Что такое буллинг
Содержание
- 1 Моббинг: что это такое и как проявляется
- 2 Буллинг учителей
- 3 Кого чаще всего обижают?
- 4 Что такое буллинг
- 5 4/ Общество
- 6 Проявления буллинга
- 7 Общие рекомендации как бороться с буллингом в школе
- 8 История №1. «Любая система человечков пытается выстроить иерархию»
- 9 Профилактика буллинга
- 10 Разновидности буллинга
- 11 Виды буллинга
- 12 Советы психолога
Моббинг: что это такое и как проявляется
В современном мире все больший размах приобретает моббинг (от англ. mob — агрессивная толпа, банда) – коллективная травля конкретного сотрудника с целью заставить его покинуть рабочее место или ослабить его влияние в коллективе.
Существует два основных вида моббинга:
- вертикальный – от начальника к подчиненному или от сотрудников к новому руководителю, который не смог завоевать авторитет;
- горизонтальный – от группы сотрудников к одному коллеге.
Вариантами травли сотрудника на работе могут быть насмешки, неконструктивная критика, распространение сплетен, информационный бойкот, изоляция человека от жизни коллектива, порча его имущества.
Так же, как и буллинг, моббинг имеет три характерных признака:
- намеренность;
- регулярность действий;
- неравное распределение сил.
Среди негативных последствий травли на работе можно выделить демотивацию, апатию, неуверенность, недоверие к окружающим, стресс, снижение эффективности, страх, депрессию, агрессивность, потерю трудоспособности у жертвы.
Моббинг, как явление социально-биологическое, широко распространен и в животном мире. Это демонстративные действия животных, направленные против врага – представителя противоположного вида. Например, любые стадные животные, желая прогнать хищника, начинают массово его атаковать.
А среди людей моббинг часто является элементом внутривидовой борьбы. Травле на работе может подвергаться абсолютно любой член коллектива: начинающий специалист, опытный сотрудник и даже руководитель.
Причины и этапы моббинга
Причины возникновения моббинга можно разделить на несколько видов:
- структурные (неэффективная политика управления персоналом, отсутствие у компании масштабных целей);
- социальные (профессиональная зависть, желание «выжить» конкурента);
- личностные (личная неприязнь одних сотрудников к другому).
Также одной из причин появления моббинга в коллективе, помимо социально-психологического напряжения, является обычное безделье сотрудников. Если перед командой поставлены амбициозные цели и задачи, вся ее энергия уходит на их решение, а не на поиск жертвы.
Любая травля развивается поэтапно. У моббинга существует 5 стадий:
- Период формирования напряжения. В результате неразрешенного конфликта, протекающего в открытой или срытой форме, среди сотрудников начинает ощущаться сильное напряжение. Данное напряжение также возможно в результате неблагоприятного климата в коллективе, вызванного неправильной политикой руководства.
- Начальная стадия. На данном этапе происходит выбор «жертвы». Чтобы дать выход эмоциональному напряжению, коллектив начинает проявлять агрессивное поведение по отношению к какому-либо сотруднику. Выражаться оно может в виде некорректных замечаний, придирок или неконструктивной критики.
- Активная фаза. Агрессия, насмешки, критика и замечания становятся регулярными по отношению к конкретному человеку. На данном этапе теряется любая объективность по отношению к жертве моббинга: все замечания и придирки уже не зависят от конкретной деятельности человека. При этом у жертвы начинают возникать проблемы со здоровьем – как физическим, так и психологическим.
- Социальная изоляция. Жертве объявляется частичный или полный бойкот со стороны преследователей (физический, эмоциональный, психологический, информационный). Сотрудник выпадает из общественной жизни коллектива, теряя при этом ориентиры. Психологическое и физическое здоровье жертвы может ухудшаться.
- Потеря рабочего места. Жертва покидает работу. Это может произойти как по инициативе самого сотрудника, так и по принуждению работодателя.
Продолжительность каждого этапа может занимать разное время. Это будет зависеть от эмоциональной и психологической устойчивости жертвы и степени ненависти преследователей к ней.
Буллинг учителей
Понятие буллинг (травля в школе) распространяется не только на учеников, но и на преподавателей. Педагогический буллинг способен отравлять работу учителей в лицах учеников и преподавателей. Буллинг учителей разделяется на несколько видов:
Учителя тоже подвергаются буллингу
- Скрытый и открытый. Открытый буллинг – это порча вещей, рукоприкладство. Скрытый – обсуждение внешнего вида, поведения учителя в его присутствии так, как будто его нет рядом. Нередко скрытая травля настолько болезненна, что учитель уходит из профессии;
- Конфликт. Ярко-выраженная борьба интересов, проявляющаяся на межличностном уровне;
- Непопулярность. Среди преподавателей также есть группы, например, учреждение кафедры в институте. Внутри кафедры может быть преподаватель «изгой» – новенький или приверженец иных идей, нежели его коллеги. Например, человек имеет наиболее эффективный учебный план, что делает его работу качественной, но отношения с коллегами страдают;
- Попытка опозорить, шейминг. Есть история, когда класс нашел в интернете фотографии из личной жизни преподавателя: женщина выложила фотографии в купальнике, поскольку была в отпуске. Поначалу из-за этого возник огромный скандал, в ходе которого преподавателя сняли с должности. Однако позже было принято решение учителя восстановить, т. к. обвинения были беспочвенны – каждый имеет право на личную жизнь;
- Давление. Учителя нередко страдают от того, что некто старший по званию оказывает давление в силу своего статуса, а также отсутствия должного уровня доверия.
Кого чаще всего обижают?
Чаще в образе жертвы представляется чувствительный, эмоциональный, ранимый, физически слабый ребенок (за счет таких детей агрессоры часто любят испытывать свою власть) или ребенок, по каким-то параметрам не вписывающийся в группу («заучки», «неряхи», «выскочки» и т.п. ). Но на самом деле «козлом отпущения» может стать каждый. Потому что травля – это не проблема личности, а проблема группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и принятым в другой.
Самый сложный период — предподростковый возраст и подростковый (5-11 класс, 10-17 лет), когда общение становится главным в жизни ребенка. Детям надо быть в «стае», надо ощущать принадлежность. Однако отношения травли могут встречаться и в более раннем возрасте – 8-9 лет.
Возникновение травли в начальных классах в бОльшей степени зависит от позиции учителя, чем в подростковом возрасте, когда авторитет педагога уже не так велик. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.
Объяснений, почему возникает травля, много. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия). Но важна именно реакция педагога на обращения родителей и детей по поводу случаев насилия.
По наблюдениям психологов, буллинг чаще всего встречается у мальчиков, но у девочек буллинг принимает более жестокие, изощренные формы.
Что такое буллинг
Буллинг (от англ. bullying) – это систематическое преследование одного из участников группы (в нашем случае – школьного класса) со стороны других членов коллектива. Преследование носит агрессивный характер, в нём участвует обычно несколько человек, в том числе именно поэтому жертва не может дать отпор обидчикам.
Исходя из этого определения, можно выделить 3 главных компонента буллинга.
- Насилие (любого плана – физическое, психологическое, эмоциональное).
- Групповой характер насилия (действует или весь класс, или отдельная группа).
- Систематический характер, то есть агрессия проявляется не единожды, а регулярно.
Нужно держать в уме эти три компоненты, что отличить буллинг в школе от других похожих, но не аналогичных ситуаций.
Не стоит путать школьную травлю и непопулярность. Да, непопулярный ребёнок одинок, его не принимают в коллектив, с ним не дружат, на переменах он не болтает с одноклассниками. Ему обидно, неприятно, он ощущает печаль и досаду. Но не страх, как в случае с буллингом. При систематической травле он не может быть в безопасности, а боязнь издевательств является его единственным спутником.
Также стоит отличать школьный буллинг от конфликтов. Сегодня дети могут поругаться или даже подраться, а завтра они уже вместе катаются с горки или гоняют мяч по полю. Такие ссоры неизбежны, и ребёнок учится в них постоять за себя, выплеснуть агрессию, отстоять свои права. Но главное – в конфликтах силы обоих участников равны (или примерно равны), а в роли агрессора может выступать та или иная сторона. В случае травли роли не меняются: буллер всегда нападает, а жертва страдает.
4/ Общество
Окружая себя сложными для слуха заморскими понятиями вроде буллинга, мы даём себе возможность немного дистанцироваться от проблемы. Дескать это не совсем наше, это чуждое. Но грубость, хамство и подлость есть в любом обществе вне зависимости от языка, на котором оно говорит. Возмущаясь вероломством окружающих, мы сами порой допускаем то, что потом жестоко критикуем.
Родители, учителя, правоохранители, чиновники — все должны чётко представлять степень терпимости к несправедливости. Если сегодня вы ярый борец против буллинга, а завтра ставите машину на тротуар, с уверенностью в своей безнаказанности перегородив путь прохожим, — у вас низкая способность противостоять невежеству. Ведь завтра вас могут припереть к стенке более сильные приматы. А что если вашего ребёнка будут доставать дети высших чинов? Предложите ему с пониманием отнестись к этому? Решить вопрос благоразумно? В переводе это значит стать жертвой.
Проявления буллинга
Агрессоры живут среди нас, и никто не застрахован от их нападок. Ещё сегодня вы могли находиться в дружном коллективе, а уже завтра обстоятельства заставят вас сменить место работы и учёбы. А на новом месте может поджидать недоброжелатель с садистскими наклонностями. Травля имеет множество граней, а жестокость людей порой не имеет границ. К сожалению, такое явление, как буллинг, проявляется во многих ипостасях:
- Запугивание, шантаж. Физическое насилие, а также словесные угрозы – самое распространённое проявление травли. Чаще всего жертву ещё и шантажируют, чтобы она не искала себе соратников и не вышла из замкнутого круга. Подобные действия негативно сказываются на психическом и физическом здоровье пострадавшего, а последствия могут повлиять на всю оставшуюся жизнь.
- Манипуляции. Зачастую агрессор хочет не только поразвлечься с жертвой, но и получить от буллинга какую-нибудь выгоду. Для этого он прибегает к манипуляциям, заведомо имея за пазухой парочку психологических приёмов. Манипуляциям поддаются люди пассивные и имеющие заниженную самооценку.
- Игнорирование. Часто такое проявление буллинга можно увидеть в семьях. Дети испытывают нервную систему родителей, отказываясь от общения. Муж «обижается» неделями на жену, игнорируя её попытки примирения, а в душе наслаждается процессом. Жертва игнора получает сильное потрясение каждый раз, когда чувствует себя пустым местом.
- Акцентирование на недостатках. В этом случае объектом травли становится человек с особенностями. Агрессоры, не стесняясь, выставляют на посмешище тех, у кого есть явные недостатки. Пострадать от буллинга может и девушка с родинкой на носу, и парень-инвалид, и малообеспеченный школьник в старомодной одежде. Высмеивание недостатков всегда было, есть и будет, ведь наше общество, к сожалению, не идеально.
Общие рекомендации как бороться с буллингом в школе
Необходимо найти сферу применения талантов вашего отпрыска. Это может быть один из видов спорта, музыка, рисование или любое другое занятие, которое придется по душе. Сейчас есть множество детских клубов с всевозможными кружками. Если маленький человек найдет себе хобби, в которых достигнет результатов, то будет ощущать себя гораздо увереннее в общении.
Но не стоит заставлять детей ходить на тренировки или кружки, куда они не хотят. Это только добавит стресса в их жизнь, а успеха в том, к чему не лежит душа, все равно не добиться. Не страшно, если дети сменили несколько кружков, рано или поздно они найдут то, что им будет интересно и добавит уверенности в себе.
Проговаривайте вслух гипотетические ситуации, в которые может попасть школьник и варианты его ответов. В критической ситуации это поможет быстрее сориентироваться и дать отпор обидчикам.
История №1. «Любая система человечков пытается выстроить иерархию»
— У моей дочки очень взрывной темперамент и повышенное чувство справедливости. Она родилась в ноябре и поэтому пошла в школу не со своей садовской группой, а на год позже. В ее классе были в основном дети из одной группы, те, кто вместе уже с сада.
В классе 25 человек. Я сама руководитель и понимаю, что управлять таким коллективом непросто, а уж тем более разруливать конфликты. Любая система человечков стремится выстроить иерархию, и так как взрослые почему-то не управляют этим процессом, инстинкты выживания и иерархии начинают управлять детьми. Кто-то прогибается, кто-то смиряется, кто-то начинает сопротивляться.
Если ребёнок отличник, у него будет хотя бы поддержка учителей, если же ребёнок слаб в учёбе, ему будет доставаться еще и от учителей.
У моей дочки не складывались отношения с девочками, и она начала дружить с двумя мальчиками, которых тоже травили. Втроем они продержались первый и второй класс. Потом одного мальчика перевели в другую школу, и я по семейным обстоятельствам перевела дочь в маленькую школу, где в классе 11 человек. Школа деревенская, и там свои законы.
Нас как семью не очень хорошо приняли в деревне, и дочке доставалось уже из-за сплетен между взрослыми. Её единственную в классе учитель называла по фамилии. А дети из-за фамилии начали ее дразнить. Как противостоять этому, я не знала, опыта у меня не было, а муж только советовал дочке не обращать внимания. Я искала подсказки в интернете, показывала разные видео, рассказывала про психологию, зависть, страхи других людей. Она пыталась вырулить самостоятельно.
Но жизнь сложилась так, что мы не выдержали давления деревенских и вернулись в город, перевели дочку в 5 класс. Там она примкнула к девочке, которую травили и одноклассники, и учителя, дочка не могла смотреть на всё происходящее равнодушно и стала учиться защищать не только себя, но и её. Так продолжается и по сей день.
На мой взгляд, в школах не работают с детской агрессией, и сами учителя бывают очень агрессивны. Я предлагала провести тренинги по управлению своими эмоциями, но школьные психологи не хотят ничего подобного.
Профилактика буллинга
Чаще всего буллинг – это самоутверждение через физическое или психологическое (эмоциональное) насилие. Основной причиной подобного поведения обычно является социальное неравенство и отсутствие других способов для самоутверждения. Соответственно, чем более благополучным является общество, чем больше у человека возможностей для самореализации и тем меньше предпосылок для травли.
В большинстве случаев агрессоры являются свидетелями или жертвами семейного насилия. Обычно у них имеется глубокая психотравма, делающая их тревожными, импульсивными и агрессивными. Чтобы сохранять уверенность в себе, им необходимо чувствовать собственное превосходство над кем-то, кого они выбирают в качестве жертвы.
Жертвами буллинга обычно становятся люди с виктимной моделью поведения. Для них характерны такие особенности как:
комплекс неполноценности;
заниженная самооценка;
недостаток уверенности в себе;
скромность, застенчивость, замкнутость;
тревожность, подавленность;
чрезмерная осторожность, склонность к сомнениям.
Чтобы избежать буллинга в коллективе, необходимо создать обстановку равноправия. Никто не должен выглядеть как «белая ворона», изгой или любимчик учителей (начальства)
При этом важно понимать, что баланс очень хрупок, и всегда может произойти нечто, что заставит часть коллектива сплотиться и начать кого-то травить. Поэтому ситуацию необходимо чутко контролировать и своевременно пресекать любые попытки травли
Разновидности буллинга
Все виды буллинга можно поделить на две группы:
Прямая травля. Это открытые издевательства над человеком: физическое насилие, оскорбления, причинение различных неудобств (например, когда дети прячут портфель или шапку одноклассника).
Косвенная травля
Это скрытые и неявные способы издевательства: распространение слухов, попытки опорочить человека и рассорить его с коллективом, сокрытие от жертвы важной информации.
Прямая травля распространена в детской среде. Дети ещё не знают, что жестокость – это плохо, поэтому неприкрытое издевательство над сверстниками кажется им вполне нормальной моделью поведения. Взрослые предпочитают скрывать плохие поступки, поэтому в рабочих коллективах чаще встречается косвенная травля.
По типу отношений между агрессором и жертвой можно выделить три основных вида буллинга:
- Вертикальный (сверху вниз). Давление начальника на подчиненного.
- Горизонтальный. Травля равнозначного участника коллектива.
- Вертикальный снизу вверх. Травля коллективом своего руководителя, учителя или преподавателя.
По типу воздействия можно выделить достаточно много типов буллинга. Психологи предлагают делить их на четыре группы:
- Физический буллинг. В эту группу входят все типы непосредственного воздействия за счёт грубой силы. Как правило, физический буллинг встречается только в детских коллективах (чаще всего в 6-8 классе). Дети толкают жертву, бьют, запирают, отнимают вещи, выбрасывают или прячут их.
- Вербальный. В эту группу входят угрозы, оскорбления, насмешки, унижения и обидные прозвища. Эта форма буллинга наиболее распространена у подростков и является основным способом травли в старших классах.
- Социально-психологический. О человеке распускают сплетни, высмеивают его, объявляют бойкот, игнорируют, избегают общения, пытаются манипулировать им. Социально-психологический буллинг наиболее распространен у взрослых, но встречается во всех возрастных группах. Он наименее заметен, при этом способен спровоцировать серьезный стресс у жертвы.
- Виртуальный (кибербуллинг). Данная форма травли стала актуальной с развитием телекоммуникационных технологий. В эту группу входят все возможные виды давления: анонимные оскорбления и угрозы, распространение сплетен, взлом учетных записей, кража личной информации и последующий шантаж.
Виды буллинга
Разновидности буллинга подразделяются по виду воздействия на личность. Это может быть физическое насилие с причинением телесного вреда, и психологическое давление
Разделение условное, потому как причинение физических травм сопряжено и с ухудшением психического состояния, неважно будь то ребенок или взрослый, умеющий постоять за себя, если травля систематическая, страдают и тело и дух человека, особенно это касается сексуального насилия
Буллинг в школе
Школьный буллинг предполагает агрессию одних детей против других, или даже целый класс травит одного ученика. Происходит это на первых порах эпизодически, затем систематически, и закрепляется на регулярной основе. Существует 2 основных проявления насилия в школе:
- Физический буллинг – ребенка щипают, дают подзатыльники, пинки, иногда наносят тяжкие телесные повреждения.
- Психологический буллинг – воздействие на психику с помощью:
- угроз;
- ускорблений;
- преследования;
- запугивания;
- навешивания обидных прозвищ, ярлыков;
- объявления бойкота, изоляция;
- вымогательства денег, личных вещей.
Новая разновидность психологического буллинга – кибер-буллинг. На электронную почту, мессенджеры ребенку начинают слать гнусные обращения, изображения, оскорбляющие достоинство тексты, могут запугивать угрозами расправы. Отличие кибер-буллинга от традиционного в том, что буллер остается анонимным, что усугубляет психологическое состояние ребенка, потому что опасность, угроза не идентифицированы, и это сильно подавляет личность.
Буллинг на работе
Психологическое давление со стороны коллег по работе – это не редкость. В любом коллективе можно найти того, кто является «козлом отпущения» или «агнцом на заклание». Буллинг на работе как бороться, рекомендации психологов:
повышать свой профессионализм, стать незаменимым в своей должности, уже никто не сможет обвинить в некомпетентности;
уподобляться обидчику не рекомендуется, это лишь усилит провокацию с его стороны, пусть кричит, оскорбляет, пока не выдохнется, можно объяснить это себе тем, что «у кого что болит, тот о том и говорит», в данном случае кричит;
важно найти единомышленников – это могут быть сотрудники, которые ранее подвергались буллингу;
обратиться за помощью к руководству;
если травля продолжается, как вариант попросить руководителя перевести в другое подразделение.

Буллинг в семье
Семейный буллинг – явление распространенное в современном мире, причины его кроются в наследственности (генетическая предрасположенность в виде акцентуации характера), экономических, социальных, медицинских и психологических факторах. Травля в семье бывает 3 видов:
- Физический буллинг – систематический ущерб здоровью ребенка, другого члена семьи с нанесением телесных повреждений, физических травм.
- Сексуальный буллинг – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия взрослых, для удовлетворения их сексуальных потребностей.
- Психологический буллинг – унижение достоинства ребенка, насилие над личностью с помощью оскорблений, у ребенка формируются психопатологические черты.
Советы психолога
Если случилось, так что ребенок стал жертвой травли со стороны одноклассников, психологи советуют следующие шаги.
Детям
Постарайтесь понять, что вы не виноваты в таком отношении со стороны другого ребенка. Помните, что пристают чаще всего к необычным, интересным людям, которые чем-то отличаются от других. Если вас задирают, значит, вы интересная личность, лучше, а не хуже других.
Воспитывайте в себе характер. Не реагируйте на обиду слишком эмоционально. Агрессор не дождется ваших слез или криков и просто отстанет, ему будет не интересно вас преследовать.
Никогда нельзя замыкаться в себе и из чувства ложной солидарности покрывать обидчика. Обязательно поделитесь с другими вашими проблемами
Это важно! Лучше всего, если это будут родители. Если по каким-то причинам с родителями вы говорить на эту тему не хотите, найдите человека, которому доверяете (старшие брат или сестра, бабушка, родители друзей).
Помните: просить помощи – это не слабость, а решение зрелого человека, попавшего в беду.
УЧИТЕЛЯМ
Советы для преподавательского состава приведены в разделе «Как бороться с буллингом». Главная рекомендация — во избежание тяжелых последствий, не прятать голову в песок и бить тревогу при малейших подозрениях на буллинг.
РОДИТЕЛЯМ
Дети редко признаются открыто в том, что на них нападают в школе
Поэтому родителям необходимо самим обращать внимание на все изменения в поведении ребенка
О том, что ваш малыш стал жертвой травли, могут говорить следующие признаки:
- Повышенная тревожность.
- Плохой сон.
- Нежелание идти в школу.
- Явные признаки-синяки и ссадины на теле и лице.
- Слезливость, или несвойственная резкость, грубость.
- Подавленное состояние.
В случае, когда факты буллинга стали известны, необходимо поддержать ребенка. Самая большая ошибка сказать: «Доигрался» или «Сам виноват». Больше ребенок доверять вам не станет. Оставайтесь внешне спокойными, похвалите малыша, что он честно с вами поделился проблемой.
Дайте понять, что вы всегда на его стороне, чтобы ни случилось сейчас или в будущем.
Покажите готовность помочь и решить вопрос, ребенок сразу успокоится и станет увереннее.
Далее следует начать действия по выяснению ситуации с педагогами, классным руководителем, родителями обидчика вашего ребенка. Уточнив причины, ставшие основанием для травли необходимо поговорить с ребенком, разъяснив ему дальнейшие действия и линию поведения.
Если случай запущен и коррекции не поддается, то крайней мерой для защиты малыша и исключения его психологического травмирования может стать переход в другую школу. К сожалению, бывают и такие случаи, когда ни беседы, ни постановка на учет в КДН не оказывают влияния на буллера и он продолжает агрессию.