• Без рубрики
  • 0

Баба-яга

Образ в искусстве

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»Билибин И. Я. 1900

К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Н. А. Некрасов («Баба-яга, костяная нога»), А. Н. Толстой, В. И. Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

В музыке

Образу Бабы-яги посвящена девятая пьеса «» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки — воспоминание о Викторе Гартмане», 1874 г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Широко известна также современная интерпретация этой сюиты — «Pictures at an Exhibition», созданная английской прогрессив-рок-группой Emerson, Lake & Palmer в 1971 году, где музыкальные пьесы Мусоргского чередуются с оригинальными композициями английских рок-музыкантов: «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский); «The Curse of Baba Yaga» (Эмерсон, Лейк, Палмер); «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский). Бабе-яге посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова, соч. 56, 1891—1904 гг. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года также есть пьеса «Баба-яга».

В литературе

  • В повести Аделаиды Котовщиковой «Дед Яга и его внучек» появляется Яга мужского пола — Дед-Яга.
  • Образ Бабы-яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
  • Баба-яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
  • Роман «Возвращение к Бабе-яге» Наталии Малаховской, где три героини проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
  • В сериях комиксов «Хеллбой» Майка Миньолы Баба-яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль. В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у неё укрывается побеждённый Распутин. В новелле «Баба-яга» Хэллбой во время схватки с Ягой выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы-яги у Миньолы не несёт в себе сатирической нагрузки.
  • Также образ Бабы-яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха», где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
  • Детство и юность Бабы-яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звёздная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.
  • Роман «Снесла Баба-яга яичко» современной хорватской писательницы Дубравки Угрешич использует мотивы славянского фольклора, в первую очередь, сказок о Бабе-яге.
  • В романе «Чёрная кровь» Ника Перумова и Святослава Логинова Бабами Йогами называют ведуний рода, изгнанных в стародавние времена шаманом к бабе Йоге Нешанке, живущей в заговорённом месте, в избе на двух пнях, напоминающих птичьи лапы.
  • В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гротер» Баба-яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса — Ягге, бывшей богини древнего разрушенного пантеона.
  • Баба-яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и в одноимённом анимационном фильме.
  • Баба-яга — один из персонажей 38-го выпуска комикса «The Sandman» Нила Геймана, события которого происходят в лесах не названной явно страны. Из других атрибутов Бабы-яги в выпуске присутствуют избушка на курьих ножках и летательная ступа, на которой Баба-яга и главный герой преодолевают часть пути из леса в город.
  • У Елены Никитиной Баба-яга выступает в роли главной героини, в образе молодой девушки.
  • Баба-яга появляется в книге «Трое в песках» цикла «Трое из Леса» Юрия Александровича Никитина. Она является одной из последних хранительниц древней женской магии и помогает героям.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» эксплуатируются как отрицательный (Яга Ягишна), так и положительный (Овдотья Кузьминична) образ Бабы-Яги.

На экране

Чаще других играл роль Бабы-яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах:

  • «Василиса Прекрасная» (1939)
  • «Морозко» (1964)
  • «Огонь, вода и… медные трубы» (1967)
  • «Золотые рога» (1972)

Кто такие турки, происхождение слова

В мирное время много пороха готовым не хранили. Он мог взорваться. Предварительно смешивали только небольшую часть его компонентов. На первый случай. На кораблях следовали такому же правилу. Составляющие пороха по отдельности не горючие или слабо горючие.

Турция не случайно исторически всегда имела мощную артиллерию. И умело использовала артиллерийский огонь во время боя. Турция, по своему историческому происхождению, это и есть русская артиллерия. То есть род войск древней Руси-Орды. А турки – это изначально артиллеристы, а не народ.

Рокировкой назывался процесс приготовления пороха. Это слово сохранилось в шахматной игре. Когда игрок усиливает свою позицию, сохранив короля за турой – пороховой башней. То есть вводит в бой артиллерию. В переводе с английского rocker – качалка. А это тот механизм, с помощью которого растирают компоненты пороха в ступе бабы Яги.

Что говорится у Даля?

В составленном им словаре яга описывается как своего рода ведьма, относящаяся к злым духам, имеющая вид безобразной старухи. Ее неизменными атрибутами в русских сказках являются:

  • костяная нога;
  • железная ступа, как средство передвижения;
  • пест, которым она упирается;
  • помело, заметающее следы.

Затем Даль перечисляет и другие, присущие этому персонажу признаки.

  1. Кости, местами выпирающие наружу из тела.
  2. Сосцы, висящие ниже пояса.
  3. Она ездит на охоту за человеческим мясом.
  4. За ней водится похищение детей.
  5. Ее возят черти.
  6. Под этим поездом образуется страшная буря, ветер стонет, скот начинает реветь, возможен мор и падеж скота.
  7. Кто увидит бабу-ягу, может потерять дар речи.

На Руси Ягиничнами звали злых, бранчивых баб.

Омолаживает за ночь. Маска, которую я делаю перед Новым годом: рис, молоко и мед

Для сокращения выбросов газовые котлы в Великобритании перестанут продаваться

«Я собой довольна»: Алена Водонаева высказалась в ответ на обвинения в худобе

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.

Баба-Яга и Кащей Бессмертный

Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба Яга запекает младенцев

Запекание младенцев, описанное во многих сказках — это древний славянский ритуал. Он назывался «припекание младенца».

Причины его возникновения можно найти в Википедии. Обряд проводился с целью излечить больного ребенка, а слабому от рождения малышу вернуть силы для полноценного развития. «Припекание» было широко распространено не только в древности, но и в начале XX века.

Хилых, недоношенных или больных малышей приносили к местной бабке-знахарке. Она обмазывала младенца ржаным тестом, укладывала на лопатку и три раза отправляла в умеренно растопленную печь (не горячую!). После таких манипуляций ребенок быстро шел на поправку, а его родителям давались советы о том, как правильно кормить и воспитывать чадо. Зная об этом ритуале, сказочные события, связанные с запеканием детей в печке, предстают уже в ином свете. Баба Яга у древних славян, помогала детям выздороветь.

Из сказок каждый знает, что избушка колдуньи стоит «на курьих ножках». Словосочетание дополнено изображением жилища: изба имеет две огромные куриные ноги, с помощью которых она имеет возможность поворачиваться «ко мне передом, а к лесу задом». Но как такое возможно?

На самом деле, выражение «курьи ножки» было искажено, так как имелось в виду, что у дома были подпоры куреня. Они напоминали ножки, отчего и пошло всем известное выражение.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Классическое изображение Бабы-Яги

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.

Баба-Яга в сказке «Василиса Прекрасная»

Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» — это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.

Избушка на курьих ножках

Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.

Баба-Яга и Иван-дурак

Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Литература

на русском языке
  • Баба-Яга // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Владос: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — Т. 1. А – Ж. — ISBN 5-8465-0037-4.
  • Баба-Яга // Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — Т. 2. Ар – Би. — С. 78. — 256 с. — ISBN 5-85270-192-0.
  • Баба-яга // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Перхта / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 18–20. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Яга 2 ; Баба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Яга / В. Я. Петрухин // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 614. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Потебня А. А. Баба-Яга // О мифическом значении некоторых поверий и обрядов / добав. П. Лавровский Критический разбор исследования А. Потебни. — Чтения в обществе истории и древностей российских при Моск. Унив. — М. : в университетской типографии, 1865. — Кн. III. — С. 85—232.
  • Георгий / Толстой H. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 496–498. — ISBN 5-7133-0704-2.
на других языках
  •  (белор.)
  • Дубровський В. Г. Словник московсько-український. — К.: Рідна мова, 1918. — 542 с.

Баба Яга — заботливая берегиня

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга — это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому — «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

История

В 1989 году в городе Агридженто во время проведения фестиваля коллектив Русской хоровой фольклорной песни «Карагод» встретился с ирландским певцом и гитаристом Джейми Винчестером (Jamie Winchester) и венгром Чаба Лукашом.

Именно тогда жители отеля и будущие коллеги по творчеству неожиданно услышали «Ой, то не вечер». Исполнение произвело сильное впечатление на рок-музыкантов, и те предложили русским создать совместную группу. Так родился новый коллектив «Баба-Яга».

В 1990 году был выпущен дебютный альбом Baba Yaga. Второй альбом был записан и выпущен в Венгрии. Музыка «Бабы-Яги» заинтересовала продюсера Leslie Mandoki и немецкую звукозаписывающую компанию DSB. Результатом сотрудничества стал Where Will Tou Go (иногда также называемый одноименным Baba Yaga), записанный в Мюнхене и Будапеште в 1992 году и выпущенный в продажу в Европе в 1993-м.

Композиции группы стали звучать в эфире Европейских радиостанций. Мощь музыки и заразительное веселье, которое излучали музыканты, позволили группе интенсивно гастролировать с концертами и принимать участие в крупных фестивалях: Glastonbury (GB), Arezzo Wave (I), Rudolstadt, Koln, Open Ohr Mainz (G), D’Ete Nantes (FR), Tilburg, Terschelling (NL), Kalaka Festival (HU) и других.

Из треков альбома наибольшую известность получила песня «So Ends Another Day». Она широко ротировалась радиостанциями, в частности станцией «Наше Радио» и была использована в качестве саундтрека в российском фильме «Волчья Кровь» 1995 года.

Последний альбом «Secret Combination» был записан в Будапеште и Москве. Вышел в России в 1999 году (переиздан в 2002), в Венгрии три года спустя. Российское переиздание 2002 года отличается от европейского тем, что на нём присутствует песня «Day To Die» («Чёрный ворон»).

24 августа 2008 на фестивале А38 в Будапеште прошло последнее выступление группы «Баба Яга». Хотя официального объявления о роспуске группы не было, с тех пор никаких известий о ее деятельности нет.

В 90-х годах Джейми Винчестер работал в качестве музыкального продюсера с несколькими проектами, в 2001 году основал группу под названием Boom-Boom Tátraival, которая выпустила два альбома и распалась в 2002 году. В 2011 году Boom-Boom вновь объединились и дали несколько концертов.

В 2001 Винчестер совместно с венгерским гитаристом и клавишником Робертом Хруткой (R-Go, Rapulok, Lerch Istvan es baratai, Bon Bon) основали группу, издавшую в том же году один альбом It’s Your Life под вывеской Jamie Winchester & Hrutka Robert. В 2008 году группа отыграла на фестивале Ugyan V’Moto-Рок прощальный концерт.

В 2009 году Джейми Винчестер записал сольный альбом The Crack Are Showing. В октябре 2012 года Джейми Винчестер вернулся в Ирландию, где продолжает заниматься музыкой и периодически дает концерты со своей группой.

В феврале 2016 года сайт Academia назвал альбом Secret Combination лучшим поп-рок альбомом 2016 года.

Мифология

М. Фасмер возводит имя Яга к праслав. *(j)egа, рефлексами которого являются сербохорв. jeзa «ужас», jeзив «опасный», словен. jezа «гнев», jeziti «сердить», др.-чеш. jeze «lamia», чеш. jezinka «лесная ведьма, злая баба», польск. jędzа «ведьма, баба-яга, злая баба», jędzić się «злиться» и т. п. Однако в русском языке есть когнат ко всем перечисленным примерам из славянских языков: язва. Что ставит под вопрос существование связи между именем Яга и приведёнными примерами из славянских языков. Также возможна этимология, в рамках которой древнее заимствованное название было переосмыслено славянами и сближено с производными от праславянского *(j)egа (народная этимология), что объясняет флуктуацию, выраженную в наличии вариантов с -z- и -ž- в западно-славянских языках (имя переосмыслено) и наличии варианта с -г- в русском языке (не переосмыслено).
Фасмер сближает слово, кроме славянских языков, также с прибалтийскими, английским, исландским. Отклоняя связь с тюрскими, индийским, албанским, латинским языками.

Этимологи сближают праславянское яга (*ęga) с обозначением змей, гадов, что указывает на хтонические истоки образа. Письменное упоминание Бабы-яги сделал в 1588 году английский путешественник Джильс Флетчер в книге «О государстве русском». Он читал о поклонениях кумиру «золотой или яге-бабе», приехав в пермский край к самоедам обнаружил, что это «пустая басня».

Так же есть предположение, что Яга — богиня смерти. На это указывает её внешность (костяная нога) и место жительства (раньше в избах на столбах хоронили покойников). А на западе считают, Яга — это самка огра.

Яга

Происхождение второй части имени нашей «героини» обычно связывают с неким словом *(j)ęgа в неком «праславянском» гипотетическом языке, который «реконструировали», сравнивая славянские и некоторые другие индоевропейские языки. Почему-то наиболее правдоподобной гипотезой сегодня считается связь второй части имени Баба-яга с сербохорватскими ужасом (jeзa) и опасностью (jeзив), словенским гневом (jezа), чешской лесной ведьмой  (jezinka), и польской ведьмой и бабой ягой (jędzа). Автором этой чудо-гипотезы является немец Макс Фасмер. Гипотеза имеет сомнительную ценность, так как ссылается на язык, которого не было, и выводит исключительно древнее слово из современных языков, что является нонсенсом и извращением (немцам, впрочем, это свойственно). Поэтому мы эту гипотезу смело отбросим, и от Чехии, Сербии и Словакии переместимся восточнее, ближе к родине нашей Бабы-яги — в наши украинскую и русскую степи, где славяне и русы контактировали с тюркоязычными степняками. 

Выше мы предположили, что слово «баба» было перенято от половцев или их кочевых предшественников. Наиболее близкий к половецкому языку — современный крымско-татарский язык. Смотрим, близкие слова к слову «яга»:

  • язма — умение писать
  • джады (ударение на «ы») — ведьма 

Письмо у древних народов было тесно связано с религией и считалось видом магии.

Слово «джады» легко может преобразовано в яды, так как «джа» и «я» имеют почти идентичное звучание. Ну, а от «яды» до «яга» недалеко.

Но «яга» может происходить и не от тюркского слова, а от слова одного из индоевропейских языков, на которых разговаривали славяне и русы. Если мы заглянем в санскритский язык, который является наиболее древним из сохранившихся индоевропейских языков, то мы там с восторгом обнаружим слово योग — йога (yoga), которое имеет следующие значения:

  1. упряжка (лошадей)
  2. сбруя
  3. применение
  4. средство, приём; уловка
  5. волшебство
  6. дело, предприятие
  7. связь, взаимообусловленность с чем-либо
  8. приобретение, выигрыш
  9. работа; усердие, прилежание
  10. сосредоточение мыслей, глубокое размышление, созерцание
  11. другие значения

Пятое значение бьёт точно в цель «баба-волшебница» — это Баба-яга и есть! Но и первые два значения интересны тем, что имеют ярко выраженную кочевую тематику, так как лошадь для кочевника — это всё! Значения 3,4,9 и особенно 10 также интересны тем, что могут быть ассоциативно отнесены к ведунье, знахарке, которыми реальные прообразы Бабы-яги могли являться, живя в уединении в лесу и занимаясь древними языческими обрядами и ритуалами, то есть колдовством.

К этому древнему слову yoga, которое зафиксировано на санскрите, восходит и понятие йоги как духовной практики и учения индуизма (позднее буддизма). В этом значении йога воспринимается как связь посюстороннего мира с потусторонним, то есть является смысловым эквивалентом латинского religare (воссоединение, восстановление связи), от которого произошло наше слово «религия», которое означает область духовно-интеллектуальной деятельности человека по восстановлению утраченной связи человека с Богом.

Более того, слова «йога» и «джады» могут иметь родственную связь, так как степные кочевники-тюрки контактировали с индоевропейцами как на северных лесных, так и на южных горных границах степи. Более того, есть исследования, которые выявляют фактическое родство, например, тюрков-половцев и индоевропейцев-славян через гаплогруппы. Если это так, то мы имеем «любовный» треугольник родственных слов, которые проливают свет на происхождение нашей героини: «йога», «джады», «яга». И речь идёт о границах леса и степи севернее Черного и Каспийского морей. А немец Фасмер слишком далек от тех мест. Слово «яга» вполне могло «дойти» до сербов, словен, чехов и уж точно до поляков, до которых от Киева, который располагается на границе (которую пересекает Днепр) Великой степи и лесов, рукой подать.

Косвенно эту гипотезу подтверждает тот факт, что у самой западной границы Великой степи — в Сербии, Хорватии и Черногории баба-яга зовется «баба-рога» и изображается с одним рогом на голове. Другими словами, слышали звон, но не знали, где он… Толком не понимали, что означает «яга», поэтому подставили вместо непонятного слова понятное — близкое по звучанию, и адаптировали образ.

Почему ножки курьи, а нога костяная?

Такой эпитет, «курьи», как правило, ассоциируется с куриными ножками, какие мы нередко видели в фильмах. Но некоторые исследователи имеют на это другой взгляд. В частности, уже упомянутый А. Иванов говорит о том, что финны окуривали стволы подрубленных деревьев. Скорее всего, это делалось в сакральных целях.

Ступа могла ассоциироваться с тем же домиком для куклы, с погребальной урной или с домовиной, то есть с гробом. Многие славянские народы верили, что именно там размещается душа умершего. Домовины поднимали над землей, ставя их на пеньки. Их устанавливали таким образом, чтобы находящееся в них отверстие обращалось в сторону, противоположную поселению, то есть «к лесу передом». Мертвец же располагался ногами к отверстию. Если кто-то заглядывал в него, то мог увидеть именно эту часть тела. Отсюда в фольклоре и появилась «костяная нога».

Женщины делятся идеальным способом упаковывать подарки, чтобы не болела спина

«Старый конь борозды не испортит»: в полной версии смысл этой пословицы меняется

«Новый год — новый я»: цитаты успеха в год Быка — начните что-то новое в жизни

Такой атрибут, как метла, был связан с магией и символизировал некоторую очистительную силу.

Что касается зажаривания людей в печи, то, возможно, здесь находит отклик тот факт, что знахарки в старые времена выхаживали и лечили детей следующим образом. Заворачивая ребенка в тесто, они укладывали его в теплую печь, где он донашивался, «припекался», выздоравливал. И как бы рождался для новой жизни.

Читайте также: