Логоритмика для детей. Логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением
Что же такое логоритмика? Это специальная система упражнений двигательного характера, в которой движения сочетают с произношением различных фраз и разработанных речевых материалов.
Логопедическая ритмика или логоритмика для малышей представляет собой активную терапию, которая дает возможность преодолеть речевые и сопутствующие им нарушения. Происходит это за счет развития, корректировки речевых и неречевых психофункций, что в результате позволяет адаптировать человека к его внутренним, а также важнейшим внешним условиям существования.
Особенности и функции
Логоритмику широко используют для самых маленьких пациентов, для детей 2, 3 лет. Даже в год или 2 уже можно смело заниматься с ребенком. Проводят занятия не только в ДОУ или школах, но также самостоятельно дома.
Разумеется, занятия по логоритмике для детей в два, три, четыре, пять или семь лет отличаются по сложности и особенностям выполняемых упражнений. Дети 3 лет уже могут самостоятельно произносить фразы, в то время как для самых маленьких упражнения подразумевают активное участие родителей, которые помогают им.
Логоритмика для малышей основана на ритме и ритмических движениях. С их помощью происходит активизация деятельности мозга. Вот почему логоритмику для детей 3-4 лет рекомендуется проводить постоянно. Поскольку логопедическая ритмика представлена в виде развлечений, то подобные занятия малыши воспринимают позитивно и с удовольствием занимаются развитием правильной речи и не только.
Двигательная активность влияет на развитие речи. При этом движения формируются при непосредственном участии речи. Речь — это один из главных инструментов в выполнении двигательно-пространственных задач.
Логоритмика для детей 6 лет, как и для детей 2 лет, основана на ритме речи. Подобные логопедические занятия для детей проводятся при непосредственном участии фраз в стихотворных формах.
Специалисты, да и просто родители, занимающиеся с малышом самостоятельно, могут применять стихи, поговорки, пословицы. Такие логоритмические занятия способствуют правильному развитию и при необходимости коррекции.
К основным функциям логоритмики относят:
- развитие правильной координации;
- развитие тонкой детской моторики;
- развитие общей моторики;
- выработка темпа речи;
- выработка ритма дыхания;
- развитие слуха;
- развитие речевой памяти;
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие сенсорики;
- формирование чувства равновесия;
- формирование правильной осанки и походки;
- развитие грации.
Специалисты рекомендуют проводить соответствующие занятия с самого раннего возраста. Конечно, многие могут использовать логоритмику для детей 4 5 лет, однако чем раньше начнется работа, тем больших успехов вам удастся достичь. Не обязательно занятия должны проводиться специалистом и в специализированных учреждениях. Самыми лучшими учителями являются родители. Логопедическая ритмика не такая сложная в освоении, что открывает широкие возможности для родителей, которым важно получение всех тех преимуществ и свойств логоритмики, которые были описаны выше.
Логопидическая ритмика играет непосредственную роль в системе комплексных методов коррекционной работы с малышами дошкольного возраста. Главная цель, которую преследует логоритмика для дошкольников — это нормализация нарушенной двигательной функции, неправильной речи, дыхания, чувства ритма, голоса, темпа и интонации.
Достигаются поставленные цели путем преодоления имеющихся речевых или двигательных нарушений за счет сочетания специальных двигательных, а также разработанных речевых упражнений, где большую роль играют слова и музыка.
Задачи логоритмики
Логоритмические упражнения, проводимые для детей 3 лет или даже шести и 7 лет в детском саду и школах, направлены на выполнение нескольких основных задач. Во многом успешность такой игры обусловлено участием в ней музыки, поскольку это позволяет расслабиться, раскрепоститься и проявить свои эмоции.
Одинаково успешно проводится логоритмика для малышей дошкольного возраста и при работе с детьми в шесть и более лет. При этом задачи, которые преследует логопедическая ритмика, остаются неизменными:
- формируется правильное дыхание;
- развивается необходимый навык ориентации в пространстве;
- развивается фонематический слух;
- вырабатываются четкие движения и координация, взаимосвязанные с речью;
- развивается моторика;
- корректируются и развиваются чувства ритма и музыки.
Вы уже знаете, что такое логоритмика. Но кому она будет полезна? На самом деле логоритмика для детей любого возраста одинаково полезна. Подобные занятия рекомендуется проводить всем, кто столкнулся с задержкой развития детской речи, нарушениями при произношении разных звуков, заиканием и прочими проблемами.
Как показывает практика, регулярные логоритмические занятия приводят к достаточно быстрому получению желаемых результатов и изменений.
Также многочисленные наблюдения наглядно доказали, что путем логоритмических упражнений можно нормализовать детскую речь вне зависимости от того, с каким именно речевым нарушением он столкнулся.
Плюс ко всему, данные занятия не просто помогают нормализовать речь с дефектами, но также положительно повлиять на эмоциональное состояние, научить общаться с другими детьми, завести друзей, адаптироваться к активной социальной жизни.
Многие родители переживают относительно того, что их чада до сих пор не разговаривают, хотя возраст уже более чем наступил. Это достаточно распространенное нарушение, исправить которое помогут специальные логоритмические упражнения. В данном случае первые занятия лучше провести со специалистом, который даст необходимые рекомендации, наглядно продемонстрирует оптимальные упражнения и поможет родителям самостоятельно заняться решением проблемы задержки речи. Вовсе не обязательно быть сертифицированным специалистом, чтобы с собственным малышом заниматься упражнениями по логоритмике.
Как проводятся занятия?
Во многом структура занятий зависит от того, с какой именно проблемой столкнулся ребенок. Обычно деток делят на несколько групп, что позволяет заниматься отдельно с каждой проблемой.
Примечательно, что специальные логоритмические упражнения необходимы не только для исправления нарушений. Их задача — это профилактика, то есть предотвращение формирования нарушений. По мере взросления и развития, ребенок может столкнуться с теми или иными проблемами речи, которые сложно контролировать родителям. Чтобы этого не допустить, во всех дошкольных учреждениях рекомендуется проводить регулярные занятия по логоритмике. Увы, мало какие дошкольные образовательные учреждения занимаются подобными вопросами, потому родителям стоит задуматься о посещении их ребенком специальных курсов, либо обучиться навыкам логоритмики в домашних условиях.
Главной особенностью проведения занятия является то, что все упражнения проводят по принципу подражания. Во время упражнений рекомендуется сажать детей по кругу или полукругу, чтобы иметь непосредственный контакт с воспитателем.
Логоритмику применяют как оздоровительную технику занятий с детьми, поскольку она способствует общему развитию, предусматривает гимнастические упражнения для голоса, глаз и органов дыхания. Если занятия проводятся в ДОУ, даже детям без речевых нарушений будет полезно посетить подобные мероприятия. К тому же, логоритмика помогает в раскрытии талантов, особенно это касается талантов пения.
Как видите, логоритмику следует рассматривать как многофункциональную систему упражнений, направленную на всестороннее развитие ребенка и устранение имеющихся дефектов.