Память: свойства, виды, как тренировать

Память является важным элементом в процессе познавательной деятельности. Успех развития человеческих способностей во многом определяется тем, насколько быстро он запоминает информацию и как скоро он может ее воспроизводить. Существует много способов для улучшения памяти.

Что такое память в психологии?

В психологии под памятью понимаются возможности человека, которые позволяют ему запоминать информацию, сохранять ее, затем уметь воспроизводить или же забывать при возникшей необходимости. Благодаря мнемоническим способностям человека становится возможным его перемещение в пространстве, ориентирование во временных границах и пр.

Каждая психологическая теория трактует понятие «память» исходя из своих особенностей. Например, в когнитивной теории она представляется в виде блоков и их трансформации, в результате чего становится возможным распознавание, понимание и т. д. Согласно теории бихевиоризма, свойства памяти зависят от возраста человека, его индивидуальных особенностей, объема поступаемой информации, частоты выполнения упражнений для тренировки и пр.

Как устроена память, свойства человеческой памяти и ее развитие

Чтобы понять, как работает память человека, ученые исследовали не только деятельность нейронов, но и воздействие на них различных веществ. Процесс запоминания происходит на молекулярном уровне. Он обусловлен синтезом такого вещества, как белок. Тот делает активными нейронные цепочки, находящиеся в некоторых отделах мозга. Процесс сильно зависит от генов. Когда человек вспоминает нужную ему информацию, начинает работать та же система нйронов, которая участвовала в ходе ее запоминания.

Разные участки мозга отвечают за разные виды запоминания. Например, человек может научиться играть на музыкальных инструментах благодаря функциональности теменной коры, а ездить на велосипеде в ходе активности гиппокампа. Этот же отдел отвечает за воспроизведение информации, полученной за недавнее время.

К мнемоническим свойствам относят точность воспроизведения, объем запоминаемой информации. Кроме того, особенностями данного психического процесса является скорость, с которой человек может запомнить нужные ему сведения, а затем воспроизвести или забыть их.

Мнемонические способности психики можно развить. Для этого существуют специальные техники. Залогом их удачного применения станет регулярность занятий.

Память: свойства, виды, как тренировать

Виды памяти в зависимости от этапов сохранения информации

В запоминании и воспроизведении сведений различного характера психические процессы действуют разным образом. Отличается и их интенсивность.

Оперативная память

Благодаря этому виду запоминания становится возможным процесс деятельности человека. На этом этапе данные сохраняются недолгое время, мозг не относит их к той информации, которую необходимо запомнить. Это обусловлено тем, что она нужна человеку только для того, чтобы выполнить некоторую операцию в момент деятельности. Например, чтобы понять текст, необходимо сохранить в памяти какое-либо количество прочитанных слов.

Оперативный отдел часто называют рабочим. При необходимости его объем увеличивают, ускоряют процессы запоминания. Для этого его следует постоянно задействовать. Например, в ходе чтения будет удаваться запоминать все большие отрывки текста.

Сенсорная память

Этот уровень запоминания еще называют мгновенным, определяют как рефлекторный или физиологический. На нем информация сохраняется тоже недолгое время, ее поступление обусловлено поступлением сигналов в органы чувств. Ученые лучше всего изучили слуховой и зрительный вид запоминания. Их важность для человека велика, например, благодаря сенсорному способу человек может воспроизводить мелодии, узнавать голоса и т. д.

Память: свойства, виды, как тренировать

Кратковременная память

Кратковременный вид относят к первому этапу, на котором происходит обработка сведений, необходимых для запоминания. Здесь в течение 30 секунд находится все, что привлекло внимание человека. Мозг начинает определять, что ему необходимо запомнить. Объем данного типа памяти невелик: 5-7 элементов в виде цифр, звуков, слов и пр. Если информация отнесена к разряду нужной, то она начинает повторяться, что увеличивает вероятность ее запоминания.

В случаях, когда нужно что-то запомнить, человек должен сконцентрировать свое внимание на объекте (не дольше 7 минут). Если произойдет сбой, то проявится эффект замещения. Он состоит в том, что на место запоминаемых данных поступят новые. Это приведет к безвозвратной потере первых. Ярким примером тому может служить подготовка студентов к экзамену, когда за короткий период необходимо запомнить большое количество сведений.

Прочность запоминания зависит от того, как долго поступившие данные находятся в кратковременной памяти.

Долговременная память

На данном уровне информация может храниться неограниченное количество времени и в большом объеме. Достичь этого возможно с помощью правильного запоминания. Оно заключается в том, что данные должны быть осмысленны, включены в повседневную деятельность и некоторым образом обработаны, например, иметь ассоциативные или смысловые связи.

Чем больше знает человек, тем легче он запоминает последующую информацию.

Существует проблема, связанная с хранением данных в долговременной памяти. Она заключается в том, что нужные сведения из нее нередко трудно извлечь. Это происходит из-за существования 2 уровней данного вида запоминания;

  1. Верхний. Здесь аккумулируются те знания, что часто используются человеком.
  2. Нижний. Тут хранится информация, к которой обращаются редко, поэтому мозг рассматривает ее как ненужную или незначащую для человека вовсе. Чтобы вспомнить нужные данные, иногда приходится применять специальные методы.

Память: свойства, виды, как тренировать

Виды памяти в зависимости от того, что мы запоминаем

Люди сталкиваются с самой разной информацией, которая оказывается в мозге разными путями. Специалисты выделяют формы запоминания исходя из того, какие процессы психики были задействованы.

Образная память

Наибольший объем имеет отдел памяти, который должен хранить образы, полученные с помощью органов чувств.

Зрение обеспечивает визуальную информацию, в т.ч. и в виде напечатанного текста. Речь людей, звуки природы, музыка проходят через слуховой канал. Тактильные ощущения человек получает посредством осязания, запахи — обоняния и т. д.

Картины происходящего вокруг поступают в мозг человека непосредственно после рождения, чему способствует образная память. Некоторые люди обладают особенным видом запоминания, благодаря которому могут детально воспроизвести то, что увидели, услышали или почувствовали.

Моторная или двигательная память

Эта способность была свойственна людям еще на заре эволюции. Человек часто не осознает, насколько важен для него моторный вид памяти. Благодаря ему он может не только заниматься спортом, танцевать, но и выполнять более простые действия, например делать записи в блокноте, наливать воду и пр.

Моторная память делает возможным обучение детей письму, овладение навыками шитья, лепки, рисования, вязания и т. д. Даже в процессе обучения детей ходьбе необходим этот способ запоминания.

Память: свойства, виды, как тренировать

Эмоциональная память

Часто человек мало придает значения воспроизведению чувств или эмоций. Однако без этого процесса жизнь людей утратила бы смысл. Эмоциональная память всегда связана с ассоциациями, т. е. воспоминание происходит при полном или частичном повторении того или иного события. Иногда, чтобы возникли эмоции, хватает одной детали. Однако в воспоминаниях они будут выражены менее интенсивно, чем в момент их получения.

Сведения, имеющие эмоциональную окраску, всегда запоминаются лучше.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид свойственен только человеку. Даже если животное запоминает какие-то слова, то только как звуковые сочетания, которые связаны с образом зрительного, слухового или обонятельного характера. Человеку же присущ процесс осмысления.

Наилучшим образом запоминание идет в процессе восприятия текста, а не отдельных слов. Логическая память относится к самым молодым видам психических процессов. Она требует осознанности, развить которую можно только целенаправленно.

Виды памяти в зависимости от того, как мы запоминаем

В мозг поступает большое количество сведений разного характера. Но для процесса запоминания необходимы некоторые усилия. В зависимости от того, насколько активизированы психические процессы, выделяют виды памяти по способу запоминания.

Непроизвольная

Непроизвольно на долгое время можно запомнить только ту информацию, которая обладает некоторыми важными характеристиками. К ним относят следующие:

  • необычность получаемых сведений, их яркость и сила, например громкие звуки, необычные картины и пр.;
  • данные, которые связаны с угрозами для жизни или имеют большую важность для человека или его близких;
  • сведения об увлечениях, работе, интересах людей или их потребностях;
  • информация, сопровождающаяся сильными эмоциями.

Такие данные будут запоминаться при минимальном количестве усилий.

Произвольная

Она активизируется в том случае, когда человеку необходимо запомнить нужную информацию. Часто она не особенно интересна, что затрудняет процесс ее сохранения. Для этого используется произвольный тип запоминания. Он основывается на применении специальных приемов, которые часто называют мнемотехниками. Они являются более эффективными, чем прием повторения, который требует много усилий, но сохраняет лишь 60-65% нужных сведений.

Память: свойства, виды, как тренировать

Основные функции памяти

Существует 4 основных функции памяти:

  1. Процесс узнавания.
  2. Воспроизведение имеющихся сведений. Сопровождается актуализацией нужных данных.
  3. Запоминание. На этом этапе происходит связь новых сведений с уже имеющимися.
  4. Сохранение. На неопределенное количество времени информация удерживается в мозге.

Как проверить свою память?

У людей какая-либо одна разновидность запоминания всегда развита более, чем другие. Часто на это влияет вид деятельности, которым занимается человек или же его индивидуальные особенности, например отсутствие слуха или слабое зрение. Определить, какой тип запоминания является доминирующим, можно с помощью различных тестов. Благодаря такому типу диагностики возможно узнать, есть ли какие-либо нарушения в данном психическом процессе, являющиеся следствием патологического характера.

Проверить свои возможности в запоминании можно посредством воспроизведения небольших прочитанных или прослушанных отрывков. Наиболее подходящий метод может подобрать специалист.

Для детей используют прием «10 слов»: в течение некоторого времени им показывают 10 слов, а потом закрывают написанное и просят воспроизвести. Чем больше ребенок запомнил, тем выше уровень его способностей к запоминанию.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Развитие мнемонических процессов способствует активизации мышления, концентрации внимания и пр. Развивать ресурсы для сохранения нужной информации можно посредством несложных приемов, например сделать список того, что необходимо купить в магазине и запомнить его. Номера телефонов, имена и фамилии рекомендуется заучивать, как можно реже обращаться к записям.

Существуют техники для тренировки запоминания. Применять их нужно к тому типу памяти, который развит менее других.

Развитие фотографической памяти по методу Айвазовского

Смысл упражнения сводится к тому, что на 1 объект следует смотреть 5 минут. После этого глаза закрывают и стараются представить рассматриваемый образ в голове как можно более детально. Иногда прибегают к способу зарисовки. Благодаря данной технике быстро развивается визуальная память, однако применять упражнение следует систематически.

Память: свойства, виды, как тренировать

Упражнение «Игра в спички»

Улучшить процесс зрительного запоминания можно с помощью следующего вида работы: на стол выкладывают 5 спичек и смотрят на них, затем отворачиваются и пытаются воссоздать их расположение на другой поверхности.

Упражнение «Римская комната»

Выполняют упражнение следующим образом: смотрят на изображение любой комнаты и стараются запомнить, как расположены предметы, какими деталями они обладают, формой, оттенками и т. д. Такой подход не только улучшит визуальный тип памяти, но и поможет сделать процесс запоминания более структурированным.

Полезное чтение на выходных

Улучшить возможности запоминания можно с помощью чтения и последующего пересказа. В процессе такой работы удастся не только сделать большим объем памяти, но и расширить словарный запас, развить мышление и активизировать различные психические процессы.

Выбирать следует литературу разного направления. Можно чередовать художественные произведения с научными статьями из журналов.

Память: свойства, виды, как тренировать

Развитие памяти у детей

Процесс запоминания у детей напрямую зависит от того, насколько развита речь ребенка. Каждый возраст характеризуется некоторыми особенностями, например, у детей 4 лет преобладает непроизвольный вид запоминания. В старшем дошкольном возрасте намечается переход к произвольному виду, благодаря чему ребенок может осваивать информацию самостоятельно.

Легче всего дошкольники фиксируют и сохраняют информацию, которая влияет на органы зрения и имеет эмоциональную окраску. У младшего возраста особенно развита механическая память. В ходе взросления ребенка наблюдаются мнемонические процессы, которые делают возможным улучшить психические навыки, заключающиеся в запоминании сведений самого разного характера и последующего их отображения.

Процессы запоминания информации напрямую зависят от того, насколько высоко мотивирован ребенок. Важно, чтобы дошкольник был заинтересован в работе. Она должна вызывать у него положительные эмоции.

Логическая форма запоминания у детей вырабатывается медленнее других видов. Однако это не мешает развитию психики дошкольников, поскольку компенсируется таким видом, как двигательная память. Постепенно в игры, обучение, коммуникацию следует вводить элементы, которые будут улучшать возможности логической формы запоминания. Если же их не использовать совсем, то это приведет к слабости произвольного вида сохранения информации.

Развитие памяти должно быть постоянным процессом. В школьные годы важно вырабатывать словесно-логическую память.