Воображение: виды, формы, как развить

Воображение — это свойство психики создавать образы в сознании. Оно является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но оно может оказывать влияние на жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Что такое воображение в психологии

Каждый образ, воспроизведенный человеком, — это воплощение видоизмененной реальности. Мысленное представление является продуктивной деятельностью, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее человеком. Он не видел доисторических животных и летающую тарелку, мог не слышать шум морского прибоя и не вдыхать аромат альпийских лугов, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Образы воображения не всегда соответствуют действительности, в них может присутствовать вымысел, фантазия. Если в воображении возникают картины, в которых ничто или мало что соответствует действительности, то оно носит название фантазии, если обращены в будущее, его называют мечтой.

В психологии воображением называется один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое. Определение воображения в психологии можно сформулировать по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своем сознании, удерживать его образ.

Воображение

Функции воображения

Человек без воображения — редкость. В нашем окружении всегда найдутся люди прагматичные и приземленные, их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами, но говорить о том, что у них нет творческого мышления и фантазии, нельзя. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в спящем состоянии. Такие люди не используют творческие возможности головного мозга. Способность воображать дает возможность быть индивидуальным и выделиться из серой массы.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с памятью, мышлением и восприятием. Связь мышления и воображения дает возможность найти выход из тяжелых жизненных ситуаций, решить задачи с неопределенными условиями. Если необходимо воспроизведение ситуаций из прошлого опыта, то человек находит в памяти образы, сохраненные им ранее.

Создание мысленных образов предшествует итогу каждой деятельности, становясь стимулом для творческого процесса. Но функции воображения не только в этом, в психологии выделяют 5 его задач:

  1. Прагматическая — для решения практических проблем.
  2. Психотерапевтическая — для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов. Например, эффект плацебо является яркой иллюстрацией этой функции воображения.
  3. Познавательная — регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания. Человек часто проговаривает в уме слова, прежде чем произнести их, а вспоминая какой-то факт, мы пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т. д.).
  4. Планирование деятельности.
  5. Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.

Это явление можно различать не только по выполняемым функциям, есть еще и различные виды воображения.

Виды воображения

Согласно классификации воображения, в психологии выделяют произвольное и непроизвольное воображение (активное и пассивное), продуктивное и репродуктивное.

Активное

Пользуясь этим видом, человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. Этот вид воображения является тем инструментом, который позволяет человеку сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.

Воображение

Пассивное

Пассивное воображение еще называется непроизвольным. Это самый простой вид, который заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое и контроль над течением представлений небольшой. Он встречается у детей младшего возраста. Делится на преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное создает образы, не связанные с волей. Эти образы называются грезами. В них наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от действительности, уходу в выдуманный мир, это начинает тормозить психическое и социальное развитие.

Непреднамеренное — наиболее простая форма воображения, это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий со стороны человека, например интересная лекция вызывает яркое непроизвольное мысленное представление. Оно наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Продуктивное

Продуктивное, или творческое, воображение — новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности. Приемами творческого воображения пользуются ученые, люди искусства. Благодаря воображению дизайнер представляет образ будущего костюма, ученые генерируют гипотезы.

Репродуктивное

Это воссоздающее воображение. Оно представляет собой способность человека представить себе нечто по описанию. Те, кто увлекаются художественной литературой, читая произведение, воспроизводят в соображении события, страны, героев, о которых идет речь в книге. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.

Формы воображения

Образы, возникающие в голове, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о явлениях и объектах. Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы. Формы воображения подразделяются на мысленные эксперименты, фантазии, мечты, грезы, сновидения.

Мысленные эксперименты

Мысленный эксперимент — это процесс познания, с помощью которого в человеческом сознании осуществляется отражение действительности. Этой формой пользовался Карл Маркс, когда сделал вывод, что коммунизм победит лишь в случае одновременного его принятия во всех странах мира.

Воображение

Фантазии

Фантазии — форма мыслительного представления, которая не имеет ничего общего с действительностью, но не исключает возможный переход в реальность. Она изменяет картину действительности, которая уже есть в сознании, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. В этом инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность.

Ярким примером могут служить научно-фантастические произведения Ж. Верна, предсказавшие появление телевизора и подводной лодки задолго до их изобретения. Фантазия не должна полностью отрываться от правды жизни, потому что она порождается реальностью. Для этого у фантазии есть противовес — логика, мышление.

Продукты фантазии могут использоваться в диагностике личности. Например, при прохождении теста «Несуществующее животное» человеку нужно изобразить на бумаге выдуманное животное и дать ему имя. Анализ результатов позволяет выдвигать предположения о психических особенностях личности, ее творческом потенциале, возможных нарушениях психических процессов.

Мечты

Мечта — создание желаемого образа будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности какой-то личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. В отличие от непроизвольных грез, мечтание представляет собой осознанную мыслительную работу. Сначала в уме человек воссоздает образы целей, а затем находится в поисках способов воплотить их в жизнь.

Мечтание может быть не только полезным, но и вредным. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Когда мечта потенциально приближена к реальности, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта — стимул к активным действиям и быстрому развитию лучших качеств индивида.

Грезы

Грезы это форма воображения в виде образа недосягаемого и несбыточного будущего. Грезы — нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего идеализируемым будущим. Грезы и мечты занимают большую часть времени, особенно в юности. В большинстве своем грезы являются приятными размышлениями о будущем, но у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивность.

Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Воображение

Сновидения

Сны можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Какую роль они играют в человеческой жизни, еще не установлено, хотя во снах человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут реализоваться в жизни. В сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Воображение и творчество

Существуют разные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Процессы воображения являются частью каждого из видов творчества. Ученому способность воображать помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Велика роль воображения в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта, глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями. Свойства воображения — предвосхищать то, чего еще не существует, обуславливают возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса.

Существуют следующие этапы творческого воображения:

  • возникновение творческой идеи;
  • вынашивание замысла;
  • реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

  • агглютинация — «склеивание» различных, в простой жизни несоединимых, качеств, частей;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных его частей;
  • схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Способность воображать, как и вдохновение, не поддается контролю и не может работать по заказу. Кому-то дано генерировать большое количество ярких идей, а другой с трудом может выдавить из себя банальность. Архимед открыл закон гидростатики, погрузившись в воду, но это не значит, что при купании мы все как один совершим научные открытия. Причиной был не процесс принятия ванны, а гениальные свойства мыслительного представления Архимеда.

Воображение

Как развить воображение

У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. От степени развитости воображения зависит яркость представлений, новизна преобразованных идей. Сильная способность фантазировать и воображать является неотъемлемой чертой художников, писателей, скульпторов, режиссеров.

Формирование воображения начинается в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. Современная педагогика делает большой акцент на развитии в младенческом и младшем дошкольном возрасте способности различать и сопоставлять образы, а также производить манипуляции с предметами. Развитие мелкой и крупной моторики происходит параллельно с развитием умения оперировать образами. Нарушения воображения делают жизнь менее яркой и эмоциональной.

Онтогенез воображения опирается на развитие способности представления. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений. Важную роль в развитии воображения имеют:

  • всемерное увеличение запаса представлений;
  • развитие способности сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слушать его внутренним зрением и слухом;
  • развитие способности инициативного воображения;
  • активная помощь со стороны, когда возникает нарушение.

Не следует упускать ни одного случая, в котором есть применение творческому воображению. В результате такой активной работы способность воображать будет все более и более совершенствоваться.

Игры на развитие воображения у ребенка

Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Способность воображать формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. Для развития воображения у детей можно использовать следующие игры:

  1. Закорючки. Следует нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и выиграл.
  2. Оживление предметов. Нужно представить себя новой шубой, потерянной варежкой, варежкой, которую вернули хозяину, рубашкой, брошенной на пол, аккуратно сложенной рубашкой.
  3. Новое назначение предмета. Дети сидят в кругу, ведущий пускает по кругу какой-то предмет (старый утюг, зонтик, пакет, газету). Каждый придумывает этому предмету новое назначение. Например, утюг можно использовать как гирю, как приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения.
  4. Отгадывание теней. Один из игроков садится вблизи светлой, по возможности ничем не заставленной стены, лицом к ней. Сзади в нескольких шагах устанавливается свеча или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходить между спиной сидящего и лампой. Тень должна быть максимально резкой. Сидящий, не оборачиваясь, по тени должен угадать, кто прошел у него за спиной. Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тень.
  5. Гений фантастики. Игроки должны придумать сюжеты, как можно более нереальные. Темой может быть все что угодно. Победителем будет тот, кто придумал наименее правдоподобную историю.
  6. Рисуем музыкальные картинки. Включается музыка. Дети на листе рисуют разноцветные фигурки, которые ассоциируются с музыкой.

Хорошее упражнение «Сочиняем сказки сами». Для его выполнения играющие делятся на команды. Ведущий раздает командам листы бумаги и карандаши. Задача каждой команды — за 5-6 минут придумать юмористическую сказку, начинающуюся словами «Жили были…» и заканчивающуюся восклицанием «Ну надо же!»

По происшествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, участием в представлении остальных ребят. Игроки могут зачитать и сразу же проиграть сказку или перевести ее на язык жестов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *