Что такое сторителлинг и каковы его основные принципы

Наука, которая начала активно развиваться в последние годы, была предложена еще Дэвидом Армстронгом. Он разработал концепцию донесения важной информации до своих подчиненных с целью повышения эффективности их труда. Заложенный в основу психологический фактор позволяет все доступно рассказать слушателю на примере историй, примеров из жизни, анекдотов, это и объясняет, что такое сторителлинг. Его основные принципы — вызвать у человека образы и ассоциации.

Что такое сторителлинг?

Понятие и сфера применения

Сторителлинг сочетает в себе основные принципы психологического и управленческого воздействия, поэтому может применяться в различных сферах для эффективной мотивации. Термин, произошедший от двух английских слов «история» и «рассказывать», означает донесение до конкретного человека или группы людей определенной информации при помощи трогательных, смешных, реальных или выдуманных сюжетов. Эти рассказы должны вызвать у слушателя некоторые ассоциации, создать образы.

Сказание может содержать как реалии из жизни, так и абсолютно мистические и загадочные факты. Такое направление успешно применяется для неформального воздействия на человека.

Главное правило сторителлинга заключается в том, что, слушая рассказ, пользователь воспринимает его правым полушарием головного мозга. Информация обрабатывается, активирует работу этого важного органа и влияет на дальнейшее поведение субъекта.

Применение техники информационного воздействия актуально в различных сферах:

Понятие и сфера применения

  • для передачи жизненного опыта;
  • для формирования определенного отношения клиентов к компании и ее продукции;
  • при тренинге новых сотрудников;
  • для выработки корпоративных ценностей и повышения коммуникабельности;
  • при создании образа ценного руководителя;
  • в качестве маркетингового приема.

Сторителлинг успешно практикуется в различных областях бизнеса и в индивидуальной психотерапии. Его основой могут быть сказки, выдуманные на ходу истории, мистические персонажи, жизненные ситуации, а также анекдоты, метафоры и случайные фразы.

Правила построения

Каждый хоть раз сталкивался в жизни с ситуацией, когда было непонятно, как поступить. В большинстве случаев эта проблема решается звонком близкому другу, с которым случалась аналогичная ситуация. Это простейший пример того, как происходит сторителлинг. Усовершенствованная модель психологического воздействия на людей соответствует следующим принципам:

Правила построения

  • история должна быть эмоционально насыщенной, чтобы слушатель не заснул во время рассказа, а смог сопереживать и ассоциировать себя с главным героем;
  • используются только конкретные факты, реальные явления и события, никаких общих фраз и обобщений (эффективный способ воздействия на новичков, которые сталкиваются с чередой неудач в новой карьере и перенимают таким образом опыт более старших коллег);
  • в жизни персонажа обязательны перемены, которые для него очень важны, в противном случае тренинг теряет смысл;
  • в рассказе должны присутствовать четкие временные рамки и указано место произошедшего.

Правилами сторителлинга некоторые пользуются, даже сами того не замечая. Он присутствует в каждой семье: старшее поколение рассказывает потомкам истории из прошлой жизни, поучительные рассказы, чтобы оградить их от ошибок или мотивировать на конкретные поступки.

Техника рассказывания успешно используется журналистами, писателями, копирайтерами, которые описывают некие события, факты, образы. Читатель невольно проникается атмосферой того, что он читает, ярко представляет себе героев или описываемые предметы, места, пейзажи. Основной целью сторителлинга является привлечение внимания, поэтому неотъемлемым навыком для использующих его людей является ораторское искусство и вразумительная речь.

Читайте также: