусства, преимущественно нестандартного. Типичные персонажи оторванны от обыденности: среди них нет, например, домохозяек или землепашцев, зато часты странники, оккультисты, колдуны, сектанты, маргинальные философы. Образы могут быть сопряжены друг с другом: ничего не мешает колдуну быть одновременно человеком искусства и, скажем, создавать живых кукол. В современной итерации декаданс сопряжен с образами неформалов, представителей социального дна и криминального мира, членов радикальных организаций.
  • Темы поэтической романтики и свободного секса, включая извращённый, идут рука об руку. Примерно то же с разными другими приятными, но требующими умеренности, явлениями.
  • Тяга к пафосным названиям и псевдонимам, часто отсылающим к легендам, фольклору или театральным постановкам: Петя пусть будет Парцифалем, Вася — Арлекином, а Маша — Офелией. Особенно распространено было как раз у членов всяких орденов, лож и клубов. Например, все члены Ордена Баварских Иллюминатов на собраниях вместо своих имен пользовались прозвищами, данными по именам известных античных и древневосточных деятелей: магистр ордена Вейсгаупт стал Спартаком, фон Цвак — Катоном, маркиз де Констанца — Диомедом, Массенгаузен — Аяксом, Гертель — Марием, барон фон Шрекенштайн — Магометом, барон Меггенхофен — Суллой и так далее.

Российский облик декаданса

Вычурная и мрачная эстетика гибели старых ценностей, рожденная в Европе, оказалась актуальной для российского общества в период кризиса начала ХХ-го века. Русский декаданс – что это, как не порождение мрачных настроений в обществе после русско-японской войны и революции 1905 года? Творческая молодежь заслонялась от реальности масками Пьеро и Коломбины, говорила стихами, полными абстрактными и туманными символами.

Поэзия русского декаданса сияет немыслимыми вершинами. В разной степени к ней относятся Валерий Брюсов и Константин Бальмонт, Федор Сологуб и Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский и Игорь Северянин. У них было множество подражателей в творчестве, в одежде и образе жизни – слишком ярким и выразительным явлением в жизни русского общества они были.

Проза Дмитрия Мережковского и Леонида Андреева, живопись и графика Константина Сомова, Михаила Врубеля и Мстислава Добужинского, музыкальные эксперименты Александра Скрябина принадлежат той эпохе как временем создания, так и чувствами, вызываемыми у читателей, зрителей и слушателей.

Главной особенностью русского декаданса было присущее ему мистическое предчувствие глобальных потрясений. Оно распознается взглядом из нашего будущего и по-настоящему впечатляет.

Примечания

  1. David Weir. Decadence and the Making of Modernism. University of Massachusetts Press, 1995. ISBN 978-0-87023-992-2. P. 16.
  2. Как отмечал марксист Плеханов, с социологической точки зрения термин «декадентство» применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений («Искусство и общественная жизнь»).
  3. Омри Ронен вообще выводит декаданс за рамки течения в искусстве и даже самого искусства: «Декаданс нашёл художественное воплощение своей тематике в разных стилях: в символизме, в поэтике парнасцев, в позднем романтизме — „викторианском“ в Англии, „бидермайере“ в Средней Европе, и в позднем реализме — натурализме. Декаданс, таким образом, являлся не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые в равной мере окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени».
  4. Зато пациент Ницше отметил, что не только «пресловутая борьба за существование», но и появление вырождающихся, слабых, а потому более утонченных и восприимчивых натур способствует облагорожению человека и всякому движению вперёд («Человеческое, слишком человеческое»).
  5. Scaruffi, Piero . The History of Rock Music. Дата обращения: 25 октября 2013.
  6. Новейшая история отечественного кино: 1992—1996 (под ред. Л. Аркус). Том 6. С. 590.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 августа 2007.

Философские основы

К появлению новых форм искусства на заре века причастно рождение новой философии. Яркие идеи Ф. Ницше и А. Шопенгауэра были подхвачены идеологами декаданса. Как они могли пройти мимо отрицания церковной и мещанской морали? В мире, где боги умерли, всё дозволено. Рациональное мироустройство, основанное на классической философии, рухнуло, осталась единственная ценность – мир человеческой индивидуальности.

Отъединиться от банальности общечеловеческих проблем – такую главную задачу имел декаданс. Что это значило в творчестве поэтов и художников? Прежде всего, превышение формы над содержанием. Смысл терялся в вычурности, мистике, неопределенности. Внешний эффект и туманные символы, обладающие апокалиптическими, трагическими аллюзиями, быстро стали главным признаком публичных выступлений апологетов декаданса.

Декадентство как болезнь

Одни исследователи и современники оценивали декаданс как переломный момент, эпоху разочарования и переосмысления этических и эстетических норм, но многие не принимали такую точку зрения.

Декадентство — «симптом душевной болезни», так жестко определил это явление Николай Бердяев.

Врач и писатель Макс Нордау ставит свой диагноз декадентам:

«…Модные течения в литературе и искусстве, характеризуемые названием „конца века“, равно как и сочувствие к ним публики, вызываются болезнями, именно вырождением и истерией».

Действительно, декаданс — это не стиль и не школа, это настроение, объединившее в определенный отрезок времени совершенно разных поэтов, художников, музыкантов.

Обреченность, душевная усталость, потеря связи с реальностью, апатия — все это черты времени, состояние целой группы талантливых людей, болезненно чувствующих слом эпохи.

Предпосылки декаданса

Простыми словами декаданс — это кризис, творческие люди всегда особенно остро чувствуют переломные моменты эпохи, а искусство становится отражением их мироощущения.

К концу XIX века в Европе начинает складываться понимание, что такие непоколебимые и ясные идеи о главенстве разума, прогресса и науки не дают ответов на проклятые вопросы человечества: есть ли Бог, что такое смерть, что такое любовь?

Кризис рационализма (это что?) привел к поискам новой точки опоры. Нужны были иные формы, новый язык искусства (это как?), который бы отразил меняющееся мироощущение.

В Европе такими поисками занялась творческая молодежь, которую стали называть модернистами от французского moderne — современный.

*Фредерик Базиль, Портрет Поля Верлена, 1868 г.

Модернисты, как и любые новаторы, сначала вызвали резкое неприятие, их творчество воспринималось упадническим и получило издевательское название декаданс.

Термин «декаданс» появился во Франции в конце XIX как ругательное определение, которое давали критики происходящему, по их мнению, безобразию в литературе.

Кружок поэтов, объединившихся вокруг Поля Верлена и Стефана Малларме, охотно подхватил это название, в 1880-е годы начал выходить журнал «Декадент», где печатались Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Артюр Рембо и другие «прОклятые поэты».

Слово прижилось, а упаднические настроения быстро докатились из Франции до России.

*«…Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему…»

Валерий Брюсов, поэт, основоположник русского символизма

Декаданс и дуализм

Декаданс — такой этап, такая литературная эпоха в становлении романтической культуры 19—20 века, которая ищет способов отказаться от множества опробованных ею дуализмов (на тему двоемирия, превосходства духа, творчества над жизнью), так или иначе считающихся с классическим, платоновско-христианским идеализмом, в пользу монистичности «идеализма свободы» (выражение В.Дильтея), идеализма неклассического. Тем не менее, с ходом 19 века все решительнее ограничивая потустороннее, опровергая его ради посюстороннего, романтизм (что хорошо заметно в творчестве центральной фигуры декаданса — Ницше), как оказалось, все время встраивал одно в другое и как бы само-поедал себя, программно утверждая идеал через разочарование, отрицание, революционарность «новизны».

Вечно живой упаднический стиль

Сам ход истории подразумевает наступление периодов, когда идеи кризиса и распада становятся доминирующими. Творческая свобода художников-новаторов, работающих в такие исторические периоды, пусть даже использованная для создания мрачных и антигуманных образов, – культурное явление большого значения.

Рожденные на грани добра и зла художественные образы особенно выразительны, эстетика разрушения и даже смерти вдруг становится привлекательной для чувствительных натур.

Значение слова «декаданс» существенно различалось в разное время и в разных культурах. Для одних оно имело смысл стилистического признака, для других стало глобальной характеристикой состояния всего общества. Все эти определения актуальны для прошлого, настоящего и будущего.

Декадентство и символизм

См. также: Символизм

Декадентство — явление сложное и противоречивое, которое имеет источником усталость от лицемерной викторианской морали, кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Основным вопросом обозначения границ декадентства становится разделение его с символизмом. Ответов существует довольно много, но господствующих из них два, первый говорит о различности этих течений в искусстве, большим приверженцем и изобретателем его был Ж. Мореас, второй — о невозможности их разделения или отсутствия необходимости в таковом.

К. Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» говорит о триединстве декаданса, символизма и импрессионизма, называя их «психологической лирикой», которая меняется «в составных частях, но всегда единая в своей сущности. На самом деле, три эти течения то идут параллельно, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном направлении, и между ними нет того различия, какое существует между водами реки и водами океана». Он характеризует декадента как утончённого художника, «гибнущего в силу своей утончённости», существующего на смене двух периодов: «одного законченного, другого ещё не народившегося». Потому декаденты развенчивают все старое, отжившее, ищут новые формы, новые смыслы, но не могут их найти, так как взросли на старой почве.

Ф. Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»: «декадентство есть наилучшее, быть может единственное, орудие сознательного символизма».

Русские символисты второй волны (младосимволисты) определяли разницу между декадансом и символизмом мировоззренчески: декадентство субъективно, а символизм преодолевает индивидуалистическую отъединённость эстетства сверхличной правдой соборности. Андрей Белый в книге «Начало века» говорит об этом так: «символисты» — это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силятся преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в «декаденте» его упадок есть конечное разложение; в «символисте» декадентизм — только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты» (то есть в ком упадок борется с возрождением), есть «символисты», но не «декаденты»; и такими мы волили сделать себя.

По мнению Б. Михайловского (Литературная энциклопедия 1929—1939), «символизм» как термин шире термина «декадентство», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).
Михайловскому противоречит Ф. П. Шиллер («История западно-европейской литературы нового времени»):

Критика декаданса

«Модерновый» памятник Гоголю

Декадентство критиковали, с одной стороны, консерваторы от искусства (как академисты, так и натуралисты) и консерваторы от морали, с другой стороны — эволюционисты и прогрессисты всех мастей. К последней категории могут быть отнесены, в частности, марксистские авторы.

Для Троцкого истоки декаданса кроются в стремлении части интеллигенции уйти от «бурных социальных противоречий» в мир чистого искусства. По объяснению Плеханова, если литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг.

Эволюционист Макс Нордау переосмыслил термин «декадентство» в биологическом смысле, обозначив им патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры. После публикации в 1892 г. одноимённого трактата Нордау «вырождение» стало модным словечком эпохи. Врач Нордау ополчился против него по гигиеническим соображениям.

Что представляет собой декаданс?

Декаданс — слово французского происхождения. Обозначает упадок, распад, разложение укладов общества. Как понятие было введено в обиход историками Франции в XIX веке.

История образования

Изначально этим понятием обозначались события, происходившие в Римской империи в период II-IV веков. На фоне упадка экономики, формирования противоречий в социуме, снижения уровня нравственности и политических противоречий активно развиваются и процветают направления культуры и искусства.

Писатели, философы, художники и музыканты тех времен продвигают в массы оккультизм, мистику. За счет неудовлетворенности текущим положением в произведениях происходит идеализация старины, придание ей романтического оттенка. Даже стиль разговора в обществе возвращается к стилю старых времен.

Ярким примером произведений того времени становится «Золотой осел» Апулея. В произведении описаны приключения представителя знати на фоне колдовства, иронических реплик и безнравственного эротизма. Все это показывает, насколько хуже стали моральные принципы общества.

Позже, в конце XIX века, подобные настроения поразили мастеров и философов Европы. Произошел новый упадок в общественных проявлениях, изменились политические веяния. В рядах творческого бомонда поселились апатия, чувствительность и болезненное восприятие происходящего. В произведениях появились сюжеты о смерти, вечной любви и красоте окружающего мира. Образы героев эпатажны: нескрываемый эротизм и чувственность, мистический взгляд на вещи, вера в символику.

К концу XIX века общество развивалось быстрыми темпами, в сознании людей появилось много информации, которую можно было применить на практике. Поэтому декаданс принял форму запутанных и завуалированных проявлений. Его уже нельзя назвать направлением искусства в полной мере — это настроение времени.

Проявление декаданса в искусстве

  • Литература в рамках декаданса включает в себя направления по типу неоромантизма, модерна и символизма. Произведения приняли пышные формы за счет возвышенных эпитетов, сравнительных оборотов и ярких образов. Стиль написания не имеет определенного характера: это и меланхолия, и агрессивное отношение, и ностальгия. На фоне общественного упадка, в стихах Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Варлена, Артюра Рембо показан упадок божественного. Прозу декаданса стоит изучать на примере «Соломеи» Оскара Уайльда. В ней есть и эротика, и тревожность мыслей, и обращение к библейским мифам. В литературе, также известны Шарль де Монтескье, Виктор Гюго, Шарль Бодлер, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Николай Добролюбов.
  • Драматургия. Прослеживается стремление каждого человека к счастливой жизни, поиск пути в рамках бытия. Ярчайшее произведение тех времен — «Синяя птица» Мориса Матерлинка.
  • Живопись. Картины того времени нарисованы густыми красками, лица людей холодные, печальные. Здесь, как и в литературе, каждый художник самостоятельно выбирал стиль. Произведения отражали и мифические сюжеты, и библейские сцены и реалистичные события. Над своими произведениями в то время трудились Михаил Врубель, Ромейн Брукс, Данте Габриэль Россетти, Франс фон Штук.
  • Музыка. В период декаданса были пересмотрены мифы, сказки, баллады, легенды. В произведениях стало важным выразить настроение нового времени, степень изменения жизни, отречься от стандартов. Музыка для балета приобретает новые формы — она теперь делает акцент на костюмы, движения героев, декорации. Знамениты произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Дягилева, Иоганна Штрауса, Александра Бородина, Игоря Стравинского, Балилла Прателла, Луиджи Руссоло, Клода Дебюсси.

Декаданс современности

В наше время декаданс продолжают почитать и освещать для общества. В начале столетия в Санкт-Петербурге прозаик Маруся Климова и художник Тимур Новиков провели фестиваль искусств «Темные ночи» в стиле декаданс. Позже эту идею подхватили журналист Владимир Преображенский и группа «Бостонское чаепитие» и провели новый москвоский фестиваль.

Современный декаданс стремится к тому, чтобы стать отдельным направлением, «Куртуазным декадансом». Он представляет собой сообщество дизайнеров, музыкантов, танцоров, художников, погруженных в атмосферу эзотерики, мистицизма, изящества, аристократизма. Фактически, это интерпретация декаданса в стиле арт-хаус.

Неодекадентство

Декадентские идеи оказались вновь востребованными на исходе XX века. В частности, определённые черты декадентской эстетики унаследовал готический постпанк. Характерным примером может служить альбом Disintegration группы The Cure (1989). Также декадентством музыкальные критики называли творчество группы Joy Division, выпустившей два студийных альбома и в значительной степени повлиявшей на становление жанра готик-рок. Декадансом своё творчество называли группы «Агата Кристи», «Dead Can Dance», «Оберманекен», «Пикник» и другие. В кино с декадансом сравнивали постсоветскую «чернуху» («Зелёный слоник»); «текстом эпохи петербургского декаданса» критики называли фильм А. Балабанова «Про уродов и людей» (1998).

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль постпанка «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия». С тех пор фестивали и декадентские салоны фестиваль «Бархатное подполье» стали проходить в Москве регулярно, породив субкультуру «бархатных».

Декаданс — это…

Термин декаданс, или декадентство, пришел из французского языка, где decadence означает «упадок». Происхождение слова восходит к латинскому глаголу decadere — падать.

В самом общем смысле можно сказать, что декаданс — это такое состояние упадка, распада значимого культурного стиля, когда внутреннего огня уже не хватает на создание шедевров, но еще достаточно энергии на причудливые стилизации.

Декадентство чаще ассоциируется с периодом конца XIX — начала XX века, потому что в это время начинается упадок огромного пласта классической культуры.

*Александр Вертинский в образе Черного Пьеро

Но вполне уместно говорить о декадансе великого Ренессанса (это когда было?), который проявился в маньеризме, или об академизме, как о декадансе Классицизма (это когда было?), или о рококо — как об упадке Барокко (что это было?).

Мы остановимся на декадентстве как явлении в искусстве и литературе на переломе XIX–XX веков, когда основные настроения творческих произведений — это безнадежность, неприятие жизни, крайний индивидуализм, а на первый план выходят темы смерти, тоски, душевных страданий.

«Страшно оттого, что не живется — спится.И все двоится, все четверится.В прошлом грехов так неистово много,Что и оглянуться страшно на Бога.

Да и когда замолить мне грехи мои?Ведь я на последнем склоне круга…А самое страшное, невыносимое, —Это что никто не любит друг друга…»Зинаида Гиппиус, 1916 г.

Кстати, «с детства раненая смертью и любовью» Зинаида Гиппиус написала это стихотворение в 47 лет, но предчувствие «последнего склона круга» ее обмануло.Поэтесса умерла в 76 лет в 1945 году в Париже.

Певцы упадничества

Они потрясали основы морали, презирали банальности в творчестве и в повседневной жизни. Оскар Уайльд и Морис Метерлинк, Шарль Бодлер и Поль Верлен, Леопольд фон Захер-Мазох и Габриэль Д`Аннуцио – в их произведениях зарождалось то отношение к жизни, которое потом назвали «декаданс». Это их творческие поиски и эпатажные поступки вызывали бурный восторг у молодежи и жуткое негодование у консервативной части Европы.

Визуальный образ декаданса – это вычурный и сложный узор арт-нуво, он неотделим от виртуозной графики Обри Бёрдслея. Прерафаэлиты – Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Артур Хьюз – считаются вдохновителями декаданса в живописи, хоть и не всегда оправданно. Картина Арнольда Бёклина «Остров мертвых» выражает суть подобного отношения к миру. Что такое декаданс в музыке, можно было понять, посмотрев оперу Рихарда Штрауса «Саломея» по драме Оскара Уайльда. Она полна образами и звуками «эпохи упадка».

Читайте также: