Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Порой психически здоровые люди могут утратить душевное равновесие. Не всегда удается самостоятельно справиться с нахлынувшими проблемами.

Для таких ситуаций существует профессиональная помощь — психологическое консультирование.

Что такое психологическое консультирование

Среди распространенных практик в области психологии можно выделить: тренинг, терапию, коррекцию, диагностику, профилактику, консультирование.

О консультировании впервые стали говорить в 1951 году на конференции в США. Ему отвели область психологических проблем людей, у которых отсутствуют соматические и психические заболевания.

Цели и задачи психологического консультирования отличаются от психотерапии и психокоррекции:

  1. Оно применяется более широко, чем клинические практики. С его помощью решают вопросы личности и семьи. Консультационные методики используют в менеджменте на производстве и в образовании.
  2. В отличие от психотерапевтических методов, основанных на воздействии на глубинные уровни бессознательного, психолог в основном имеет дело с ситуационными проблемами, которые решаются клиентом сознательно.
  3. Субъект находится в состоянии нести полную ответственность за свою жизнь, и консультант работает с ним через диалог. Специалист ориентируется на активизацию внутренних ресурсов личности, добиваясь от нее более вариативного поведения, способствуя выработке новых подходов и навыков.

Консультант более свободен, чем терапевт, в выборе профессиональных моделей.

Основы консультирования

Психологическая консультация основана на принципах гуманистической философии и интегральном восприятии личности.

Законы и правила, цели и ценности индивидуальной системы координат клиента, его убеждения и картина мира являются тем материалом, с которым работает консультант-психолог.

Результатом, подтверждающим истинность выбранной методики, считают: отсутствие эмоциональных симптомов напряжения и дискомфорта, исчезновение психологических трудностей в межличностных отношениях и деятельности субъекта, который обратился за помощью.

Отношения с окружающими, особенности поведения личности в недалеком прошлом и сейчас, ее непосредственное психическое состояние служат источниками данных для психодиагностики.

Работая с человеком, психолог:

  • чаще всего проводит с клиентом небольшое время — 5-6 встреч;
  • влияет на поведение субъекта прежде всего через изменение его установок на других людей, характер и формы взаимоотношений с ними;
  • целью консультаций является устранение укоренившихся в мышлении вредных стереотипов обработки информации, восприятия и реагирования;
  • отношения клиент-консультант представляют собой осознанное взаимодействие, когда субъектом принимаются самостоятельные решения, чтобы изменить собственную личность;
  • для осуществления своих функций по исследованию проблемной сферы человека психологу требуется атмосфера доверия.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Виды консультирования

Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.

В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:

  1. Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
  2. Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
  3. Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
  4. Личностное. Индивидуальные интимные вопросы — сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.

По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:

  • заочное (дистанционное) и контактное (очное);
  • групповое и индивидуальное;
  • психолого-педагогическое и деловое;
  • проблемное и кризисное.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Этапы психологического консультирования

В ходе интервью межличностное взаимодействие разделяется на отдельные фазы — в зависимости от механизма и закономерностей развития динамики диалога.

Консультативная психология разработала несколько моделей проведения беседы специалиста с клиентом, но основная структура общения в них сохраняется.

Подготовительный

Перед началом работы с человеком психолог изучает имеющиеся о нем сведения. Информация берется из журнала регистрации, учитывается мнение того, кто принимал заявку.

Кроме этого, могут иметься данные о прошлых посещениях клиентом консультации, записи специалистов, которые беседовали с ним ранее.

Некоторые сведения можно почерпнуть из социальных сетей, от общих знакомых. Если встреча проводится в организации, то дополнительную информацию собирают от руководства и партнеров по трудовой деятельности.

На первом этапе специалист обобщает имеющиеся данные, разрабатывает план беседы.

Настроечный

Индивидуальное консультирование — процесс, требующий установления доверительных, располагающих к сотрудничеству и взаимопониманию отношений.

Специалист должен уметь создать атмосферу, в которой клиент чувствует себя в безопасности. С этой целью психолог знакомит субъекта с общим планом разговора, выстраивает рациональную основу взаимодействия.

Обратившемуся за помощью человеку разъясняют психологические механизмы, структуру и цели консультирования. Это создает дополнительную мотивацию к изменениям, вовлекает субъекта в осознанную работу.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Диагностический

Требующие разрешения проблемы и конфликты, психологические трудности часто не ограничиваются вопросами, которые поставил себе клиент.

Выбирая направления диагностики, консультант должен уметь отличать проекции субъекта от имеющихся в действительности фактов, но вместе с тем не вносить свои необоснованные догадки в ситуацию.

На этом этапе выделяется структура затруднений личности, определяются проблемы, которые она может решить самостоятельно, а также наиболее уязвимые стороны внутреннего мира клиента, которые порождают драматичные последствия для человека. Выявление связей такого рода — основная задача диагностики.

Разработчики методики выделяют 3 приоритетных цели отведенного для диагностирования времени:

  1. Создать нужную атмосферу и внимательно выслушать «исповедь» человека.
  2. Выделить наиболее важную проблему и помочь клиенту ее осознать.
  3. Сформулировать ясную и точную задачу, которую будут решать психолог и субъект в процессе встреч.

Профессиональный подход предполагает, что в процессе беседы будет выведен в сферу сознания субъекта часто нечеткий и неопределенный образ желаемого будущего, прояснены жизненные цели и ценности личности консультируемого.

Важно, чтобы оценки, взгляды, жизненные представления и действительные намерения нуждающегося в помощи человека были им осмыслены и вербализированы. Клиент должен четко представлять, что будет, когда проблемы разрешатся.

Такое переструктурирование внутреннего пространства субъекта станет первым шагом к улучшению ситуации, позволит ему многие трудности психологического плана разрешать самостоятельно. От психолога требуется стимулировать компенсаторные, адаптивные и творческие способности личности, а также оказывать эмоциональную поддержку.

Рекомендательный

Психологический консалтинг ставит своей задачей поиск и выработку совместно с клиентом альтернативных подходов к жизненным трудностям. На первый план могут выйти решения, которым человек всегда предпочитал другие варианты поведения.

При обращении к специалисту субъект находится в тупиковой, по его мнению, ситуации. Доверительный разговор с психологом помогает изменить точку зрения на проблемы, отступить от жестко заданных схем мышления и восприятия.

После визита к консультанту люди часто меняют свое отношение к происходящему, пересматривают диапазон приемлемых способов эффективного и конструктивного взаимодействия с окружающими.

Когда человек начинает руководствоваться более прогрессивными установками, его поведение становится более вариативным, пластичным и гибким. Он приобретает возможность в меняющихся обстоятельствах использовать наиболее адекватные способы реагирования.

Исследования поведенческо-когнитивной психологии показали, что для социально-психологической адаптации в современном европейском городе в репертуаре человека должно быть около 600 образцов и алгоритмов поведения.

Люди, в условиях быстро меняющейся реальности с постоянно усложняющимися коммуникативными связями, вынуждены в течении всей жизни вырабатывать новые способы совладения со стрессом, формы переживания, варианты реагирования и поведения.

Рекомендации психолога должны:

  • содержать детальный план самостоятельные работы клиента;
  • предлагать действенные способы разрушения болезненных стереотипов восприятия и мышления;
  • вовлекать субъекта в деятельность по созданию творческого и гибкого подхода к взаимоотношениям с окружением.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Контрольный

Заключительный этап работы консультанта состоит в создании обратной связи с клиентом с целью получения достоверной информации о результатах процесса изменений.

Для этого теория дает следующие рекомендации:

  1. Психолог должен проанализировать полученные данные и оценить, насколько его рекомендации способствовали изменению жизненной ситуации обратившегося за помощью человека.
  2. На основе собранной информации принимается решение о коррекции выбранных способов действий, вырабатываются дополнительные указания и советы.
  3. Консультанту следует мотивировать клиента на самостоятельную активность, усиливать и стимулировать ее.
  4. Необходимо включить выводы и знания, которые получены субъектом через совместную с психологом деятельность, в постоянную структуру повседневного существования, чтобы закрепить результаты и не допустить их утраты в дальнейшем.

После того, как результаты предыдущих достижений закреплены, даже простое планирование очередного шага может являться большим стимулом к дальнейшим положительным преобразованием.

Методы консультирования

Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.

Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие каких-либо оценок со стороны специалиста. Он не позволяет себе истолковывать вслух скрытые мотивы и намерения собеседника, упрекать в ошибках или сбивать того с мысли.
  2. Психолог показывает принятие и понимание эмоций и чувств субъекта, отражая его переживания при помощи специальных приемов общения.
  3. Методика позволяет профессионалу испытывать те же мысли и чувства, что и клиент, отождествиться с ним на какое-то время, встать на его место, вникнуть в ситуацию.
  4. Приемы подстройки к дыханию, позе и движениям, использование одинаковых с собеседником репрезентативных систем при разговоре, делают возможным создать обстановку доверия, и вызвать дополнительную искренность субъекта.

Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.

Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:

  • демонстрировать направленным на собеседника доброжелательным взглядом, позой и жестикуляцией свою заинтересованность в том, что тот говорит;
  • задавая вопрос, повторять часть фразы собеседника теми же словами, или несколько переформулировав ее;
  • постоянно поддерживать беседу своими реакциями — подтверждающими внимательность кивками, словами «да-да», «я понял», «это интересно», «продолжайте».

Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался — организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.

Наблюдение за невербальным поведением клиента, владение языком жестов и поз может помочь консультанту получить много дополнительной информации. Наблюдательность тренируется подобно другим навыкам.

Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.

Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:

  • свободным — когда в рамках общего плана вопросы варьируются относительно особенностей клиента;
  • стандартизированным частично — четкая стратегия и гибкая тактика;
  • стандартизированным — когда вопросы и порядок проведения однозначно указаны.

Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации — беседу.

Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.

Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.

Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:

  1. План вопросов, с помощью которых детализируются имеющиеся сведения и осуществляется побуждение личности к дальнейшему углубленному самоанализу.
  2. Техники успокаивания и ободрения, они нужны для создания доверительной атмосферы.
  3. Обобщения и перефразирования — дают клиенту лучше осознать свои мысли, установки и убеждения.
  4. Отражение чувств — сообщают субъекту, что консультант заинтересован в познании его внутреннего мира.
  5. Молчаливые паузы — помогают обратившемуся за помощью человеку глубже погрузиться в себя, увидеть собственные проблемы с разных точек зрения, оценить свои ценности, установки, чувства и реакции.
  6. Сообщение информации и интерпретаций — нужно для улучшения понимания клиентом ситуации, провоцирования его на вопросы. Они требуются, чтобы выводить в сознание субъекта все новые детали и уровни проблем.
  7. Порой психолог прибегает к умышленной конфронтации — с целью определения привычных приемов психологической защиты клиента и демонстрации ему их положительных и отрицательных сторон.

Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Техники психологического консультирования

Существуют подходящие техники для любых этапов взаимоотношений специалиста и нуждающегося в помощи субъекта. С виду незначительные вариации поведения консультанта способствуют более быстрому установлению подходящих связей:

  1. Когда профессионал проводит клиента к предназначенному месту, он сначала следует впереди, а перед дверью пропускает того первым.
  2. Чтобы настроить человека положительно, специалист по общению устанавливает раппорт — специальным образом производит благоприятное впечатление, используя для этого выражение лица, позу, жестикуляцию, управляя зоной общения.
  3. Ненавязчивая спокойная музыка, возможность некоторое время побыть одному и привыкнуть к обстановке раскрепощают клиентов, снимают психологические барьеры.
  4. При формулировании рекомендаций консультант старается не использовать директивную манеру общения, заменяя ее разъяснениями, убеждением, предоставлением клиенту информации и советами.

Особенности консультирования детей у психолога

Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.

Отличия при работе с детьми:

  1. Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми. Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
  2. Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
  3. Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.

Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.

Нередко работа с ребенком превращается в семейную терапию, т. к. семья играет существенную роль в обучении и воспитании.

Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Условия результативности консультаций у психолога

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно становится действенным, если сочетаются ряд факторов:

  1. Специалисты рассматривают проблему всесторонне, не делают акцент на решении сиюминутных задач, которое чаще всего имеет временный эффект. Психолог должен ориентироваться на разрешение глубоких внутренних конфликтов.
  2. Квалификация консультантов позволяет создать атмосферу доверия и установить отношения, которые позволяют получить всю требуемую информацию о проблемах и внутреннем мире клиента, использовать методы воздействия, которые требуются для достижения нужного результата.
  3. Обратившийся за помощью человек ведет себя благоразумно и дисциплинированно: посещает все встречи, выполняет самостоятельную работу в нужном объеме, выдает достоверную информацию о своих состояниях.
  4. Методики воздействия и структура консультации построены в расчете на индивидуальные особенности личности клиента.
  5. Психолог не в состоянии выполнить работу за клиента. Поэтому мотивировочная часть остается наиболее важной для всей консультационной работы.

Этика в психологическом консультировании

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование невозможно без атмосферы доброжелательности и безопасности для клиента.

Опыт работы терапевтов и психологов содержит рекомендации по этической стороне вопроса:

  1. Разделение профессионального и личного. Нежелательным явлением считаются производственные, родственные или дружеские отношения между клиентом и консультантом.
  2. Специалист не должен действовать вместо клиента. Готовые решения в текущих ситуациях, прямые советы о том, что делать в каждом данном случае, выходят за рамки профессиональной этики консультантов.
  3. Психолог не должен ставить общественные ценности выше интересов человека, который обратился к нему за помощью. Оценка действий субъекта с уровня общей морали не позволит тому быть открытым и раскрепощенным.
  4. Недопустимы также оценки со стороны самого специалиста. Этика профессии предполагает, что клиента воспринимают таким, какой он есть.
  5. Строгая конфиденциальность встреч. Никакая информация не должна выйти за рамки отношений клиента и психолога.

Можно ли консультировать друзей и родных

Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:

  1. Переживание за состояние знакомых людей мешает психологу воспринимать ситуацию объективно, эмоции — плохой советчик.
  2. В случае если проблема усугубится, не исключено, что виноватым в исходе дела посчитают человека, который опрометчиво давал рекомендации. Причем это может случиться вне зависимости от того, следовал ли консультируемый советам, или нет.
  3. Возможно, что специалист совершит ошибку. Последствия ему будет трудно воспринять профессионально — сделать выводы и продолжать работать.

Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.

Читайте также: