• Без рубрики
  • 0

Целибат

Целибат в других религиях

  • В Древнем Риме обет безбрачия давали служительницы культа Весты. Нарушительниц обета закапывали в землю живьём.
  • В индуизме целибат может принимать форму временного или пожизненного отказа от секса ради духовного самоосознания и получения трансцендентного знания.
  • В буддизме монахами даются обеты безбрачия ради духовного роста и самопознания.
  • В иудаизме отрицательное отношение к безбрачию основывается прежде всего на прямом библейском предписании плодиться и размножаться (Быт. ). Безбрачие несовместимо также с еврейской концепцией, по которой мужчина, если он не женат, рассматривался лишь как половина человеческого существа. Иудаизм не только не видит в безбрачии средство для достижения святости, но, наоборот, считает безбрачие помехой личному совершенствованию. Это ярко иллюстрирует термин киддушин (освящение), употребляемый для обозначения церемонии обручения как первого шага к вступлению в брак, а также библейское указание на то, что первосвященник должен быть женат (Лев. ). Неженатые люди не допускались к некоторым общественным и религиозным должностям, например, судей по тяжким уголовным преступлениям (Санх. 36б). Еврейские моралисты защищали строгий самоконтроль, а иногда даже известную степень аскетизма, но не поощряли безбрачия или какой-либо формы монашества. Представление о том, что в браке есть нечто аморальное, было опровергнуто Нахманидом ещё в 13 в. в специальном трактате, посвящённом этой теме. Традиционный еврейский взгляд на брак нашёл своё наиболее отчётливое выражение в следующем положении Шулхан аруха: «Каждый человек обязан жениться, чтобы выполнить свой долг продолжения рода, и всякий, кто не участвует в продолжении рода, как бы проливает кровь, умаляет Божий образ и принуждает Шхину покидать Израиль» (ЭхЭ. 1:1). Традиция предоставляет религиозному суду право принуждать к женитьбе неженатого мужчину после того, как ему исполнилось двадцать лет. Однако с конца средних веков такое принуждение не практиковалось.

В Викитеке есть тексты по темеБезбрачие

В Викисловаре есть статья «целибат»

  • Скопцы
  • Шейкеры
  • Клятвенная девственница
  • Сублимация (психология)

В., 33 года, сценарист и редактор

Максимальный срок воздержания — 8 лет

Мне даже сложно точно сказать, когда я последний раз занимался сексом, у меня плохая память на события. Обычно ориентироваться в прошлом мне помогают фотографии, но снимать я перестал в 2011 году и с тех пор как будто немного ушел для самого себя в тень; а в соцсетях или блогах моя личная жизнь никогда никак не отражалась. Впрочем, я заглянул в архив — как раз примерно с 2011-го я уже точно не был с женщиной. Получается, примерно восемь лет.

Я не ставил себе такой цели — скорее, воздержание в моем случае — это следствие внутренних заморочек.

Так сложилось, что у меня много раз бывали неудачные, невзаимные — не хочется говорить «несчастные» — влюбленности, и, с другой стороны, как минимум четырежды ко мне испытывали чувства женщины, к которым я был равнодушен. В их числе и те, с кем я занимался сексом.

А еще у меня умерла старшая сестра. Она ухаживала за мной, пока училась в школе (я тогда был младенцем), очень меня любила и позже гордилась моими достижениями. А я ее почти не знал (сестра вскоре переехала в другой город, потому я с ней редко виделся) и не мог ответить ей взаимностью. И когда она умирала — а это было долго и мучительно — я закрылся в себе, в эгоцентрических поисках и мало ей помогал. Так что, наверное, невзаимная любовь — это для меня пунктик.

И даже общения: вот уже несколько лет я почти не взаимодействую с людьми вне работы. Секс у меня где-то в голове связан с предательством, неискренностью, нечестностью. Поэтому я избегаю и случайных связей, хотя на уровне рацио тоже совершенно нормально к ним отношусь. Если говорить проще, то я забил на личную жизнь. Платного секса (против которого у меня опять же нет принципиальных возражений) не было потому, что подобный шаг — «прервать» столь долгое воздержание таким способом — мне кажется нелепым и жалким.

При этом я вовсе не превозношу свое одиночество и тем более воздержание (поэтому еще это не «практика»).

Это всё то, чем я могу объяснить свою «практику» и почему она продолжается без каких-либо трудностей.

Мне сложно отделить воздержание от всего остального (отчуждения, проблем с целеполаганием и т. д.), но мне кажется, что я ощутил его влияние. Без тестостерона год от года заметно усиливалась апатия, вплоть до длительных периодов полного бездействия. Я потерял физическую форму. Больше всего шокировало то, что ослабло желание поглощать искусство, кино, получать новые впечатления: до этого оно было всегда, но я его не осознавал. Отношение к своему телу, безусловно, стало более замороченным, сложным: если оно не заслуживает, то я за ним и не слежу — и оно начинает чего-либо «заслуживать» еще меньше.

Отношения к сексу этот период у меня не изменил. Он вызывает искреннее простое восхищение, это чудесное занятие и остроумнейшее изобретение природы и человека. То есть нет ожесточения какого-то, я реально рад за всех, кто занимается сексом, особенно если он хороший.

Компенсировать всю эту ерунду я стараюсь с помощью дисциплины и каких-то условных целей.

Воздержание продолжается.

Монашеские обеты

Св. Антоний Великий, услышав слова Христа в Евангелии: «Оставь все и следуй за Мною», действительно оставил все и удалился в пустыню. У него нашлось много последователей, которые хотели соблюдать обеты.

  • Обет нестяжания;
  • Обет целомудрия;
  • Обет послушания.

Люди были готовы полностью отказаться от всего мирского или того, что представлялось им мирским. Таким образом клир разделился на две половины, одной из которых стали те, кто дал монашеские обеты.

Христианская жизнь вносила свои коррективы в жизнь монастырей, монашеские обеты со временем тоже обретали новые смыслы. Например, в современном последовании монашеского пострига из Большого Требника исчезли обеты относительно запрета на владение личным имуществом, поскольку с практической точки зрение какое-то личное имущество все же требуется. Но суть осталось той же — обет нестяжания означает, что личное обогащение не может быть приоритетом тех, кто ушел от мира.

Подготовка к принятию обета трезвости

Фото: Flickr.com

Человеку, который решил избавиться от греха пьянства, необходимо подойти к священнику ближайшей церкви и узнать обо всех правилах.

Батюшка даст советы о том, как приготовиться к таинству, что нужно сделать и выполнить.

Не стоит думать, что все тяготы по исполнению обета трезвости человек должен нести исключительно сам. Настоятельно рекомендуется срочно обратиться в наркологический диспансер или к лечащему психиатру, если ранее пациент уже был поставлен на учет. Врач назначит схему терапии, проведет лечение и порекомендует наилучшие способы кодирования от алкоголизма.

Обращение в медицинские и психологические учреждения вовсе не является отказом или сомнением в Божьей помощи. Эти действия как раз и приведут на тот путь, на который Господь и направляет человека для избавления от пагубной привычки. Поэтому следовать всем советам специалиста необходимо неукоснительно. При их нарушении пациент губит не только собственное здоровье, но и совершает тяжкий грех, нарушая обет трезвости.

Можно его принять и умеренно пьющему человеку. Обет трезвости обычно дают при наступлении религиозных праздников или при опасении, что роковая привычка способна полностью поглотить грешника.

В таком случае очень важно вовремя остановиться и тогда церковный обет оказывает верующему большую поддержку. Тот, кто просто отказался от спиртного, постоянно испытывает искушение

Тот же, кто принял на себя зарок, сумеет быстрее и легче побороть алкогольную зависимость. Даже страдания, связанные с периодом добровольного отказа, будут переноситься проще с Божьей помощью.

Впоследствии же человек, основываясь на данное им Господу обещание, окончательно перестанет интересоваться сомнительными посиделками или приятельскими компаниями, толкающими его на путь греха.

Обет целомудрия

Часто отказ от секса тесно связан с религией. Что тут скажешь, действительно самоотверженный способ доказать непоколебимость веры. Однако у убежденного атеиста Анатолия Вассермана была абсолютно другая причина дать обет целомудрия.

Анатолий Вассерман считает, что практики ограничений до сих пор популярны, потому что в какой-то мере способствуют развитию силы воли. А от полового воздержания, возможно, польза и есть, но ему о ней ничего не известно.

Эта польза в основном утверждалась в различных вероучениях. Причем в каждом были и остаются свои причины, по которым следует отказываться от сексуальных отношений. Большинство подробно описала историк Элизабет Эбботт в своей монографии о целибате. Например, в индуизме воздержание — один из видов аскезы, отказа ради духовного совершенствования.

Другая причина практики целибата — недостаток научных знаний. С древних времен люди объясняли многие явления с помощью мифов и поверий. К примеру, жители провинции Энга в Папуа — Новой Гвинее женщин и вовсе демонизировали. Верили, что только после свадебного обряда мужчина мог получить магическую защиту против опасных последствий полового акта, и до вступления в брак сохраняли целомудрие. А в Южной Эфиопии считали, что периодическое половое воздержание повышает шансы мужчины стать отцом сына, а не дочери.

У ацтеков воздержание требовалось от молодежи из знатных семей. Это подчеркивало особое положение в обществе. Нарушителям традиции наносили тяжелые увечья, так что желающие потерять невинность до брака (и здоровье) встречались редко. Простолюдинов к целибату не принуждали. Считали, что желание удовлетворять физические потребности — характерная черта представителей низшего сословия.

Тело и стыд всегда шли бок о бок. Христианскую концепцию целибата во многом сформировали энкратиты. Это ультраконсервативные христиане, которые считали супружество грязным и порочным образом жизни. Их главный идеолог Татиан призывал новобрачных отказываться от «мерзостного акта совокупления», потому что это не что иное как выдумка дьявола. Современные христианские священники относятся к бракам намного лояльнее. Папа Римский Франциск даже допускал послабление или полную отмену целибата. Правда, в этом вопросе Франциск столкнулся с резкой критикой своего предшественника Бенедикта XVI. В своей книге, отрывок из которой опубликовало издание Le Figaro в январе 2020 года, Бенедикт утверждает, что брак, как и служение Богу, требуют от человека полной самоотдачи и компромисса быть не может.

Ну и конечно, не стоит забывать о политических причинах. Многие странные и жестокие обычаи связаны с идеологией и ситуацией в стране. В африканских племенах традиция сохранения целомудрия до брака в какой-то мере сдерживала рождаемость. Ведь когда ресурсы ограничены, кто будет рад росту населения? Об этом очень хорошо знают и в Китае.

Кто такая целомудренная девушка

Целомудренной называют девушку, принявшую эстафету духовной и физической чистоты от своих родителей и собирающуюся в будущем передать ее своим детям. Она ждет своего избранника, а если такой уже имеется — показывает ему необходимость разумного воздержания, что непременно окажет позитивное влияние на их будущее потомство.

Внешний вид

Целомудренность проявляется в том, что девушка не старается быть броской и заметной, не стремится всегда эффектно выглядеть, не требует от других признать хоть в чем-то ее значимость. Она всегда во всем знает меру и понимает, что в этом мире обладает истинной ценностью, но никогда не выставляет свои знания напоказ.

Девушка не обязательно должна быть застенчива и закрыта, даже наоборот, ей интересно живое общение, а не пустая болтовня. Ее главное богатство всегда внутри, и она не собирается раздаривать его недостойным и кому попало.

Легко шагая по жизни, она всегда начеку, чтобы не проглядеть своего единственного и неповторимого, для которого собирается открыть все свои душевные ценности, изумруды нежного, трепетного сердца.

Качества и черты характера

Среди основных качеств ей присущи следующие: душевная и телесная чистота, скромность, гордость, чувство долга, умеренная стыдливость.

Девушке свойственны такие черты характера:

  • серьезность и ответственность;
  • кротость;
  • смирение;
  • склонность к благотворительности;
  • отсутствие порочных привязанностей и вредных привычек.

От подсчета калорий до нарушений пищевого поведения

Еда связана с миллионами табу, как и всё, что способно сильно влиять на тело и эмоции. С одной стороны, ограничения обусловлены культурными традициями: кошерная пища в иудейской религии, халяль у мусульман и вегетарианство в большинстве индуистских практик. С другой — люди отказываются от определенной еды по личным мотивам, которые можно обобщить желанием питаться более осознанно.

Как отмечает психолог Юлия Лапина, при длительном голодании мозг меняет свою структуру. Именно поэтому пища становится предметом, который способен давать человеку чувство контроля. В мире хаоса психике необходима стабильность. Поэтому и появляются пищевые ритуалы: правильное питание, расписание, подсчитывание калорий. «Так можно достигнуть магической трансформации тела. Всё хорошо. Я всё делаю правильно. У меня всё под контролем. А по ночам, возможно, будут преследовать кошмары о потере контроля: поедание запрещенных тортов или колбас — и пробуждение в холодном поту», — пишет Юлия Лапина. Примерно так начинают формироваться нарушения пищевого поведения.

Очень часто, запрещая себе что-либо, человек срывается и еще больше времени уделяет тому, в чём недавно строго себе отказывал.

Целибат в современной жизни

Ежегодно сотни людей, находясь в разных частях света, с различными духовными взглядами, традициями и мировоззренческими позициями принимают добровольный отказ от телесных утех и брачных уз. У каждого из них свои аргументы в пользу подобного выбора, но наверняка почти все хотят сделать хотя бы свой мир немного светлее и чище.

Для чего и кому нужен

Этот вопрос естественным образом возникает у тех, кто хочет понять основные цели подобного обета. Устремления могут отличаться не только по причине следования конкретному учению, но в каждом конкретном случае: какой вид воздержания выбирает послушник (моральное или физическое), на какой период (месяцы, годы, всю жизнь).

Рассмотрим конкретнее:

  • христианин дает обет, чтобы уподобиться жизни Спасителя, приблизить свою земную жизнь к Господу и его Небесному Царству;
  • буддист практикует отказ ради самопознания и духовного роста;
  • индуист использует обет для достижения духовного совершенства, самоосознания, обретения трансцендентных знаний и просветления;
  • люди, занятые духовными практиками благодаря этому накапливают силу;
  • некоторые прибегают к воздержанию для укрепления здоровья;
  • есть и те, кто пришли в этот мир без потребности в физической близости с особого рода духовными программами.

Польза и вред

Отношение к обязательному безбрачию неоднозначное, особенно среди прихожан католической церкви, поскольку их духовенство обязано строго блюсти свой обет. Но как показывает опыт — принудительное воздержание негативно отражается на деятельности священников.

Стоит сказать также, что без этого явления, сама церковь утратит роль целомудренной невесты, следующей за своим женихом Христом, давшим всей своей жизнью заповедь непорочности. Поэтому необходимо определить положительную сторону воздержания.

Рассмотрим полезные моменты воздержания:

  • сохранение внутренней энергии и целостности организма;
  • накапливание духовной силы, улучшение здоровья;
  • освобождение времени для молитв и мыслей о высоком;
  • способность к достижению значительных результатов, как в духовных, так и в мирских делах.

Те, кто не приемлет данное ограничение, аргументируют свое мнение тем, что этот обет противоречит естественным природным потребностям и функциям человека.

Минусы целибата:

  1. Отсутствие интимной жизни при ее большом внутреннем желании может привести к серьезным нарушениям физического здоровья.
  2. Воздержание может быть чревато возникновением различных комплексов и скрытых желаний, которые могут вылиться наружу в самых непредсказуемых формах.
  3. Для этой практики нужна готовность, созревшая на многих психоэмоциональных и физических уровнях, а кроме этого, смирение и сильная личная волевая устремленность. В противном случае разочарование будет минимальным злом по отношению к практикующему.
  4. Не усмиренное желание может подталкивать священников к неестественному удовлетворению своих сексуальных потребностей: гомосексуализму, педофилии, онанизму.

Как принять

Если человек собирается сделать столь серьезный шаг в своей жизни, ему нужно все хорошо обдумать, приняв во внимание все свои сильные и слабые стороны. Если это не связано с профессиональной деятельностью католического священника, адепту следует благоразумно подойти к тому, насколько серьезно его решение

Возможно, стоит взять на себя первоначально обет не столь строгий, как иногда молодому человеку подсказывают его максимализм и эго, старающееся всегда преувеличивать чувство собственной значимости. Несколько месяцев или лет воздержания смогут показать человеку, насколько эта ноша является для него благой или непосильной.

Пороки в среде католических священников говорят о том, что церковь давно уже стала институтом, сотворенным руками человека, а следовательно, ему присущи и все его несовершенства. Может быть, недалеко то время, когда этот обязательный пункт, касаемый безбрачия в католицизме, будет пересмотрен, что исключит подобные бездуховные проявления в церковной среде.

Но правильно ли обещать Богу выбрать путь отказа от соблазнов. Наверное, человека к этому решению должна подвести сама жизнь. Чтобы дать обещание Богу в отказе от телесных удовольствий, необходимо искренне, от всего сердца обратиться к нему за благословением и поддержкой. Это не обязательно должен быть храм или монастырь. Главное, чтобы намерение было чистым и смиренным.

Формы целомудрия

Еще одно заблуждение состоит в том, что это явление касается только добрачных отношений, хотя на самом деле оно существует в супружестве, вдовстве и девственности.

Супругов

Понимается, как верность между супругами, при которой не происходит обращения к неестественным сексуальным практикам. В этом случае мудрость женщины дополняется проясненным умом мужчины.

Эта форма супружеской добродетели подразумевает взаимную чистоту не только в поступках, но и в мыслях, и это касается не только сексуальной сферы. Взаимная супружеская верность и уважение к своей второй половине — залог добродетельного потомства, которое впитает в себя любовь и чистоту своих родителей.

Вдовства

Эта форма предполагает хранение верности умершему супругу (супруге), сберегая в душе образ ушедшего или же наполнение своего сердца любовью к Богу.

Есть немало примеров, когда люди, утратившие любимого человека, осознавали временность земной разлуки перед грядущим вечным соединением на небесах. Тем самым они во много крат усиливали свои чувства любви и преданности, по сравнению с теми, что испытывали прежде, при жизни этого человека.

Девственности

Это сохранение своей невинности и целостности до вступления в супружеские отношения, как со стороны девушки, так и со стороны юноши. Целостность здесь подразумевается так же, как выдерживание срока созревания, взращивания духовной внутренней силы, которую в чистом виде можно будет передать дальше своим детям.

Важно не расплескать свои душевные силы, не утратить умение любить всем сердцем, сохранить утонченность чувств, донести эту полную чашу тому, кому она предназначена. Существует множество примеров, когда люди поначалу придерживались свободных отношений без обязательств и каких-либо нежных чувств, а позднее желали полюбить своего единственного, которого, наконец, встретили, но не могли, так как давно растратили все силы души

Что такое целибат

В большинстве религиозных конфессий и в некоторых духовных течениях существует обет безбрачия, который дают те, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу или любимому делу. Это значит, что человек делает осознанный шаг к усмирению своей плоти, который продиктован либо духовными устремлениями, либо внешними условиями.

Происхождение слова

Данный термин происходит от латинского caelibatus, что переводится как «неженатый». Практика воздержания уходит своими корнями в глубины тысячелетий и была распространена по всему миру. Известны примеры из древнего индуистского эпоса, когда не только брахманы, но и легендарные герои давали обещание Богу, что откажутся от семейной жизни во имя достижения внутренней силы благочестия.

Известно и о том, что древнеримские весталки — жрицы Весты, которая являлась богиней любви, также давали подобный обет. Его нарушительниц закапывали живьем в землю.

Значение понятия

Тот, кто становится на этот путь, преследует определенные цели. Одни усматривают в этом необходимое условие для стяжания духовной силы, ее сохранения во имя совершенствования. Так поступают буддийские монахи.

Для других — это своеобразная служебная необходимость. Например, в традиции западной церкви целибатом называется обязательное безбрачие у католического духовенства (за исключением дьяконов). Похожее явление существует и в православии, где епископами могут становиться лишь монашествующие и те священники, которые не имеют семьи.

Значение данного понятия для каждого практикующего свое, в зависимости от того, что он несет в своем сердце, выполняя этот обет.

Целибат для женщин и мужчин

Как для мужчин, так и для женщин, этот метод устраняет на пути следования к Богу или другой цели помеху в виде семьи, которая переключает основное внимание человека и отнимает значительную часть его времени и сил. Люди, которые видят смысл своей жизни в служении Богу или любимому делу, могут обратиться к этой практике, чтобы убрать со своего пути все, что препятствует движению к высшей истине в их понимании

Есть немало мужчин и женщин, не связывающих себя религиозными обетами безбрачия, но по сути ведущих образ жизни, частично или полностью соответствующий подобному обету. У одних это связано с общественной деятельностью, у других — с особенностями характера и темперамента. Некоторые через усмирение плоти открывают в себе новые духовные горизонты, находя свое предназначение в служении людям.

Но все же имеются отличия в практиковании этого метода мужчинами и женщинами. Связано это в первую очередь с устройством их внутренних природ.

Для мужчин:

  • энергия движется вверх, стараясь охватить непознанное;
  • склонность постигать жизнь, используя логику, включая в этот процесс весь свой умственный потенциал (жить по уму);
  • основная активность проявляется за рамками личной системы, мужчине необходим социум для самовыражения;
  • масштабность действий.

У женщины энергия движется ближе к земле

Ее сознание старается охватить вниманием то малое, которому она в состоянии дать любовь и поддержку. Она познает мир чувствами и сердцем, не старается спасти весь мир, но в состоянии обогреть тех, кто ей действительно дорог

Целибат в православии

Православие предусматривает интересное с философской точки зрения отношение к целибату. Религия одновременно поощряет и браки, и отказ от них. Парадокс заключается в том, что принципиально разные способы поведения человека основаны на единой духовности.

Особенное отношение к брачному союзу раскрывают правила VI Вселенского Собора, изданные в 680-м году. Суть состоит в следующем. Иисус включает в себя два естества — божественное (будучи единородным Сыном Божьим) и человеческое (имевший воплощение на земле). Человек, являясь образом и подобием Творца, имеет две воли: божественную — высшую и свою — человеческую. При этом, как в Христе, одно естество не противоречит другому, а оба связаны нераздельно и неизменно. Так и в человеке — личные желания не должны противоречить внутренней Божественной воле.


Православная церковь приветствует естественную потребность людей в любви, создании семьи, если это совершается в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время ратует за духовное желание личности целиком посвятить жизнь служению Богу — принять целибат

Первая практика целибата

В Русской православной церкви практика целибата начинается с личности Александра Васильевича Горского. С юных лет посвятил жизнь изучению православного учения. Добровольно от рождения сохранял девственность, но по личным убеждениям монашество не принимал.

В дореволюционные годы не нашлось лучшего кандидата на должность ректора Московской Духовной Академии. Но Горский, будучи мирянином, по каноническим соображениям не мог возглавить духовную школу. Митрополит Московский и Коломенский Филарет убедил его обратиться в Синод с прошением о целибатном рукоположении. При этом сопроводил прошение трактатом «О прибавлении к творениям святых отцов и учителей церкви». Так впервые практика целибата была применена в православии. Получив церковный сан профессор Горский возглавил Академию, и руководил ею долгие годы.

Важное замечание

Церковь не рассматривает обет безбрачия вне контекста религии. Миряне могут принять целибат, но угодным Богу такой акт будет только при посвящении себя Ему.

Иные люди отказавшись от супружества, интимных отношений считают, что совершают благое дело. Между тем ведут нехристианский образ жизни — лгут, сквернословят, пьянствуют, своевольничают — нарушают Христовы Заповеди. Такое поведение не имеет отношения к православию. Скорее демонстрирует проявление таких грехов, как гордыня, себялюбие, чревоугодие, праздность.

Кроме того, когда человек даёт обет безбрачия, и не посвящает себя Богу — он нарушает указание Господа, прописанное в Евангелие — «плодитесь и размножайтесь».

Читайте также: