Талант: что это, признаки, как развить

Талантливые, одаренные люди вызывают чувство восхищения у окружающих. Некоторые индивиды необычными способностями наделены от природы, а другие открывают их в себе после долгой и упорной работы над собой — в результате постоянного самосовершенствования. Свой потенциал нужно постоянно развивать, иначе имеющиеся задатки пропадут понапрасну.

Что такое талант?

Талант — это врожденный навык, развивающийся по мере накопления опыта. Религиозные люди называют его «даром Божьим». Говоря о таланте, значении слова, следует вспомнить, что термин имеет греческие корни — так в древности называлась мера веса и денежного расчета. Таким образом, дар не нужно растрачивать впустую, вместо этого следует взращивать его и всячески приумножать.

Талантливый человек может делать что-то лучше других. При этом проявляться способности могут как у детей, так и у взрослых в разном возрасте. Так, Моцарт начал сочинять музыку еще в раннем детстве, а художник Ван Гог обнаружил в себе талант к изобразительному искусству будучи взрослым человеком.

В отличие от гениальности, таланты человека могут проявляться только в 1-2 сферах деятельности. Одаренные люди иногда даже не подозревают о своих неординарных способностях, которые могут неожиданно обнаружиться в тех или иных условиях.

Были случаи, когда детей в школе считали умственно отсталыми, но при создании других условий для обучения они показывали высокие результаты в какой-либо области науки или искусства. Большое значение имеет свежесть и новизна — чем менее «замылено» восприятие индивида, тем проще ему взглянуть на предмет изучения с другой стороны, обнаружить то, что никто раньше не замечал, сделать открытие в той или иной области.

Талант

Признаки талантливого человека

Талантливость выражается не просто в хороших результатах какой-либо деятельности, одаренные люди проявляют из ряда вон выходящие способности, которые не могут не заметить окружающие люди. Нередко такие личности относятся к своему увлечения со всей страстью, полностью посвящая себя любимому занятию.

Эти увлеченные люди оптимистичны и энергичны. Они бывают настолько поглощены идеей, пришедшей им в голову, что могут рассматривать ее в течение долгого времени, не замечая ничего вокруг. Талантливые люди могут быть как экстравертами, так и интровертами. Они способны вызывать недоумение у своего окружения, поскольку обладают одновременно природной скромностью и уверенностью в себе. Эти яркие индивиды готовы пожертвовать карьерой ради любимого дела.

Задатки, способности, одаренность, гениальность и талант — в чем разница

Задатки — это врожденная склонность к какой-либо деятельности, которая при создании благотворных условий может усилиться, а без должного развития начнет угасать до тех пор, пока совсем не пропадет. Так, человек с музыкальными задатками быстрее других обучается нотной грамоте и обладает прекрасным слухом или вокальными данными.

Гибкий и пластичный человек легко обучается танцам и гимнастике, показывает отличные спортивные результаты. Тем не менее наличие задатков не означает, что человек одарен — способности проявляются по-настоящему только в результате длительных тренировок.

Способности и таланты имеют много общего. Способности представляют собой психологические особенности личности, их отличительная особенность — индивидуальность. Эти черты отличают индивида от других людей. Человек со способностями быстрее других усваивает информацию, с легкостью приобретает новые навыки. Люди с соответствующими способностями быстро осваивают компьютер и начинают управлять автомобилем или другим транспортным средством.

Одаренность — главное условие для формирования способностей. Она начинает проявляться с самых ранних лет — маленькие дети испытывают сильную тягу к той деятельности, на которую они способны. Так, ребенок, склонный к художественному творчеству, проявляет себя следующим образом:

  • имеет развитое воображение;
  • обладает чувством прекрасного;
  • видит окружающий мир по-другому;
  • видит широкий спектр цветов, чутко улавливает любые колебания света;
  • имеет потребность самовыражения.

Сохранить талант и взрастить его в себе можно лишь при условии долгого и напряженного творческого труда.

Гениальность — наивысшая степень одаренности. Она позволяет создавать вещи, которые отличает новизна и уникальность. Гениальный человек способен на поистине продуктивный и созидательный труд. Гениальное творение восхищает, затрагивая души людей, воздействуя на их разум и чувства.

Талант

Классификация талантов

Исследователю Гарднеру удалось классифицировать таланты и способности, о своих исследованиях в данной области он написал в книге, выпущенной в 1980 г. Всего существует более 30 видов талантов, из которых наиболее выделяются лишь несколько.

Вербально-лингвистический

Данная способность позволяет своему обладателю ясно выражать собственные мысли, красиво их излагать, проявляя остроумие и показывая богатый словарный запас. Этим талантом обладают ораторы, журналисты, писатели, филологи и лингвисты, юристы. Типичный пример — Всеволод Овчинников, талантливый журналист, обладающий ярким вербально-лингвистическим даром, написавший большое количество очерков и литературных произведений.

В жизни талант проявляется как тяга к написанию рассказов, эссе, сочинению стихов. Такие люди активно пользуются приемами вербального и невербального общения.

Логико-математический

Этим талантом обладают математики и программисты. С детства эти люди интересуются числами, счетом, головоломками, ребусами. Таланты в математической сфере позволяют своим обладателям делать подсчеты в уме, решать сложные логические задачи, запоминать даты, пароли и номера телефонов. Личности с аналитическим складом ума умеют систематизировать данные, склонны к абстрактному мышлению.

Слуховой (музыкальный)

Музыканты и певцы обладают совершенным музыкальным слухом. Этот талант проявляется у композиторов, дирижеров, диджеев. У них присутствует чувство ритма, они улавливают любые мелодии, умеют запоминать их и различать тональность. Некоторые люди, виртуозно играющие на музыкальных инструментах, оказываются самоучками. Большинство людей в той или иной степени обладают музыкальными способностями и при желании свои таланты могут развивать.

Талант

Пространственный

Люди с хорошим пространственным видением могут стать художниками или архитекторами. Умение придавать архитектурным строениям необычную форму, создавать смелые конструкции, в реальность которых порой невозможно поверить, указывает на талантливость. Пространственное мышление свойственно дизайнерам.

Телесно-кинетический

Грация и пластика — основные черты людей, имеющих способности к танцам, балету, художественной гимнастике. Талант ребенка проявляется в умении управлять своим телом, физической выносливости, подвижности. Будущие легкоатлеты, боксеры, теннисисты, хоккеисты обладают хорошей физической силой и сноровкой. При условии постоянных тренировок эти люди показывают высокие результаты.

Эмоциональный (внутриличностный)

Внутриличностный талант позволяет человеку постоянно совершенствоваться. Такие индивиды уделяют много внимания своему внутреннему миру, любят оставаться наедине с собой и медитировать. В психологии к эмоциональным людям отношение неоднозначно: специалисты полагают, что такие личности много рефлексируют и замыкаются в себе. Но эти индивиды развиваются духовно, наращивая свой внутренний потенциал, добиваются успехов в личностном росте.

Межличностный

Межличностный талант помогает человеку налаживать связи с другими людьми. Чем талантливее он в общении, тем больше доверия к нему проявляют. Личность с лидерскими качествами может руководить коллективом, а получать благосклонность коллег ему помогает врожденная харизматичность. Люди с талантом эффективного межличностного взаимодействия обладают эмпатией, они всегда найдут подход к любому человеку.

Талант

Взаимодействия с природой

Особой чувствительностью к состоянию окружающей среды обладают агрономы и экологи. Флористы любят ухаживать за растениями и цветами, а ветеринары хорошо ладят с животными, интуитивно ощущают их потребности. Некоторым талантливым ученым, занимающимся изучением флоры и фауны, удалось сделать важные для всего человечества открытия. Так, британскому агроному Кэтлин Дрю-Бэйкер удалось доказать пользу водорослей нори и наладить их производство.

Как развить талант?

Человек должен развивать свой талант, долго и упорно работая над собой. Так, хороший голос и вокальные данные не принесут своему обладателя успеха, если он не будет заниматься — посещать музыкальную школу или ходить на уроки к преподавателю по вокалу. Талантливые личности должны постоянно оттачивать свое мастерство. Даже знаменитые певцы и музыканты помногу тренируются перед своими выступлениями. Талантливые кулинары и кондитеры могут совершенствоваться, отыскивая новые интересные рецепты приготовления блюд и придумывая собственные.

Обладая техническими способностями, можно заняться изучением программирования. Если человеку нравится фотографировать, улучшить свои навыки он может, посещая специальные курсы или просматривая обучающие ролики в сети. Обладающий чувством прекрасного человек способен стать стилистом или визажистом, изучая видеообзоры и посещая соответствующие мастер-классы.

Не талантливых людей не бывает — не жалея времени и сил на любимое дело, можно достигнуть самых высоких результатов. При этом не нужно бояться неудач и «опускать руки» при малейшем провале — упорство важно в любом деле.

Талант

Как воспитать талантливого ребенка?

Детство — лучший период для максимального развития заложенных природой способностей. Увидеть талант в маленьком ребенке можно, наблюдая за ним и отмечая те вещи, к которым он испытывает тягу. Дети с актерским талантом не боятся публичных выступлений, любят обращать на себя внимание, обладают подвижностью и пластикой, живой речью.

Обнаружив у своего ребенка призвание к чему-либо, родители должны предоставить ему все возможности для самовыражения — записать в соответствующий кружок или отправить в школу с особым уклоном. Но не нужно переусердствовать в этом деле, устанавливая для отпрыска слишком высокие планки и перегружая его сознание чересчур интенсивными установками. Ребенок может потерять интерес к занятию и перестать развиваться, став инструментом для удовлетворения амбиций собственных родителей.

Воспитывая одаренного ребенка, нужно прислушиваться к его желаниям, потребностям и интересам. Нагрузка должна быть постепенной — нельзя заставить маленького музыканта постоянно сидеть за инструментом, необходимо находить время для игр, развлечений и отдыха.

Читайте также: