Что такое апраксия? Виды апраксий у детей и взрослых

По определению, проявления апраксии – это особый вид нарушения работы головного мозга, провоцирующий сложное двигательное расстройство, при котором человек теряет способность полноценно совершать целенаправленные действия и произвольные движения, однако, элементарные движения сохраняются. Чтобы лучше понять, концепцию апраксии, представьте себе так называемый синдром чужой руки, когда ваша рука способна двигаться в принципе, но живет как бы сама по себе, совершая неконтролируемые вами действия. Например, вы хотите что-то написать, а рука хлопает по ноге или чешет за ухом. По МКБ-10 апраксические расстройства относится к классу R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу, к рубрике R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках, и имеет код R48.2 Апраксия.

Причины подобных нарушений


Формы апраксии бывают очень разнообразные с нарушением ориентации и двигательной активности различных мышечных групп. Но для всех видов расстройства характерным является то, что причина кроется в локальном поражении мозолистого тела либо коры головного мозга. Что может вызвать развитие патологического очага в мозговых структурах? Этому могут способствовать механические повреждения и травмы мозга различного характера, а также новообразования, причем, не только злокачественные. Иногда дефект движений, действий и ориентации появляется после тяжелых нейроинфекций или как последствие перенесенного инсульта. В качестве причины апраксии нередко выступает болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные изменения мозга, наблюдаемые в инволюционном периоде. Различные сосудистые патологии, которые приводят к поражению лобных зон, часто вызывают у больного такие симптомы, как неоконченные и непоследовательные действия, прерванные движения. В зависимости от локализации области поражения структур мозга, апраксии разделяют на:

  • лобную;
  • двустороннюю;
  • кортикальную,;
  • динамическую (премоторную);
  • моторную.

Разделение апраксических расстройств Лурия

Известный советский нейропсихолог Александр Лурия на основе синдромального анализа выделил следующие виды апраксий:

  1. Регуляторная апраксия. Особенностью этого вида апраксических расстройств является то, что у человека сохраняется высокий уровень силы и тонуса мышц, но способность сознательно контролировать движения отключена. При этом пациент действует как бы по шаблону, повторяя движения врача. Наибольшую сложность у него вызывает необходимость переключиться на другую задачу.
  2. Кинетическая апраксия. Возникает при поражении нижних отделов премоторной зоны мозга. При этом наблюдаются проблемы с организацией движений относительно ориентации во времени. Как это выглядит? У человека имеют место устойчивые повторения (персеверации), элементарные двигательные акты совершаются непоследовательно, одно движение может начинаться бесконечно, появляется патологическая инертность.
  3. Пространственная апраксия или апрактоагнозия. Возникает в связи с поражением затылочно-теменной зоны мозга. Апрактоагнозия приводит к тому, что больной теряется в пространственной ориентации «лево–право», а также «вниз–вверх».
  4. Афферентная апраксия (другое название кинестетическая апраксия). Движения человека, страдающего этой формой заболевания, становятся грубыми, практически неуправляемыми. Здесь очень важен зрительный контроль, ориентация на который позволяет больному показать необходимые действия.

Классификация Липмана

До сих пор не существует единой признанной классификации апраксических расстройств. Наиболее широко известно разделение двигательных нарушений, предложенное еще в начале прошлого века Липманом, немецким психологом. Он разделил апраксии на три группы:

  1. Идеаторная апраксия. Поражение мозговых структур в этом случае вызывает неспособность больного самостоятельно выполнить сложное движение, потому что он не знает, в какой последовательности необходимо действовать. Простые двигательные акты он совершает хорошо, но реализовать сложный замысел он не может. Если показать пример, больной способен повторить элементы сложного действия, однако, у него возникают проблемы, когда требуется эти элементы связать между собой.
  2. Моторная апраксия. Больной отчетливо понимает, какие действия он должен сделать, но не может их осуществить. То есть, двигательные центры не воспринимают замысел человека. Пациент осознает команды, которые ему дают, но не способен их выполнить, хотя в произвольном порядке все движения он выполняет верно и легко.
  3. Идеокинетическая апраксия. Человек не способен приложить усилия, чтобы выполнить простейшие жесты и движения. Все попытки совершить элементарное действие выглядят неловко, размыто и бесцельно. Патологическая инертность приводит к тому, что больной не может сам одеться, поесть, убрать постель и т.д., нередко имеют место речевые, письменные и другие двигательные персеверации.

Отдельные виды апраксических расстройств

Некоторые частные случаи апраксий можно выделить отдельно по типу расстройства конкретных навыков. Например:

  • Синдром чужой руки. Это такая форма двигательных нарушений, когда проблема затрагивает только руки, одну или обе. Синдром чужой руки делает конечности неуправляемыми, руки не подчиняются желаниям их владельца. В свое время, когда при лечении эпилепсии применяли метод хирургического рассечения полушарий мозга, синдром чужой руки появлялся довольно часто, поэтому сейчас такой метод не применяется.
  • Конструктивная апраксия была отдельно выделена Липманом. Это форма нарушения движений, которую Лурия синдромально определил, как апрактоагнозия. Больной этой формой расстройства испытывает огромные трудности в построении или рисовании геометрических фигур и объемных конструкций.
  • Апраксия левой руки была выделена отдельно, так как поражение мозолистого тела в этом случае вызывает проблемы движения только левой рукой, тогда как правая полностью функциональна.
  • Оральная апраксия (часто становится причиной дизартрии – расстройства произношения) вызывает проблемы с мускулатурой лица, языка и губ, что приводит к проблемам с речью. Апраксия ходьбы соответственно провоцирует трудности в ходьбе.
  • Окуломоторная апраксия или апраксия взора приводит к неспособности произвольно двигать глазами и фиксировать взгляд, хотя следить за двигающимся объектом человек может. Следствием инсульта правого полушария нередко бывает апраксия открывания глаз, когда больной теряет способность при желании открывать и закрывать глаза.

Апраксии у детей

 
Причинами апраксии у детей чаще всего служат энцефалиты, ДЦП, травмы мозга, опухоли, аутизм. Наиболее часто в детском возрасте встречается апраксия речи, что приводит к дизартрии разной степени. Проблема выявления подобных нарушений у детей состоит в том, что симптомы дизартрии часто принимают за детское несовершенство речи. Родители думают, что ребенок просто еще не научился хорошо разговаривать и со временем это пройдет. Однако дизартрия, которую вызывает артикуляционная апраксия не пройдет сама по себе. Так как проблема заключается в том, что мозг ребенка просто не может управлять движениями языка и губ так, чтоб звуки и слова произносились четко. Речевая недоразвитость у детей в последнее время встречается достаточно часто. Дизартрия, вызывающая неспособность ребенка с помощью речи донести до взрослых свои мысли и желания нередко становится причиной детской агрессивности и раздражительности. Дизартрия может вызвать у ребенка сильнейший стресс, что впоследствии может привести к депрессии. В такой ситуации кроме лечения дизартрии методами логопедии, ребенку может потребоваться детский психолог или психотерапевт.

Диагностика и лечение


Диагностика апраксий в первую очередь подразумевает исключение других расстройств двигательной активности, например, параличей и парезов. Для выявления нарушений ориентировки, системных двигательных повторений и других симптомов расстройства, невролог в первую очередь обследует головной мозг. После этого необходимо протестировать двигательные функции пациента, на основании чего и ставится диагноз. Например, нетвердая походка и шарканье ногами являются поводом заподозрить такую форму нарушения двигательной активности, как апраксия ходьбы. Плохая ориентация в движениях, невозможность выполнить указания типа «поставь ладонь горизонтально» говорит о проблемах ориентировки, а значит, скорее всего, у больного присутствует апрактоагнозия. Дизартрия и другие проблемы с речью являются признаками артикуляторной апраксии.

Лечение апраксических нарушений в большей степени проводится методами физиотерапии и трудового обучения. Задача врачей заключается в том, чтобы обучить человека двигательным навыкам. Для каждого пациента необходима индивидуальная программа лечения. Проблемы ориентировки корректируются с помощью конкретного примера действий, которые больной должен повторить. При дизартрии не обойтись без работы с логопедом. Коррекция речи необходима в первую очередь, для установления контакта с врачом и для облегчения адаптации и ориентации пациента в социуме. Лечение детской дизартрии обычно достаточно длительное. Что необходимо помнить родителям? Так это то, что регулярные занятия с логопедом и психологом при лечении дизартрии позволяют предотвратить у ребенка появление различных психологических комплексов и психических расстройств.