Процесс формирования акцентуаций характера, их влияние на поведение в подростковом возрасте


Подростковый возраст считается одним из самых трудных и кризисных периодов жизни человека. И это неудивительно, ведь именно в это время впервые появляются вопросы о смысле жизни, устанавливаются приоритеты и формируется характер, который станет основой зрелой целостной личности в будущем.

Акцентуации характера в подростковом возрасте проявляются особенно ярко, это может послужить причиной социальных и межличностных проблем, спровоцировать девиантное поведение или даже стать предпосылкой для развития психопатии.

Процесс формирования характера


Редкий родитель подростка может смело заявить, что у него нет проблем во взаимоотношениях с ребенком. Большинство взрослых отмечают перемены в характере и поведении своего чада с наступлением подросткового периода, причем далеко не всегда эти перемены радуют родителей. Из-за непонимания причин, по которым их ребенок вдруг «испортился», многие мамы и папы неправильно реагируют на эти изменения. Они либо полностью отстраняются от проблемы воспитания и даже закрывают глаза на девиантное поведение, надеясь, что все пройдет само собой, либо, наоборот, применяют крайне жесткие меры контроля и наказания. Исследование, проводимое в различных социальных группах подростков, выявило, что частота акцентуированных характеров встречается у 33–88% лиц. Обычно акцентуированные черты можно заметить в детском возрасте, а уже в подростковом периоде характер формируется полностью. Следует осознавать, что для каждого отдельного подростка с его особыми акцентуированными чертами необходимо применять такую стратегию воспитания, которая предотвратит переход крайней, но все же нормальной черты в патологическую. Правильная реакция родителей на своего ребенка с большой долей вероятности может поспособствовать сглаживанию острых черт его характера, что позволит подростку в будущем нормально адаптироваться в социуме.

Предпосылки развития патологического характера


Что же является причиной развития острых личностных черт? Психопатии и акцентуации характера у подростков чаще всего являются эндогенно обусловленными. Наследственная предрасположенность в совокупности с психогенным влиянием окружения многократно повышает риск формирования патологии характера. Исследование семей подростков с психопатиями показало наличие родственников с психопатическими расстройствами и другими психическими болезнями. Причем в некоторых случаях наследственность дает о себе знать даже при очень благоприятной обстановке вокруг ребенка. Выявляются психопатии и акцентуации, даже генетически обусловленные, наиболее часто как раз в подростковом возрасте, когда происходит формирование характера. Если на развитие расстройств личности больше всего влияют эндогенные факторы, то на формирование у подростка акцентуации огромное влияние оказывает именно воспитание, атмосфера внутри семьи, теплота отношений с матерью в младенчестве. Важно вовремя распознать у подростка острые черты характера, чтобы не допустить их трансформации в необратимую патологическую форму.

Классификация акцентуаций

классификация акцентуаций
Есть несколько типологий акцентуаций, однако, относительно характеров подростков наибольшую популярность завоевала классификация советского психиатра Андрея Личко, который выделил одиннадцать типов острых черт характера, близких к патологическим, но не выходящих за границы нормы. Его исследование акцентуированных черт как раз относится к пубертатному периоду. Классификация Личко разделяет характеры на следующие типы:

  • Конформный. Это безынициативные консерваторы, поступки, мотивы и взгляды которых полностью подчинены мнению их окружения. Они плохо переносят смену обстановки и любые новшества.
  • Неустойчивый. Такие подростки отличаются безвольностью, равнодушием к родным и собственному будущему, а также постоянным стремлением получать удовольствие.
  • Истероидный. Это эгоцентричные личности, склонные к демонстративному поведению, они эмоциональны и эффектны внешне, но при этом внутри абсолютно пустые. Все, что их волнует – это внимание к собственной персоне.
  • Эпилептоидный. Данный тип отличается склонностью к раздражительности, властности и вспышкам ярости. Это часто педантичные, озлобленные, вязкие личности.
  • Шизоидный. Такой подросток отгораживается от сверстников, замыкается в себе, погружается в мир собственных фантазий. Он отличается эмоциональной холодностью, неспособностью к сочувствию и недостатком интуиции.
  • Психастенический. Это нерешительные, пугливые, мнительные, склонные к самокопанию, избегающие ответственности подростки. Они склонны к навязчивости и длинным рассуждениям.
  • Сенситивный. Такие личности боязливы и застенчивы по натуре. Это старательные, послушные, впечатлительные дети с выраженным чувством неполноценности, склонные к привязанности.
  • Астено-невротический. Такой подросток склонен к ипохондрии, раздражителен, отличается высокой утомляемостью, капризностью.
  • Лабильный. Главной особенностью характера таких подростков является крайняя изменчивость настроения. Вся их деятельность, самочувствие и желания подчинены настроению текущего момента. Они обычно искренние, преданные друзья, чутко относятся к знакам внимания.
  • Циклоидный. Это люди, склонные к периодическим субдепрессивным фазам разной продолжительности, они крайне неустойчивы к ломке стереотипов.
  • Гипертимный. Это очень общительные, подвижные, озорные и самостоятельные подростки, стремящиеся к шумным компаниям. Их главной проблемой является недисциплинированность, неусидчивость.

Типы подростковых характеров

типы подростковых характеров
Исследование акцентуированных характеров показывает, что не всегда акцентуация проявляется в чистом виде. Порой без консультации психотерапевта вообще трудно определить наличие и тип острых черт. Явная акцентуация проявляется ярко и постоянно, это отчетливо отражается на поведении, мотивах и увлечениях подростка. А вот скрытые заостренные черты непросто выявить даже при длительном наблюдении, они дают о себе знать исключительно при особых психогенных обстоятельствах, которые затрагивают «болевые точки» характера. Среди всех случаев явных акцентуаций примерно 50% составляют смешанные характеры, когда черты разных типов сочетаются между собой по определенным правилам. Примечательно то, что отдельные сочетания встречаются достаточно часто, другие же типы практически никогда не сочетаются между собой. Промежуточные типы формируются по эндогенным закономерностям, в первую очередь зависят от генетических факторов и особых условий развития в младенческие годы. Смешанный характер амальгамного типа образуется вследствие наслоения черт одного типа на базисный эндогенный характер. К этому приводит неблагоприятное психогенное воздействие, а также неправильное воспитание. Чаще всего наслаивается именно неустойчивый тип акцентуации.

Динамика акцентуаций


Динамические изменения можно разделить на стойкие и транзиторные. К стойким изменениям относится как сглаживание акцентуированных черт в процессе взросления, так и переход острых черт в патологическую форму под воздействием неблагоприятных средовых влияний. Еще одним видом стойких изменений является трансформация, например, присоединение к базовому типу черт другого. Бывает и наоборот, когда при наличии смешанного характера, черты одного из типов становятся доминирующими и заслоняют черты другого. Подобные трансформации происходят только между совместимыми типами, гипертимик никогда не станет шизоидом, лабильный подросток – эпилептоидом. Сильно влияет на подобные изменения характера подростков именно воспитание. К транзиторным изменениям относятся: развитие реактивных депрессивных расстройств, неврозов, других психогенных патологий; временные психопатоподобные поведенческие нарушения; проявление острых аффективных реакций. Вспышки аффекта бывают разных видов: аутоагрессия, бегство от ситуации, агрессия в адрес окружения, демонстративные реакции. Истероид будет разыгрывать спектакль, шизоид сбежит, эпилептоид нападет на обидчика, а сенситивный подросток причинит себе вред.

Патологическое воспитание


Влияние воспитания на развитие психики ребенка сложно переоценить. Если в процессе формирования личности ребенок с акцентуированными чертами испытывает негативное психогенное воздействие на особо слабые места своего характера, то эти черты постепенно заостряются, переходя в явную акцентуацию, что часто провоцирует девиантное поведение. Для гипертимного подростка, который стремится ко всему новому, крайне неблагоприятными условиями является гиперпротекция, помещение в однообразную среду. При воспитании циклоида с его склонностью к чередованию периодов подъема и спада, кроме гиперпротекции и однообразия, следует избегать ломки его коренных стереотипов. Для такого подростка большим ударом будет перевод в другую школу, изменение в составе семьи, переезд. Лабильный ребенок очень чувствителен к отвержению со стороны значимых для него людей. Астено-невротический подросток крайне плохо переносит резкое увеличение умственных нагрузок и болезни членов семьи. Усилить черты сенситивного ребенка могут насмешки над ним, критика в его адрес. Больное место психастеника – тревожность и мнительность, поэтому повышенная ответственность, возложенная на него, будет обострять его акцентуированные черты. Шизоидного типа нельзя ставить в условия, в которых ему нужно устанавливать неформальные контакты с людьми. Для эпилептоидного типа неблагоприятным фактором является ущемление его личных интересов и жестокость в семье. Истероидный подросток крайне плохо переносит удары по самолюбию и пренебрежение. Слабое место неустойчивого типа – слабоволие, поэтому для таких подростков противопоказано попустительство и безнадзорность. Конформные дети податливы влиянию окружения и привязчивы, поэтому столкновение с неизвестным для них крайне неблагоприятно.

Как проявляется акцентуация?


Несмотря на то, что характер формируется в пубертатном периоде, акцентуированные черты некоторых типов проявляются еще в детском возрасте. Например, шизоидный характер заметен с 3–4 лет, а психастеника можно выявить в ранние школьные годы. Остальные акцентуации чаще всего формируются в подростковом возрасте, причем неустойчивый тип начиняет проявляться достаточно рано, в 11–13 лет, а сенситивный, напротив, достаточно поздно, в старших классах школы. Важно вовремя обратить внимание на перемены в ребенке и не допустить патологического заострения акцентуированных черт. Следует отметить, что психопатии и акцентуации характера у подростков отличаются в своем проявлении. Акцентуированные черты становятся заметными, когда какое-либо внешнее психогенное воздействие направлено на «болевую точку» характера. Девиантное поведение как раз является тревожным сигналом, поводом задуматься над тем, какие факторы негативно влияют на ребенка, чтобы вовремя исправить ситуацию. Психопатии же проявляются постоянно, в любых ситуациях и мешают нормальной адаптации подростка в обществе.

Основы поведенческих нарушений у подростков

Поведенческие отклонения в подростковом периоде являются основным показателем наличия акцентуации характера. Классифицируют девиантное поведение по формам и причинам нарушений. Факторы, влияющие на отклонения в поведении, могут быть как биологической, так и психосоциальной природы. К основам биологического характера, влияющим на девиантное поведение, относятся: наследственный фактор, инфантилизм, органические поражения мозга, акселерация. С психосоциальной точки зрения поведенческие нарушения в пубертатном периоде связаны с «подростковым комплексом», суть которого составляют особые характерные реакции на внешние воздействия. Классификация подростковых реакций:

  • реакции, обусловленные половым влечением, проявлением сексуальной активности;
  • реакция увлечения – выбор хобби по интересам, наклонностям;
  • реакция группирования вызвана стремлением принадлежать к какой-то группе сверстников;
  • подростковая эмансипация – стремление освободиться от опеки, покровительства и контроля.

Влияние акцентуации на девиантное поведение


Девиантное поведение подросших детей требует особого внимания взрослых, так как своевременная правильная реакция на него может оградить ребенка от многих проблем в будущем. Исследование поведенческих реакций показало наличие тесной взаимосвязи между акцентуированными чертами характера и стратегиями поведения. Именно наличие острых черт в характере подростка является предпосылкой для проявления отклоняющегося поведения. Есть такие типы акцентуаций, которым девиантное поведение вообще не свойственно, другие же, наоборот, склонны к поведенческим отклонениям. Например, девиации совершенно нехарактерны для подростков астено-невротического, сенситивного и психастенического типов. А вот у неустойчивых личностей нарушения поведения наблюдаются чаще всего. Для выявления формы поведенческих отклонений предложена следующая классификация:

  • Суицидальное поведение. Подавляющее большинство подобных поступков является «сигналом SOS» со стороны подростка. Суицидальные наклонности больше характерны для личностей истероидного, лабильного, сенситивного и гипертимного типов, немного реже к нему прибегают эпилептоиды и циклоиды.
  • Сексуальные девиации. Нередко возникают как следствие акселерации. Гипертимные и эпилептоидные подростки чаще других вступают в ранние половые связи. У неустойчивых личностей сексуальные девиации обусловлены реакцией имитации. Шизоиды, психастеники и сенситивы также нередко прибегают к отдельным формам подобного поведения.
  • Бродяжничество, побеги из дома. Часто это выражение подростковой эмансипации и протеста, случаются также побеги из страха быть наказанным. Подобное девиантное поведение чаще проявляют гипертимные, неустойчивые и шизоидные личности. Истероиды обычно совершают демонстративные побеги.
  • Токсикомания и алкоголизация. Может возникать как реакция группирования, чаще это свойственно подросткам неустойчивого, эпилептоидного, истероидного и гипертимного типов. Конформные подростки пристращаются к алкоголю исключительно «за компанию».
  • Делинквентность. У более чем 2/3 всех юных правонарушителей исследование выявило явные акцентуации характера. Самые склонные к неправомерным поступкам неустойчивые, эпилептоидные и истероидные подростки.

Диагностика акцентуаций и психопатий


Если подросший ребенок вызывает у родителей тревожные чувства, следует обязательно проконсультироваться с психотерапевтом или практикующим психологом. Своевременная диагностика позволит выявить опасную ситуацию и провести коррекцию характера, пока он еще полностью не сформировался. Наиболее точно определить тип акцентуации и психопатии позволяет клинический метод. Такая диагностика состоит из опроса самого подростка, наблюдения за его реакциями и поведением, а также опроса родителей и других близких людей. Выявление акцентуаций – это достаточно сложная задача, иногда диагностика затягивается на довольно продолжительный период. Врач сначала в несколько приемов аккуратно беседует с самим подростком о его увлечениях, поведении, самооценке, друзьях, учебе, отношениях в семье и многом другом. Затем обязательно следует его осмотреть на предмет дефектов внешности, наличия порезов, шрамов, татуировок. При опросе родителей обязательно нужно узнать о детстве ребенка, переменах, произошедших с ним, и предполагаемых причинах его отклоняющегося поведения. Примечательно то, что диагностика типа характера подростка с помощью специальных психологических тестов вряд ли даст результат, так как эти тесты составлены для взрослых и не учитывают специфику подросткового возраста.

Коррекция характера, или как не воспитать психопата?


Наверное, каждого родителя больше всего в контексте данной темы волнует вопрос: как повлиять на формирование характера собственного ребенка, чтобы не допустить развития патологических черт? Конечно, в случае эндогенной, а особенно органической, природы психопатических черт коррекция характера представляется крайне сложной. Однако, исследование трудных подростков показало огромное влияние воспитания и окружающей среды на формирование акцентуаций и психопатий. Чего же не следует делать в процессе воспитания, чтобы ребенок не вырос психопатом? Не стоит полностью предоставлять подростка самому себе, постоянно потворствовать его капризам и выгораживать при проступках. Опека сверх меры и воспитание «идола» также не способствует формированию гармоничной личности. Патологически влияет на характер ребенка жестокое отношение, систематические унижения, повышенные моральные требования, а также культивирование болезней. Теплые и доверительные отношения с родителями, взаимопонимание и любовь, напротив, оказывают благоприятное влияние на характер подростка и его социальную адаптацию.