• Без рубрики
  • 0

Конспект родительского собрания «адаптация пятиклассников к средней школе»

Опросники

— «Отношение к учебным предметам».

— «Чувства в школе».

— «Черты идеального учителя».

Опросник «Отношение к учебным предметам», как правило, даёт информацию о склонностях и способностях ребёнка. Благодаря опроснику «Чувства в школе» можно определить уровень адаптации целого класса, а не отдельно взятого ученика. «Черты идеального учителя» – это та методика, которая может помочь выявить ошибки учителя, которые препятствуют успешной адаптации учеников.

Методика «Цветные письма»

Не стоит забывать, что в период перехода в среднее звено ребёнок испытывает большой стресс, который носит название «адаптация пятиклассников». Методики очень хорошо работают, если направлены на бессознательную сферу ребёнка. Одним из таких вариантов является метод «Цветные письма». Он даёт возможность психологу получить информацию о наличии психологического комфорта или дискомфорта у школьников на разнообразных уроках. Кроме этого, с помощью данной методики можно выявить наиболее стрессогенные школьные занятия для каждого отдельного ребёнка.

Тест предоставляется в виде бланка, на котором с левой стороны отпечатываются названия изучаемых школьных дисциплин, а с правой — цепочка из пустых квадратиков. Психолог просит учеников взять цветные карандаши и напротив каждого предмета закрасить квадратик любым цветом. Используемые цвета могут повторяться. После этого специалист проводит обработку полученных данных, опираясь на значения цветов по Люшеру, а также прописывает рекомендации по адаптации пятиклассников. Рекомендации психолога должны строго выполняться учителями и родителями, так как это может в значительной степени помочь ребёнку.

«Открытое письмо родителям»

Процесс, который происходит во время перехода детей из младшего звена в среднее, – это неизбежная адаптация пятиклассников. Диагностика обязательно должна строиться на комплексном исследовании конкретного класса или отдельного ребёнка. Для получения объективных результатов необходимо использовать несколько методик одновременно.

«Открытое письмо родителям» – это та методика, которая направлена на сознательную сферу школьника. Она является одной из часто применяемых, потому что обычно с родителями ребёнок может быть более откровенен, чем с другими взрослыми. Это даёт возможность получить точные результаты.

Бланк ответа ученика содержит начала предложений, которые ему необходимо продолжить. Они все ориентированы на его школьную жизнь. В частности, данный тест даёт информацию о некоторых уровнях адаптации, обычно о социальном и психологическом. Кроме этого, такая методика раскрывает особенности взаимоотношений ученика с одноклассниками и учителями, а также в отдельных случаях помогает выявить причины дезадаптации.

Надо не забывать, что психолог должен стремиться к комплексному проведению работы, которую составляет диагностика адаптации пятиклассников. Методики должны быть подобраны очень грамотно, с учётом возрастных особенностей детей.

Тест, предложенный Филллипсом

Данная методика очень актуальна для пятиклассников, так как чаще всего они испытывают чувство неопределённости, страха, волнения, что, естественно, негативно сказывается на общем их самочувствии и процессе усвоения знаний.

Методика Филлипса служит для определения уровня тревожности детей, связанной с пребыванием в учебном заведении, а также даёт представление о возможных причинах такого состояния. Данный тест очень развёрнуто может ответить на вопрос, насколько адаптация пятиклассников проходит удачно. Методика одинаково эффективно работает как для среднего, так и для младшего школьного возраста. Тест имеет 58 вопросов, поэтому проведение его должно осуществляться тогда, когда школьники не сильно устали от уроков. На каждый вопрос школьники должны дать либо положительный, либо отрицательный ответ. После проведения методики психолог подсчитывает полученные результаты, используя ключ к тесту, и составляет интерпретацию. Очень удобно предоставлять уже обработанные данные в диаграммном виде, так сразу будет хорошо заметна разница в показателях.

Такая проблема, как адаптация пятиклассников, требует к себе повышенного внимания как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Нельзя данный процесс пускать на самотёк, необходимо обязательно следить за психическим комфортом ребёнка и стараться контролировать его эмоциональное состояние. Ведь от того, насколько успешно будет пройден данный этап в жизни ребёнка, зависит не только качество усвоенных им текущих знаний, но и в целом отношение к учёбе и труду.

Почему возникают трудности адаптации пятиклассников

Переход в среднюю школу – это период, когда ребёнок постепенно начинает стремиться к самостоятельному решению жизненных трудностей и задач. Надо помнить, что адаптация пятиклассников в школе связана с изменениями не только в физиологическом плане, но и в психическом. Проявляющееся чувство взросления заставляет ребенка отстаивать свою независимость. Вместе с этим появляется желание противостоять советам и наставлениям старшим, отрицая практически любое их влияние.

Так как пятиклассник стоит на пороге переходного возраста, у него возникает стремление выделиться среди школьного коллектива, стать эталоном для других. Для этого ребёнок начинает искать того персонажа или члена семьи, на которого он мог бы держать равнение, подражать ему.

В этот период у ребёнка появляется критичность, которая тесно связана с формирующейся самооценкой. Возникают зачатки рефлексии (склонность к самоанализу, самовоспитанию). На основе рефлексии и зарождающегося теоретического вида мышления у ребёнка складывается собственное мнение и представление по разным вопросам.

Советы психолога и классного руководителя

Данный раздел подготовлен на основе реальных ситуаций, возникших на родительском собрании. Приводятся примеры диалога участников собрания.

Мама Кости: «Конечно, после рабочего дня, придя домой, пытаюсь найти время для сына и всегда спрашиваю: «Уроки сделал? Покажи дневник!».

Учитель: «Не стоит ограничивать круг вопросов темами уроков и оценок. Ненавязчиво старайтесь «разговорить» сына, спрашивайте о друзьях, деталях и событиях школьной жизни. Костя должен полюбить рассказывать о своих делах, он начнет советоваться с вами, а вы будете в курсе всех новостей, и сможете вовремя предотвратить нежелательные эксцессы».

Совет психолога: «Доверие в семье возникает тогда, когда ребенок чувствует вашу искреннюю заинтересованность в его делах. Если вы раз за разом произносите дежурную фразу о сделанных уроках, ребенок понимает, что вопрос вам на самом деле неинтересен, и доверие к вам падает».

Папа Артема: «А я не знаю других преподавателей, времени нет бегать по кабинетам…».

Учитель: «Если вы почувствовали, что назревает конфликт с одним из предметников, сообщите сначала об этом классному руководителю. Возможно, ситуацию удастся разрешить на начальной стадии».

Совет психолога: «Любой конфликт имеет стадии развития. Если не заметить скрытый  этап его формирования, предотвратить следующие бывает невозможно. Будьте внимательны к своим детям».

Бабушка Никиты: «Усаживаю внука за домашние задания, и сама с ним сажусь, так дело быстрей идет».

Учитель: «Помогайте советом, но не готовым решением. Установите время выполнения. Например, вы говорите: «У тебя час на уроки! Минуты пошли!». Ребенок быстрее сконцентрируется и выполнит намеченное» (некоторые дети, наоборот, могут растеряться, когда ограничено время на выполнение задания. Правильным может быть научение ребенка самого планировать свой вечер и в т.ч. и подготовку домашнего задания с учетом расписания на следующий день, общего самочувствия, сложности предметов и объема заданий).

Совет психолога: «Формирование привычки выполнять домашнее задание происходит  в процессе ежедневного труда. Необходимо каждый день садиться за уроки в одно и то же время, и привычка будет сформирована».

Приложение №1

Памятка родителям

Способы снижения тревожности у пятиклассников:

  • Ваш ребенок неповторим, не стремитесь к сравнению его с другими детьми.
  • Если хвалите, то ребенок должен понимать, за что.
  • Помните, что воспитывают не словами, а примером, демонстрируйте уверенность в ситуациях!
  • Давайте посильные задания, ибо завышенные требования ведут к упадку сил и разочарованию.
  • Создавайте ситуацию успеха. Овладел очередным рубежом? Хвалите!
  • Не одергивайте  без повода, старайтесь делать меньше замечаний.
  • Наказывайте в крайних случаях, применяйте прием «отложенного наказания». Помните, что наказание — это не «стояние на горохе», оно не должно унижать.
  • Не рубите сук, на котором сидите: не подрывайте авторитет учителей своими замечаниями типа: «Ничего не понимает ваша учительница», и т.п. Так вы закладываете основы конфликта.
  • Наблюдайте за играми, в них проявляются профессиональные склонности, подбадривайте детей в полезных начинаниях.

Приложение №2

Анкета пятиклассника

Какие чувства ты чаще всего испытываешь в школе?

а) тревога, б) страх, в) спокойствие, г) радость

Какие новые предметы тебе легче всего даются? Перечисли от одного до трех.

По каким предметам испытываешь наибольшие трудности?

Какой кабинет в школе самый привлекательный для тебя?

Приложение №3

Пример протокола родительского собрания

Тема собрания: «Адаптация учащихся  5 «Б» класса  к новым требованиям в школе».

Цель:

  • дать понятие адаптационного периода и определить особенности его прохождения;
  • ознакомление с новыми требованиями образовательного процесса

Задачи:

  • проанализировать успеваемость класса, анкету пятиклассников;
  • ознакомить родителей с особенностями адаптационного периода в 5 «Б» классе
  • выработать общие подходы в решении проблем в семье и школе
     

Повестка:

  1. Доклад классного руководителя.
  2. Выступления предметников.
  3. Советы психолога.
  4. Вопросы родителей.
  5. Разное.

Резолюция:

  • Педагогам проводить консультации для родителей в определенное время не реже раза в месяц
  • Учителям начальной школы сформулировать рекомендации педагогического сопровождения детей, испытывающих большие  трудности в обучении
  • Организовать своевременное выявление проблемных и конфликтных ситуаций силами психолога и классного руководителя путем проведения анкетных опросов и бесед с учащимися.

Что же меняется при переходе в 5 класс?

Темп жизни. Новые условия требуют быстрого реагирования на возникающие ситуации, когда приходится встречаться со старшеклассниками, новыми учителями, выполнять требования во все возрастающем темпе (объем знаний и умений, необходимый для усвоения, резко возрастает). Увеличивается количество предметов и учебных часов.

Стиль жизни. Дети сами переходят из одного кабинета в другой. Этого требует кабинетная система обучения. Теперь нет «своей» парты и своего закрепленного места, как это было в начальной школе. Соседи также меняются, так как предметники могут пересадить учеников по своему желанию или требованиям образовательного процесса.

Учителя. Учитель начальных классов прощается с классом, и в жизни пятиклассников появляется новая «классная мама». В основной школе нет  такого контроля  за детьми, как в начальной школе. У учеников появляется не 1-2, а множество новых учителей.

Цели и задачи. Осознание своего места в мире, личных предпочтений и возможностей в разнообразных видах деятельности.

Более подробно читайте: Проблемы адаптации пятиклассников.

Виды дезадаптационного процесса у пятиклассников

— Эмоциональная – проявляется в тревожном поведении, в переживаниях по поводу школьных занятий, необъяснимом страхе перед учителем или одноклассниками.

— Поведенческая – ребёнок ведёт себя неадекватно: проявляет агрессию, недисциплинированность, часто становится зачинщиком конфликта.

— Интеллектуальная – характеризуется низким мотивационным уровнем относительно учёбы, нежеланием продолжать обучение.

— Коммуникативная – выражается в тревожном и замкнутом состоянии, которое не позволяет ребёнку эффективно строить взаимоотношения с взрослыми людьми и со сверстниками.

Почему необходимо говорить об адаптации с родителями?

Ребенок несет в семью все свои проблемы, а с переходом в 5 класс трудности удваиваются. Дети могут стать более раздражительными и капризными, наработанный авторитет «отличника» или «хорошиста» подвергается проверке другими учителями. Успех оказывается не столь очевиден, а вот трудности достижения поставленной цели налицо.

В 5 классе начинаются дисциплинарные проблемы, и резко падает успеваемость. Педагоги и психологи  обозначают эту тему так: «Проблемы адаптационного периода». Некоторые добавляют тезис о начале кризиса подросткового возраста. Хотя тут можно и не согласиться. До подросткового возраста еще года два.

Отношения учителей и учащихся, строившиеся на модели начальной школы, терпят существенные изменения. Происходит распад одной формы школьной жизнедеятельности и ее замена другой. Основные кризисные явления таковы:

  • спад учебной мотивации;
  • нарастание дисциплинарных трудностей;
  • рост тревожности;
  • дезориентация в жизненных ситуациях.

Собрание, где все родители явятся активными участниками, может  предполагать особую форму, например, «Круглого стола», или «Работа в группах». Опыт показывает, что родителей привлекают такие необычные варианты.

Важные аспекты психологической диагностики

Немаловажную роль играет диагностика адаптации пятиклассников. Методики, которые для этого применяются, призваны не только показать текущее состояние ребёнка, но и помочь в прогнозировании возникновения будущих проблем. Кроме этого, такие методики могут дать информацию о причинах, которые не дают успешно протекать адаптационным процессам.

Понятно, что все методики должен проводить специалист, имеющий психологическое образование. На основе проделанной работы он должен составить специальный документ-справку, под названием «Адаптация пятиклассников». Справка такого рода может включать в себя программу по изучению данного явления, перечисление использованных методик, а также интерпретацию с результатами и основные рекомендации учителям и родителям.

Психологу нужно помнить о том, что все методики должны быть валидны, то есть соответствовать возрастным особенностям детей, а также изучаемой проблеме. В противном же случае психолог получит искажённые результаты диагностики, его помощь в данном случае будет равняться нулю.

Роль родителей в адаптационном процессе

В начале учебного года учителям желательно провести специальное родительское собрание. Адаптация пятиклассников – это довольно многоструктурный процесс, который затрагивает все системы жизнедеятельности ребёнка. Поэтому на данном родительском собрании больше всего следует уделить внимания именно этой теме

Очень важно, чтобы классный руководитель смог грамотно донести родителям все нюансы и аспекты такого непростого процесса, как адаптация к среднему звену. Ведь именно от родителей зависит большая часть успешного протекания адаптации ребёнка

Родители должны знать, что в данный период ребёнку необходима их поддержка, в частности, безусловное принятие его самого и его действий. Не стоит слишком ругать ребёнка за проступки или за неудовлетворительную оценку. Гораздо лучше будет, если родители пойдут навстречу своему ребёнку и постараются помочь ему исправить ситуацию. Адаптация пятиклассников в школе будет протекать куда успешнее, если родители смогут создать для своего ребёнка чёткий режим дня и будут тщательно следить за его исполнением.

Читайте также: