• Без рубрики
  • 0

Агностик: кто это такой и его основные отличия от атеиста

Суть понятия Агностицизм

Агностик – человек, опровергающий полное познание мира и явлений в силу ограниченного восприятия человека. Он уверен, что люди не знают где правда, а где ложь. Это скорее мировоззрение человека и разное восприятие мира.

Понятие «агностицизм» появилось в науке в 1869 году. Ввел его английский естествоиспытатель и биолог Томас Гексли. С греческого языка это слово переводится как «непознаваемый».

Гексли объяснял свое понятие: человек не может говорить, что прав в чем-то, если у него нет научных оснований. Например, научный деятель не может уверенно говорить о проблеме, если у него нет фактов. Агностицизм – это скорее способ изучения гипотезы с научной точки зрения. Ее нельзя воспринимать на веру без экспериментов и доказательств. Всякая научная гипотеза либо опровергается, либо подтверждается фактической основой.

Мышление агностиков:

1. Современный мир изучается человеком субъективно.
2. Агностики не навязывают свое мнение, потому что отрицают единое и точное познание мира.
3. Уверены, что у каждого своя точка зрения и нет смысла спорить, ведь все окажутся неправы.

Теория агностицизма основывается на науке и подтверждениях фактами, потому что это вера в познание. Реально лишь то, что имеет под собой доказательную основу.

Направления и формы агностицизма:

• Релятивизм. Он основан на относительности. Это принцип познания, при котором основой является чувственность, а она не отражает объективных и устойчивых явлений. Если какое-то понятие неистинно и субъективно, то оно отрицается объективностью познания и приводит к агностицизму.
• Иррационализм. В переводе с лат. – неразумный, нелогичный. Он основан на утверждении, что существует много областей миропонимания, недоступных разуму обычного человека.

Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей, как и возможности отсутствия их. Отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путём. Поэтому агностик может верить в Бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в Бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

В то же время некоторые религии изначально не имеют учения о персонифицированном боге (буддизм и даосизм), что устраняет основной конфликт религии и агностицизма.

Есть ещё игностики — они не могут сказать, атеисты они или теисты, пока спрашивающий не даст определение «бога/богов» и уже в зависимости от этого определения решают, верят в такого бога или нет.

Проблемы агностицизма

Агностицизм в современном понимании – это тенденция отношения к знанию, обобщенное учение об ограниченности нашего познания. Отсюда возникают проблемы агностицизма как поиска смысла в вещах:

1. Люди рассматривают принципиальную возможность познания, ведь познаваемо только то, что существует сейчас. Например, нельзя познать время или драконов, это будет мнимое изучение феноменов и явлений. Мы не в силах увидеть невидимое – потому что по факту его не существует.
2. Проблема способов познания. Люди ограничены в возможности познаваемости окружающего мира. Не все опыты можно провести, чтобы что-то доказать, а значит, прогресс в агностицизме может отсутствовать.
3. Проблема способов описания. Человек не может дословно описать все, что он видит или слышит, а это тоже ограничение в полном познании мира.

Агностицизм прошел через множество преобразований, создав целую историю одного течения. Появившийся еще в античной философии в виде отдельных мнений людей, он сформировался в одно конкретное направление. Изначально это было лишь скептицизмом в древнегреческой философии Пиррона, а затем стало классическим вариантом позиции Юма и Канта.

Развернутый агностицизм возник в суждениях Юма. Он объяснял, что все познание исследуется опытом человека, а значит ограниченно. Однако Кант ввел усовершенствования в течение, указывая на резкое разграничение между «вещи в себе» и «вещи для нас», и исследуя отправную точку в познающем мышлении.

Также агностицизм прошел через критику В.И. Ленина, который указывал на то, что агностицизм разделяет явления и сущность, а значит и не продвигается дальше ощущений человека.

В настоящее же время одно из проявлений агностицизма – гносеологическая позиция конвенционализма. Суть ее заключается в связи факта и его высказывания, потому что этот процесс условный. Один и тот же факт можно рассматривать в разных интерпретациях и смыслах. Отсюда возник вывод о случайности познавательной функции человека. Другая современная концепция агностицизма – отрицание решения вопроса, потому что он может принадлежать к «метафизическим» или не допускает фактического доказательства.

Как отличить атеиста от агностика?

Это вопрос существования богов с точки зрения жизненных позиций агностицизма и атеизма. Из-за этого возникают конфликты в обществе и недопонимание между приверженцами этих позиций. Чтобы разрушить любые предубеждения и неверные истолкования этих терминов, нужно рассмотреть отличия между атеистами и агностиками

Но прежде, важно разобраться в значении каждого из слов

Кто такой атеист?

Атеист — это человек, который не верит ни в одного бога. Причем он отрицает вообще все паранормальные явления и мистические фигуры. Да и все остальные вещи, что не могут объясниться логикой и мышлением.

  • На первый взгляд, атеизм — очень простая концепция, но она часто воспринимается неверно или не совсем точно. Трактовать атеизм можно по-разному, например:
    • это отсутствие веры в богов или одного бога;
    • недоверие к богам или, опять же, одному богу.
  • Но наиболее точное определение, что выражает суть понятия — это тот человек, который отклоняет распространенное утверждение «по крайней мере, один бог существует».
  • Это высказывание не принадлежит атеистам и категорически ими не воспринимается. Чтобы быть атеистом, человеку не нужно предпринимать каких-то активных действий и даже необязательно осознавать, что он придерживается данной позиции.
  • Все, что требуется от такого человека – не поддерживать утверждения, что сделаны другими, а именно представителями теизма и церкви. Более того, он с пренебрежением относится и к верующим людям, и к самой вере.


Атеист не признает ни одного бога

Какого человека можно называть агностиком?

Агностиком является любой человек, который не утверждает, что существует какой-либо бог. Иными словами, он сомневается даже в своих убеждениях. Эта идея может быть неправильно истолкована, поэтому часто агностиков путают с атеистами.

  • Поскольку он не утверждает, что знает наверняка о существовании или отсутствии бога, такой человек является агностиком. Но в данном вопросе есть некое разделение. Стоит еще выяснить, является ли он агностиком-атеистом или агностическим теистом.
  • Агностик-атеист не верит ни в одного бога, а агностик-теист верит в существование хотя бы одного бога. Тем не менее, оба они не претендуют на получение знаний, чтобы поддержать это убеждение. Они считают, что получить истинные знания и подтвердить свою гипотезу невозможно.
  • Это кажется противоречивым и сложным, но на самом деле это довольно легко и логично. Независимо от того, верит агностик или нет, ему удобно не заявлять о своих убеждениях. Ему достаточно просто знать — либо это правда, либо ложь.
  • Понять природу атеизма достаточно легко — это просто отсутствие веры в любых богов. То агностицизм не является, как многие считают, «третьим путем» между атеизмом и теизмом.
  • Ведь агностицизм — это не вера в бога, а знание о нем. Первоначально он был придуман, чтобы описать позицию человека, который не мог заявлять о своих убеждениях. То есть, знает он о существовании или отсутствии каких-либо богов.


Агностик верит, но не знает

Агностицизм в культуре[править]

Представлен слабо. Самым заметным случаем можно считать произведения Карла Сагана (он же один из самых известных агностиков). Также в агностики заносят таких людей, как Альберт Эйнштейн (хотя сам про себя он писал, что верит в бога Спинозы, т. е. пантеист) и Чарльз Дарвин — но утверждение достаточно спорное даже потому, что и христиане, и атеисты также считают данных учёных «своими». Ричард Докинз про себя говорит, что он тоже агностический атеист, потому что не утверждает, что «бога нет и быть не может», а только лишь то, что «бога почти наверняка нет».

Принцип непознаваемости мира имеет немало общего с принципом радикального сомнения, так что Декарта можно считать агностиком. Даже несмотря на то, что он умер за 200 лет до того, как появился термин «агностицизм».

Агностицизм в истории философии

В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».

Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д

Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога». А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“». В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Примечания

  1. Агностицизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  2. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
  3. Hepburn, Ronald W. (2005), Agnosticism, in Donald M. Borchert, The Encyclopedia of Philosophy, vol. 1 (2nd ed.), MacMillan Reference USA (Gale), p. 92, ISBN 0-02-865780-2
    (page 56 in 1967 edition)
  4. “agnostic, agnosticism”. OED Online, 3rd ed. Oxford University Press. September 2012.
  5. Вышегородцева Ольга. . Дата обращения: 1 августа 2011.

  6. Этика. Т. 1. М.: 1921
  7. . The American Heritage Dictionary of the English Language. Houghton Mifflin Harcourt (2011). Дата обращения: 15 ноября 2013.
  8. Oxford English Dictionary, Additions Series, 1993
  9. Levy, Sophie Woodrooffe and Dan . Sparksheet (September 9, 2012). Дата обращения: 15 ноября 2013.
  10. Yevgeniy Sverdlik. . Datacenter Dynamics (31 июля 2013). Дата обращения: 15 ноября 2013.
  11. . — «If you ask me if there exists another world (after death), … I don’t think so. I don’t think in that way. I don’t think otherwise. I don’t think not. I don’t think not not».
  12. Bhaskar (1972).
  13. Patri, Umesh and Prativa Devi. . Atheist Centre 1940–1990 Golden Jubilee (февраль 1990). Дата обращения: 29 июня 2014.
  14. . iphras.ru. Дата обращения: 1 января 2017.
  15.  (недоступная ссылка). www.kultu-rolog.ru. Дата обращения: 1 января 2017.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма,  эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант  считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

Понятия агностиков

Как таковой, агностицизм не является религией, это, скорее, личное восприятие мира.Агностики придерживаются следующих понятий и убеждений:

познание окружающего мира современным человечеством необъективно; реальность не поддается полному пониманию, поэтому не имеет смысла что-либо доказывать, ведь у каждого может быть своя правда; никакое мнение не может быть абсолютным; реальностью можно назвать только то, что подтверждено неоспоримыми доказательствами; рассуждения на такие темы, как существования Бога, привидений, пришельцев и переселения душ — невозможны. То есть, обсудить это, конечно, можно, но не стоит самостоятельно это доказывать и оспаривать, и тем более агитировать и навязывать свою точку зрения.

По мнению агностиков, «верю» или «не верю» — слишком просто и не может являться истиной. Это подходит лишь для тех, кто не склонен докапываться до правды и искать доказательства. Вы — нигилист, или, Вам просто всё равно на всех и вся?

Агностик – кто это? Общее понятие термина

Агностиками называют людей, которые придерживаются агностицизма. Слово происходит от древнегреческого “”, что переводится как “непознаваемый”, “непознанный”. Люди, относящие себя к агностикам придерживаются теории невозможности познания аксиомы существования любых богов, а следовательно они не причисляют себя ни к одной из существующих вер. Отличной чертой от атеизма является то, что агностицизм не отрицает возможного существования божественных квинтэссенций.

История возникновения идеологии

Первые упоминания об агностицизме относятся к философии античности (конец VII – VI в. н. э.), где древнегреческий философ Протагор, представитель философского направления софистов, утверждал, что наше сознание относительно и субъективно. Его древнеиндийский современник поддерживал агностические взгляды на бытие и считал, что после смерти нас ждет какая-либо жизнь.

Впервые определение было дано Томасом Генри Гексли, английским зоологом, в 1869 году. Он первым официально высказал суждение о том, что не может и не собирается относить себя к какой-либо из существующих религий. По его мнению, агностик – это человек, который не отрицает существование высшей силы, но и не примет существование какого бы то ни было определенного бога. В то время как агностик не отрицает, также он и не подтверждает существование богов, считая, что первичное – неопознано, а потому неизвестно.

Идеи агностицизма получили широкое распространение среди английских естествоиспытателей в 19 веке.

Агностицизм в общем виде

Агностики отрицают существование какой-либо определенной истины, и утверждают, что окружающий нас мир нельзя познать объективно. Согласно обсуждаемой концепции, мы ничего не можем знать о божественных проявлениях, о Боге, загробной и иной жизни, ведь наши знания невозможно подтвердить свидетельствами опытной науки.

Иными словами, у нас нет неопровержимых доказательств существования божественных сил, но также нет и доказательств того, что этих сил не существует – тоже нет. Доказать наличие души научными методами не представляется возможным либо на данный момент развития человечества, либо вообще.

При всем вышесказанном, агностик может быть как верующим, так и неверующим. Для приверженцев агностической философии сама идея споров о существовании, либо не существовании высших сил является ненужной.

Чем отличается агностик от атеиста?

Периодически агностиков путают с атеистами. Переплетение этих философских течений является в корне неверным. Атеисты резко отрицают существование Бога, в то время как агностики воздерживаются от суждения. Они не знают, ведь ничто не доказано.

Атеизм не является противоборством какой-либо определенной вере: атеист одинаково скептичен по отношению к христианскому Богу и Зевсу. Аналогичным образом агностики относятся к проявлениям божества – в равной мере к Аллаху и Тору. Они не признают проявление “чудес”, если они противоречат законам природы.

Отношение между агностицизмом и другими религиями

Затронутые выше атеисты с недоверием относятся к агностикам за их “неопределенность”. Приверженцы атеизма считают, что на вопрос “Верите ли вы в Бога?” есть только два варианта ответа, в то время как агностики выбирают третий. По мнению первых, если ответом будет “нет” то вы автоматически атеист, а если “нет”, то вы верующий по обозначению.

Исключительно верующие люди считают агностиков банальными “лентяями”, которые могут перекреститься в тяжелый момент жизни, но ни за что не придут на службу в воскресенье. Учитывая, что вера основывается не только на библии, но и на личном опыте, зачастую верующие пытаются повернуть агностиков на свою сторону путем рассказов о “божественном даре” или “чуде”.

Естественным образом, верующие лучше относятся к агностикам, чем к атеистам, по причине того, что любой агностик имеет возможность найти свой путь и примкнуть к религии. Несомненным плюсом также является хотя бы теоретическая возможность существования внеземного разума.

Кто может считать себя агностиком?

Современное общество по праву может считать агностицизм “удобным”. Способны ли вы внутри себя поставить на один уровень существование души в целом как понятия, Бога, лесных нимф, Орфея и Будду? Агностик может. Для него любое верование – интересно, и он может с благоговением относиться как к Евангелию, священному писанию, так и найти что-то стоящее в законах шариата.

Понятие агностицизма

Определение 1

Агностицизм – это одна из философских концепций, в соответствии с которой мир невозможно познать. То есть, люди не могут знать что-либо достоверно о Боге или богах, а также о действительной сущности вещей.

Сторонники агностицизма считали принципиально невозможным познать любые предельные и абсолютные основы реальности. Также ими полностью отрицается возможность доказать или опровергнуть идеи и утверждения, базирующиеся на субъективных посылах.

Помимо философского агностицизма, также существует агностицизм теологический и научный. Агностики в теологии отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая ее некоторой светской школой морального поведения в обществе, от мистической, затрагивающей проблематику существования богов, бесов, загробной жизни и религиозных ритуалов, не придавая им существенного значения. Научный агностицизм существует в качестве принципа теории познания, предполагающего, что так как опыт, полученный в процессе познания, неизбежно будет искажен сознанием субъекта. Субъект при этом принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Данным принципом не отрицается познание, а только дается указание на принципиальную неточность любого знания и невозможность полного познания мира.

Основные идеи агностицизма были сформулированы в трудах Канта, Юма и Беркли.

Замечание 1

Агностицизм полностью отрицал возможность познать материальный, объективный мир, познать истину и отвергал объективное знание.

По отношению к Богу, агностицизмом отрицается возможность познания бога, то есть получения знаний или любой достоверной информации о Боге, а тем более отрицается даже сама возможность решить однозначно вопрос о существовании бога.

Отличия агностика от атеиста

Многие люди путают агностиков и атеистов, хотя между ними имеется существенная разница. Типичный атеист не верит в создание мира Всевышним и даже отрицает такую возможность. По мнению такого человека, высших сил не существует, а вся материя вокруг нас сформировалась самостоятельно, каким-то другим способом. В то же время агностик не будет полностью отрицать недоказанную теорию. На данный момент количество атеистов превышает число агностиков, но философия агностицизма становится все популярней и количество агностиков постепенно увеличивается.

Агностицизм подразделяется на теологический и научный подход. В первом случае религиозные утверждения мистического характера отделяются от культурно-этических моментов

В теологическом агностицизме важно соблюдать моральные нормы поведения. Предполагается полное отрицание вещей сверхъестественного или мистического происхождения

Научный вид агностицизма не признает описание всей картины мира каким-либо определенным человеком. Сторонники данного подхода считают, что в мире нет таких вещей или явлений, которые разум человека может полностью понять и объяснить. Познание чего-либо основывается только на собственном опыте конкретной личности.

Читайте также: