• Без рубрики
  • 0

Что такое буллинг

Моббинг: что это такое и как проявляется

В современном мире все больший размах приобретает моббинг (от англ. mob — агрессивная толпа, банда) – коллективная травля конкретного сотрудника с целью заставить его покинуть рабочее место или ослабить его влияние в коллективе.

Существует два основных вида моббинга:

  • вертикальный – от начальника к подчиненному или от сотрудников к новому руководителю, который не смог завоевать авторитет;
  • горизонтальный – от группы сотрудников к одному коллеге.

Вариантами травли сотрудника на работе могут быть насмешки, неконструктивная критика, распространение сплетен, информационный бойкот, изоляция человека от жизни коллектива, порча его имущества.

Так же, как и буллинг, моббинг имеет три характерных признака:

  • намеренность;
  • регулярность действий;
  • неравное распределение сил.

Среди негативных последствий травли на работе можно выделить демотивацию, апатию, неуверенность, недоверие к окружающим, стресс, снижение эффективности, страх, депрессию, агрессивность, потерю трудоспособности у жертвы.

Моббинг, как явление социально-биологическое, широко распространен и в животном мире. Это демонстративные действия животных, направленные против врага – представителя противоположного вида. Например, любые стадные животные, желая прогнать хищника, начинают массово его атаковать.

А среди людей моббинг часто является элементом внутривидовой борьбы. Травле на работе может подвергаться абсолютно любой член коллектива: начинающий специалист, опытный сотрудник и даже руководитель.

Причины и этапы моббинга

Причины возникновения моббинга можно разделить на несколько видов:

  • структурные (неэффективная политика управления персоналом, отсутствие у компании масштабных целей);
  • социальные (профессиональная зависть, желание «выжить» конкурента);
  • личностные (личная неприязнь одних сотрудников к другому).

Также одной из причин появления моббинга в коллективе, помимо социально-психологического напряжения, является обычное безделье сотрудников. Если перед командой поставлены амбициозные цели и задачи, вся ее энергия уходит на их решение, а не на поиск жертвы.

Любая травля развивается поэтапно. У моббинга существует 5 стадий:

  1. Период формирования напряжения. В результате неразрешенного конфликта, протекающего в открытой или срытой форме, среди сотрудников начинает ощущаться сильное напряжение. Данное напряжение также возможно в результате неблагоприятного климата в коллективе, вызванного неправильной политикой руководства.
  1. Начальная стадия. На данном этапе происходит выбор «жертвы». Чтобы дать выход эмоциональному напряжению, коллектив начинает проявлять агрессивное поведение по отношению к какому-либо сотруднику. Выражаться оно может в виде некорректных замечаний, придирок или неконструктивной критики.
  1. Активная фаза. Агрессия, насмешки, критика и замечания становятся регулярными по отношению к конкретному человеку. На данном этапе теряется любая объективность по отношению к жертве моббинга: все замечания и придирки уже не зависят от конкретной деятельности человека. При этом у жертвы начинают возникать проблемы со здоровьем – как физическим, так и психологическим.
  1. Социальная изоляция. Жертве объявляется частичный или полный бойкот со стороны преследователей (физический, эмоциональный, психологический, информационный). Сотрудник выпадает из общественной жизни коллектива, теряя при этом ориентиры. Психологическое и физическое здоровье жертвы может ухудшаться.
  1. Потеря рабочего места. Жертва покидает работу. Это может произойти как по инициативе самого сотрудника, так и по принуждению работодателя.

Продолжительность каждого этапа может занимать разное время. Это будет зависеть от эмоциональной и психологической устойчивости жертвы и степени ненависти преследователей к ней.

Буллинг учителей

Понятие буллинг (травля в школе) распространяется не только на учеников, но и на преподавателей. Педагогический буллинг способен отравлять работу учителей в лицах учеников и преподавателей. Буллинг учителей разделяется на несколько видов:

Учителя тоже подвергаются буллингу

  1. Скрытый и открытый. Открытый буллинг – это порча вещей, рукоприкладство. Скрытый – обсуждение внешнего вида, поведения учителя в его присутствии так, как будто его нет рядом. Нередко скрытая травля настолько болезненна, что учитель уходит из профессии;
  2. Конфликт. Ярко-выраженная борьба интересов, проявляющаяся на межличностном уровне;
  3. Непопулярность. Среди преподавателей также есть группы, например, учреждение кафедры в институте. Внутри кафедры может быть преподаватель «изгой» – новенький или приверженец иных идей, нежели его коллеги. Например, человек имеет наиболее эффективный учебный план, что делает его работу качественной, но отношения с коллегами страдают;
  4. Попытка опозорить, шейминг. Есть история, когда класс нашел в интернете фотографии из личной жизни преподавателя: женщина выложила фотографии в купальнике, поскольку была в отпуске. Поначалу из-за этого возник огромный скандал, в ходе которого преподавателя сняли с должности. Однако позже было принято решение учителя восстановить, т. к. обвинения были беспочвенны – каждый имеет право на личную жизнь;
  5. Давление. Учителя нередко страдают от того, что некто старший по званию оказывает давление в силу своего статуса, а также отсутствия должного уровня доверия.

Кого чаще всего обижают?

Чаще в образе жертвы представляется чувствительный, эмоциональный, ранимый, физически слабый ребенок (за счет таких детей агрессоры часто любят испытывать свою власть) или ребенок, по каким-то параметрам не вписывающийся в группу («заучки», «неряхи», «выскочки» и т.п. ). Но на самом деле «козлом отпущения» может стать каждый. Потому что травля – это не проблема личности, а проблема группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и принятым в другой.

Самый сложный период — предподростковый возраст и подростковый (5-11 класс, 10-17 лет), когда общение становится главным в жизни ребенка. Детям надо быть в «стае», надо ощущать принадлежность. Однако отношения травли могут встречаться и в более раннем возрасте – 8-9 лет.
 

Возникновение травли в начальных классах в бОльшей степени зависит от позиции учителя, чем в подростковом возрасте, когда авторитет педагога уже не так велик. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.

Объяснений, почему возникает травля, много. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия). Но важна именно реакция педагога на обращения родителей и детей по поводу случаев насилия.

По наблюдениям психологов, буллинг чаще всего встречается у мальчиков, но у девочек буллинг принимает более жестокие, изощренные формы.

Что такое буллинг

Буллинг (от англ. bullying) – это систематическое преследование одного из участников группы (в нашем случае – школьного класса) со стороны других членов коллектива. Преследование носит агрессивный характер, в нём участвует обычно несколько человек, в том числе именно поэтому жертва не может дать отпор обидчикам.

Исходя из этого определения, можно выделить 3 главных компонента буллинга.

  1. Насилие (любого плана – физическое, психологическое, эмоциональное).
  2. Групповой характер насилия (действует или весь класс, или отдельная группа).
  3. Систематический характер, то есть агрессия проявляется не единожды, а регулярно.

Нужно держать в уме эти три компоненты, что отличить буллинг в школе от других похожих, но не аналогичных ситуаций.

Не стоит путать школьную травлю и непопулярность. Да, непопулярный ребёнок одинок, его не принимают в коллектив, с ним не дружат, на переменах он не болтает с одноклассниками. Ему обидно, неприятно, он ощущает печаль и досаду. Но не страх, как в случае с буллингом. При систематической травле он не может быть в безопасности, а боязнь издевательств является его единственным спутником.

Также стоит отличать школьный буллинг от конфликтов. Сегодня дети могут поругаться или даже подраться, а завтра они уже вместе катаются с горки или гоняют мяч по полю. Такие ссоры неизбежны, и ребёнок учится в них постоять за себя, выплеснуть агрессию, отстоять свои права. Но главное – в конфликтах силы обоих участников равны (или примерно равны), а в роли агрессора может выступать та или иная сторона. В случае травли роли не меняются: буллер всегда нападает, а жертва страдает.

4/ Общество

Окружая себя сложными для слуха заморскими понятиями вроде буллинга, мы даём себе возможность немного дистанцироваться от проблемы. Дескать это не совсем наше, это чуждое. Но грубость, хамство и подлость есть в любом обществе вне зависимости от языка, на котором оно говорит. Возмущаясь вероломством окружающих, мы сами порой допускаем то, что потом жестоко критикуем.

Родители, учителя, правоохранители, чиновники — все должны чётко представлять степень терпимости к несправедливости. Если сегодня вы ярый борец против буллинга, а завтра ставите машину на тротуар, с уверенностью в своей безнаказанности перегородив путь прохожим, — у вас низкая способность противостоять невежеству. Ведь завтра вас могут припереть к стенке более сильные приматы. А что если вашего ребёнка будут доставать дети высших чинов? Предложите ему с пониманием отнестись к этому? Решить вопрос благоразумно? В переводе это значит стать жертвой.

Проявления буллинга

Агрессоры живут среди нас, и никто не застрахован от их нападок. Ещё сегодня вы могли находиться в дружном коллективе, а уже завтра обстоятельства заставят вас сменить место работы и учёбы. А на новом месте может поджидать недоброжелатель с садистскими наклонностями. Травля имеет множество граней, а жестокость людей порой не имеет границ. К сожалению, такое явление, как буллинг, проявляется во многих ипостасях:

  1. Запугивание, шантаж. Физическое насилие, а также словесные угрозы – самое распространённое проявление травли. Чаще всего жертву ещё и шантажируют, чтобы она не искала себе соратников и не вышла из замкнутого круга. Подобные действия негативно сказываются на психическом и физическом здоровье пострадавшего, а последствия могут повлиять на всю оставшуюся жизнь.
  2. Манипуляции. Зачастую агрессор хочет не только поразвлечься с жертвой, но и получить от буллинга какую-нибудь выгоду. Для этого он прибегает к манипуляциям, заведомо имея за пазухой парочку психологических приёмов. Манипуляциям поддаются люди пассивные и имеющие заниженную самооценку.
  3. Игнорирование. Часто такое проявление буллинга можно увидеть в семьях. Дети испытывают нервную систему родителей, отказываясь от общения. Муж «обижается» неделями на жену, игнорируя её попытки примирения, а в душе наслаждается процессом. Жертва игнора получает сильное потрясение каждый раз, когда чувствует себя пустым местом.
  4. Акцентирование на недостатках. В этом случае объектом травли становится человек с особенностями. Агрессоры, не стесняясь, выставляют на посмешище тех, у кого есть явные недостатки. Пострадать от буллинга может и девушка с родинкой на носу, и парень-инвалид, и малообеспеченный школьник в старомодной одежде. Высмеивание недостатков всегда было, есть и будет, ведь наше общество, к сожалению, не идеально.

Общие рекомендации как бороться с буллингом в школе

Необходимо найти сферу применения талантов вашего отпрыска. Это может быть один из видов спорта, музыка, рисование или любое другое занятие, которое придется по душе. Сейчас есть множество детских клубов с всевозможными кружками. Если маленький человек найдет себе хобби, в которых достигнет результатов, то будет ощущать себя гораздо увереннее в общении.

Но не стоит заставлять детей ходить на тренировки или кружки, куда они не хотят. Это только добавит стресса в их жизнь, а успеха в том, к чему не лежит душа, все равно не добиться. Не страшно, если дети сменили несколько кружков, рано или поздно они найдут то, что им будет интересно и добавит уверенности в себе.

Проговаривайте вслух гипотетические ситуации, в которые может попасть школьник и варианты его ответов. В критической ситуации это поможет быстрее сориентироваться и дать отпор обидчикам.

История №1. «Любая система человечков пытается выстроить иерархию»

— У моей дочки очень взрывной темперамент и повышенное чувство справедливости. Она родилась в ноябре и поэтому пошла в школу не со своей садовской группой, а на год позже. В ее классе были в основном дети из одной группы, те, кто вместе уже с сада.

В классе 25 человек. Я сама руководитель и понимаю, что управлять таким коллективом непросто, а уж тем более разруливать конфликты. Любая система человечков стремится выстроить иерархию, и так как взрослые почему-то не управляют этим процессом, инстинкты выживания и иерархии начинают управлять детьми. Кто-то прогибается, кто-то смиряется, кто-то начинает сопротивляться.

Если ребёнок отличник, у него будет хотя бы поддержка учителей, если же ребёнок слаб в учёбе, ему будет доставаться еще и от учителей.

У моей дочки не складывались отношения с девочками, и она начала дружить с двумя мальчиками, которых тоже травили. Втроем они продержались первый и второй класс. Потом одного мальчика перевели в другую школу, и я по семейным обстоятельствам перевела дочь в маленькую школу, где в классе 11 человек. Школа деревенская, и там свои законы.

Нас как семью не очень хорошо приняли в деревне, и дочке доставалось уже из-за сплетен между взрослыми. Её единственную в классе учитель называла по фамилии. А дети из-за фамилии начали ее дразнить. Как противостоять этому, я не знала, опыта у меня не было, а муж только советовал дочке не обращать внимания. Я искала подсказки в интернете, показывала разные видео, рассказывала про психологию, зависть, страхи других людей. Она пыталась вырулить самостоятельно.

Но жизнь сложилась так, что мы не выдержали давления деревенских и вернулись в город, перевели дочку в 5 класс.  Там она примкнула к девочке, которую травили и одноклассники, и учителя, дочка не могла смотреть на всё происходящее равнодушно и стала учиться защищать не только себя, но и её. Так продолжается   и по сей день.

На мой  взгляд, в школах не работают с детской агрессией, и сами учителя бывают очень агрессивны. Я предлагала провести тренинги по управлению своими эмоциями, но школьные психологи не хотят ничего подобного.

Профилактика буллинга

Чаще всего буллинг – это самоутверждение через физическое или психологическое (эмоциональное) насилие. Основной причиной подобного поведения обычно является социальное неравенство и отсутствие других способов для самоутверждения. Соответственно, чем более благополучным является общество, чем больше у человека возможностей для самореализации и тем меньше предпосылок для травли.

В большинстве случаев агрессоры являются свидетелями или жертвами семейного насилия. Обычно у них имеется глубокая психотравма, делающая их тревожными, импульсивными и агрессивными. Чтобы сохранять уверенность в себе, им необходимо чувствовать собственное превосходство над кем-то, кого они выбирают в качестве жертвы.

Жертвами буллинга обычно становятся люди с виктимной моделью поведения. Для них характерны такие особенности как:

комплекс неполноценности;
заниженная самооценка;
недостаток уверенности в себе;
скромность, застенчивость, замкнутость;
тревожность, подавленность;
чрезмерная осторожность, склонность к сомнениям.

Чтобы избежать буллинга в коллективе, необходимо создать обстановку равноправия. Никто не должен выглядеть как «белая ворона», изгой или любимчик учителей (начальства)

При этом важно понимать, что баланс очень хрупок, и всегда может произойти нечто, что заставит часть коллектива сплотиться и начать кого-то травить. Поэтому ситуацию необходимо чутко контролировать и своевременно пресекать любые попытки травли

Разновидности буллинга

Все виды буллинга можно поделить на две группы:

Прямая травля. Это открытые издевательства над человеком: физическое насилие, оскорбления, причинение различных неудобств (например, когда дети прячут портфель или шапку одноклассника).

Косвенная травля

Это скрытые и неявные способы издевательства: распространение слухов, попытки опорочить человека и рассорить его с коллективом, сокрытие от жертвы важной информации.

Прямая травля распространена в детской среде. Дети ещё не знают, что жестокость – это плохо, поэтому неприкрытое издевательство над сверстниками кажется им вполне нормальной моделью поведения. Взрослые предпочитают скрывать плохие поступки, поэтому в рабочих коллективах чаще встречается косвенная травля.

По типу отношений между агрессором и жертвой можно выделить три основных вида буллинга:

  1. Вертикальный (сверху вниз). Давление начальника на подчиненного.
  2. Горизонтальный. Травля равнозначного участника коллектива.
  3. Вертикальный снизу вверх. Травля коллективом своего руководителя, учителя или преподавателя.

По типу воздействия можно выделить достаточно много типов буллинга. Психологи предлагают делить их на четыре группы:

  1. Физический буллинг. В эту группу входят все типы непосредственного воздействия за счёт грубой силы. Как правило, физический буллинг встречается только в детских коллективах (чаще всего в 6-8 классе). Дети толкают жертву, бьют, запирают, отнимают вещи, выбрасывают или прячут их.
  2. Вербальный. В эту группу входят угрозы, оскорбления, насмешки, унижения и обидные прозвища. Эта форма буллинга наиболее распространена у подростков и является основным способом травли в старших классах.
  3. Социально-психологический. О человеке распускают сплетни, высмеивают его, объявляют бойкот, игнорируют, избегают общения, пытаются манипулировать им. Социально-психологический буллинг наиболее распространен у взрослых, но встречается во всех возрастных группах. Он наименее заметен, при этом способен спровоцировать серьезный стресс у жертвы.
  4. Виртуальный (кибербуллинг). Данная форма травли стала актуальной с развитием телекоммуникационных технологий. В эту группу входят все возможные виды давления: анонимные оскорбления и угрозы, распространение сплетен, взлом учетных записей, кража личной информации и последующий шантаж.

Виды буллинга

Разновидности буллинга подразделяются по виду воздействия на личность. Это может быть физическое насилие с причинением телесного вреда, и психологическое давление

Разделение условное, потому как причинение физических травм сопряжено и с ухудшением психического состояния, неважно будь то ребенок или взрослый, умеющий постоять за себя, если травля систематическая, страдают и тело и дух человека, особенно это касается сексуального насилия

Буллинг в школе

Школьный буллинг предполагает агрессию одних детей против других, или даже целый класс травит одного ученика. Происходит это на первых порах эпизодически, затем систематически, и закрепляется на регулярной основе. Существует 2 основных проявления насилия в школе:

  1. Физический буллинг – ребенка щипают, дают подзатыльники, пинки, иногда наносят тяжкие телесные повреждения.
  2. Психологический буллинг – воздействие на психику с помощью:
  • угроз;
  • ускорблений;
  • преследования;
  • запугивания;
  • навешивания обидных прозвищ, ярлыков;
  • объявления бойкота, изоляция;
  • вымогательства денег, личных вещей.

Новая разновидность психологического буллинга – кибер-буллинг. На электронную почту, мессенджеры ребенку начинают слать гнусные обращения, изображения, оскорбляющие достоинство тексты, могут запугивать угрозами расправы. Отличие кибер-буллинга от традиционного в том, что буллер остается анонимным, что усугубляет психологическое состояние ребенка, потому что опасность, угроза не идентифицированы, и это сильно подавляет личность.

Буллинг на работе

Психологическое давление со стороны коллег по работе – это не редкость. В любом коллективе можно найти того, кто является «козлом отпущения» или «агнцом на заклание». Буллинг на работе как бороться, рекомендации психологов:

повышать свой профессионализм, стать незаменимым в своей должности, уже никто не сможет обвинить в некомпетентности;
уподобляться обидчику не рекомендуется, это лишь усилит провокацию с его стороны, пусть кричит, оскорбляет, пока не выдохнется, можно объяснить это себе тем, что «у кого что болит, тот о том и говорит», в данном случае кричит;
важно найти единомышленников – это могут быть сотрудники, которые ранее подвергались буллингу;
обратиться за помощью к руководству;
если травля продолжается, как вариант попросить руководителя перевести в другое подразделение.

Буллинг в семье

Семейный буллинг – явление распространенное в современном мире, причины его кроются в наследственности (генетическая предрасположенность в виде акцентуации характера), экономических, социальных, медицинских и психологических факторах. Травля в семье бывает 3 видов:

  1. Физический буллинг – систематический ущерб здоровью ребенка, другого члена семьи с нанесением телесных повреждений, физических травм.
  2. Сексуальный буллинг – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия взрослых, для удовлетворения их сексуальных потребностей.
  3. Психологический буллинг – унижение достоинства ребенка, насилие над личностью с помощью оскорблений, у ребенка формируются психопатологические черты.

Советы психолога

Если случилось, так что ребенок стал жертвой травли со стороны одноклассников, психологи советуют следующие шаги.

Детям

Постарайтесь понять, что вы не виноваты в таком отношении со стороны другого ребенка. Помните, что пристают чаще всего к необычным, интересным людям, которые чем-то отличаются от других. Если вас задирают, значит, вы интересная личность, лучше, а не хуже других.
Воспитывайте в себе характер. Не реагируйте на обиду слишком эмоционально. Агрессор не дождется ваших слез или криков и просто отстанет, ему будет не интересно вас преследовать.
Никогда нельзя замыкаться в себе и из чувства ложной солидарности покрывать обидчика. Обязательно поделитесь с другими вашими проблемами

Это важно! Лучше всего, если это будут родители. Если по каким-то причинам с родителями вы говорить на эту тему не хотите, найдите человека, которому доверяете (старшие брат или сестра, бабушка, родители друзей).

Помните: просить помощи – это не слабость, а решение зрелого человека, попавшего в беду.

УЧИТЕЛЯМ

Советы для преподавательского состава приведены в разделе «Как бороться с буллингом». Главная рекомендация — во избежание тяжелых последствий, не прятать голову в песок и бить тревогу при малейших подозрениях на буллинг.

РОДИТЕЛЯМ

Дети редко признаются открыто в том, что на них нападают в школе

Поэтому родителям необходимо самим обращать внимание на все изменения в поведении ребенка

О том, что ваш малыш стал жертвой травли, могут говорить следующие признаки:

  • Повышенная тревожность.
  • Плохой сон.
  • Нежелание идти в школу.
  • Явные признаки-синяки и ссадины на теле и лице.
  • Слезливость, или несвойственная резкость, грубость.
  • Подавленное состояние.

В случае, когда факты буллинга стали известны, необходимо поддержать ребенка. Самая большая ошибка сказать: «Доигрался» или «Сам виноват». Больше ребенок доверять вам не станет. Оставайтесь внешне спокойными, похвалите малыша, что он честно с вами поделился проблемой.

Дайте понять, что вы всегда на его стороне, чтобы ни случилось сейчас или в будущем.
Покажите готовность помочь и решить вопрос, ребенок сразу успокоится и станет увереннее.
Далее следует начать действия по выяснению ситуации с педагогами, классным руководителем, родителями обидчика вашего ребенка. Уточнив причины, ставшие основанием для травли необходимо поговорить с ребенком, разъяснив ему дальнейшие действия и линию поведения.

Если случай запущен и коррекции не поддается, то крайней мерой для защиты малыша и исключения его психологического травмирования может стать переход в другую школу. К сожалению, бывают и такие случаи, когда ни беседы, ни постановка на учет в КДН не оказывают влияния на буллера и он продолжает агрессию.

Читайте также: