Дисграфия у младших школьников. Профилактика и коррекция дисграфии

Когда ребенок начинает учиться писать, все прекрасно понимают, что какое-то время в процессе овладения этим навыком он будет испытывать трудности и допускать ошибки. Но бывают ситуации, когда слух и интеллект ребенка развивается нормально, но научиться писать ему никак не удается. Подобные нарушения письменной речи со специфическими ошибками по фонетическому принципу называют дисграфией, а если наблюдается полная неспособность писать – это аграфия.

Нарушение письма обычно проявляется в комплексе с другими психическими функциональными расстройствами, в частности с дислексией. Какие же существуют виды дисграфии? Что делать при наличии у ребенка в письме специфических ошибок? Как помочь школьнику в устранении проблем с обучением?

Суть дисграфического расстройства

Дисграфия что это такое?

Далеко не всегда стоит беспокоиться относительно ошибок в письме вашего ребенка. Например, если у первоклассника наблюдаются признаки дисграфии – это специфика возраста, скорее всего, со временем он перестанет допускать ошибки. Все дети с разными темпами осваивают новые функции и навыки. В этом возрасте постановка диагноза дисграфии выглядит не совсем правомерно. Однако, в первом классе можно заметить у ребенка предпосылки к подобным нарушениям. Таким детям пойдут на пользу профилактические занятия.

Истинная дисграфия заключается в недоразвитии фонематического слуха, в неумении тонко различать и запоминать звуки речи, что приводит к стойким нелогичным письменным ошибкам.

Существует также понятие – регуляторная дисграфия, при которой проблемы с письмом обусловлены так называемыми регуляторными дефектами. Проявляется, когда у ребенка имеет место неспособность к регуляции и удержанию внимания, либо когда он медленно включается в решение необходимого задания. Такие дисграфические ошибки являются нестойкими, могут проявляться у детей, хорошо знающих орфографию, на фоне переутомления либо перенесенной соматической болезни, а также у детей, чувствительных к перемене погоды. В такой ситуации устранение регуляторных трудностей автоматически приводит к налаживанию грамотности письма.

Что влияет на развитие дисграфии?

Чтобы эффективно помочь ребенку избавиться от проблем в обучении, необходимо понять, почему у него возникли трудности. Учитывая то, что за развитие таких сложных психических функций человека, как речь и письмо, отвечает нервная система, то причины проблем как раз стоит искать в этой области. В реализации функций речи и письма принимают участие три взаимосвязанные системы:

  • энергетическая или базовая система, отвечающая за питание мозга;
  • система обработки сигналов от всех органов чувств (для письменной речи важно зрение, слух, восприятие), при участии памяти и оптико-пространственной ориентации;
  • высшая система, функциями которой является планирование, мотивация, анализ-синтез, контроль.

Сбой в какой-либо из данных систем и приводит к дисграфии у детей. Такие нарушения не возникают внезапно. Даже если у ребенка не наблюдалось признаков дисграфии в начале учебы, вдруг в третьем или четвертом классе начинают появляться дисграфические ошибки, надо искать неврологическую причину (чаще всего это проблемы энергетической системы) и подключать логопеда, а не корректировать орфографию. На сбой в системах, отвечающих за функцию письма, может повлиять целый ряд внешних и внутренних факторов:

  • ранний поход в первый класс, обучение иностранному языку в дошкольном возрасте, резкое увеличение нагрузок;
  • переучивание левши;
  • разговор на двух языках в одной семье, авторитарное воспитание;
  • перебор с компьютером и телевизором в раннем детстве;
  • перинатальные травмы и ранние инфекционные заболевания;
  • генетические предпосылки, перекос в развитии полушарий мозга;
  • нарушение внимания и памяти, сильный стресс.

Чаще всего диагностируется дисграфия у младших школьников, реже у учащихся среднего звена. Проявление нарушения письма у взрослых в большинстве случаев связано с опухолями и травмами мозга, инсультами и последствиями нейрохирургии.

Различие дисграфии по видам ошибок

Несмотря на то, что все нарушения правописания при данном расстройстве связаны с фонетическими проблемами, ошибки у детей бывают различного характера и обусловлены недостаточностью разных психических функций. Принято выделять следующие формы дисграфии:

  • Аграмматическая дисграфия. Чаще проявляется с возраста 8–9 лет, когда дети начинают изучать правила грамматики. Тогда и наблюдается неспособность школьника выстраивать речь грамматически правильно, выбирать верные падежные окончания, согласовывать слова.
  • Оптическая дисграфия. Этот вид расстройства письма обусловлен трудностями в формировании пространственно-визуальных образов и оптического анализа. Ребенок плохо воспринимает тонкие различия между буквами, поэтому изображает их ошибочно.
  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Такая форма нарушения письменности по-другому называется моторная дисграфия и встречается чаще других. Проявляется такими ошибками, как перестановка местами, а также пропуск слогов либо букв, недописывание окончаний, разделение приставки со словом, повторение букв, написание предлогов слитно.
  • Акустическая дисграфия. Иногда можно встретить и другое название данной формы нарушения письма – фонематическая дисграфия. Ребенок пишет, как слышит, хотя говорит правильно. Поэтому, ошибки при данной дисграфии выражаются в замене букв на близкие по звучанию, а также в неверном употреблении мягкого знака.
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия. Здесь похожая ситуация, как при акустической дисграфии, с той разницей, что ребенок неправильно произносит определенные звуки, что и отражается в письменных ошибках. При артикуляторно-акустической дисграфии в первую очередь необходима помощь логопеда в постановке правильного произношения.

Встречаются также случаи смешанной дисграфии с нарушениями письма особой специфики. К смешанной форме относится морфологическая и синтаксическая дизорфография, а также неспецифическое нарушение письма, связанное с задержкой психического развития либо умственной отсталостью.

Оптическая дисграфия

Другие типы нарушений письменности

Кроме дисграфического расстройства, выделяют такие нарушения письменной речи, как аграфия и дизорфография. В чем между ними разница? Аграфия характеризуется полной неспособностью человека к письму либо крайне сложными нарушениями структуры слов, при этом двигательные расстройства кистей отсутствуют. Возникает аграфия в результате поражения височно-теменной области доминантного полушария мозга. Если дисграфические ошибки, даже самые сложные, поддаются коррекции при работе с логопедом и психологом, то такое расстройство, как аграфия без участия невролога, медикаментозного лечения и психотерапии вылечить практически невозможно.

Дизорфография представляет собой нарушение письма такого рода, когда человек выказывает неспособность применять правила орфографии при письме. Причины появления дизорфографии у младших школьников, как и при дисграфическом расстройстве, могут быть связаны с поражением или незрелостью мозговых структур, а также с влиянием средовых факторов. Бывает, что дизорфография появляется, когда у ребенка не хватает мотивации, стремления к обучению.

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи

По статистике около 40% учащихся младших классов имеют дисграфию разных видов. Логично, что и родителей, и учителей волнует вопрос: как лечить дисграфию у школьников?

Преодоление неспособности либо трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – это комплексная задача, решать которую должны логопед, психоневролог, специалист по нейропсихологии, детский психолог, а также родители и педагоги.

Исправление ошибок письма при дисграфии без выявления причины – пустая трата времени. Важно провести ряд диагностических процедур, чтобы выявить поражения мозга, сосудистые нарушения и другие неврологические проблемы. Необходимо также провести консультации с психологом, ведь наличие дисграфии у ребенка может быть связано со стрессом или психологической травмой. При дисграфии лечение будет эффективным, только после своевременно поставленного и точного диагноза.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии – это длительный процесс, в котором большое значение имеет индивидуальный и всесторонний подход к проблеме. Например, при артикуляторно-акустической дисграфии, чтобы быстрее исправить произношение, родителям необходимо в домашних условиях постоянно выполнять с ребенком упражнения, которые порекомендует лечащий врач-логопед. С помощью различных развивающих упражнений и игр проводится коррекция оптической дисграфии у младших школьников, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, да и других форм расстройства. Информацию в игровой манере дети усваивают гораздо лучше, чем при традиционной зубрежке. Коррекция аграмматической дисграфии чаще всего требуется детям, которые проживают в двуязычной семье. Для этого используют специальные логопедические упражнения.

Профилактические меры

Для предупреждения дисграфии, упражнения для развития речи следует практиковать еще до начала обучения письму. Вообще говоря, профилактика дисграфии – это задача родителей. Порой бывает достаточно перед занятиями делать массаж или растирание воротниковой зоны, готовить ребенку здоровый завтрак и давать в школу для перекусов орехи, энергетические батончики или курагу. Такие несложные мероприятия позволят обеспечить достаточное питание мозга на все учебное время. Важно начинать обучать малыша правильной речи, когда он только начинает разговаривать. Родительская забота и внимание, здоровый сон, адекватные нагрузки, активный летний отдых, своевременное подключение логопеда и индивидуальный подход в обучении дает возможность предотвратить проблемы с письмом.