Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых

  • Сказкотерапия

Сказкотерапию активно используют в решении жизненных проблем и трудностей у детей и взрослых. Что такое сказкотерапия? Это одна из методик, направленная на психологическое воздействие на человека. Данный метод позволяет стимулировать развитие личности или корректировать имеющиеся проблемы.

В сказкотерапии основным инструментом выступает именно сказка, позволяющая смоделировать те или иные ситуации и взглянуть на них со стороны. У сказкотерапии как метода психологической коррекции возрастные ограничения отсутствуют. Потому пациентами могут выступать дети 1, 2, 3 лет, а также 4, 6, 10 лет и более. Существуют как специальные сказки для взрослых, так и сказкотерапия для дошкольников.

Функции метода

Сказкотерапия для взрослых и детей от 1 года дает возможность глубже познать самого себя, используя сказки. В случае проведения сеанса сказкотерапии сказки выступают в роли инструмента коррекции и решения проблем. В процессе чтения или прослушивания сказок человек, будь то подросток 10 лет или маленький ребенок 2- 7 лет, он неосознанно выделяют в рассказе определенного героя, который в том или ином смысле ему близок. Различные методы сказкотерапии имеют ряд направлений, выбор которых определяется исходя из поставленных перед ними целей.

Сказкотерапия для детей 3 4 лет

Приемы сказкотерапии позволяют выделить основные направления данного психотерапевтического метода воздействия.

  • Разрешение задач, появившихся в жизни человека. Принципы сказкотерапии дают возможность разработать определенную модель поведения для решения той или иной ситуации. Сказки позволяют увидеть со стороны ряд проблематик, а также способы их решения. Это дает возможность человеку самостоятельно выбрать путь, который оптимально подойдет для решения конкретно его задачи.
  • Передается опыт. Работы со сказками помогают в передаче жизненного опыта. С помощью сказкотерапии можно обучить таким вещам как мораль, доброта, хорошо и плохо, ответственность, храбрость и пр. Ведь дети 2, 3, 4 лет и даже 7-10 лет получают важнейший жизненный опыт именно из своих любимых сказок, героям которых они часто подражают.
  • Развивается мышление. Такое направление в сказкотерапии актуально для детей от 3-4 лет до подросткового возраста. При прочтении взрослыми рассказа, наступает определенная фаза, когда детям предлагается проанализировать поступки определенных героев, выразить свое мнение и решить, правильно ли он поступил или нет. Это стимулирует развитие памяти, мышления и творческой личности ребенка.
  • Лечебно-психиатрические работы. Работа со сказками не редко выступает в роли инструмента для логопеда или при работе над проблемами детей с ОВЗ. Также при сказкотерапии упражнения дают возможность раскрыть проблему ребенка. Для этого дети 6, 7 лет или 10 лет придумывают собственную сказку, рассказывают ее психологу. Специалист, проанализировав придуманное детьми, раскрывает проблемы, которые были скрыты в сказке. В дальнейшем ведется работа над их решением.

Функции сказкотерапии

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста и также методы лечения сказками у подростков и взрослых людей выполняет несколько функций как психологический метод воздействия и коррекции:

  • сглаживаются барьеры между пациентом и врачом;
  • анализируются проблемы, скрытые глубоко в подсознании;
  • находятся выходы из сложных ситуаций;
  • анализируются скрываемые человеком проблемы;
  • отображаются внутренние конфликты;
  • устраняются фобии;
  • развивается фантазия;
  • улучшается словарный запас;
  • предотвращаются ошибки;
  • поднимается самооценка и пр.

Виды психологических сказок

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста 2, 3 или 5 лет, сказкотерапия для младших школьников 6 -7 лет, а также сказкотерапия для подростков проводится с использованием определенных видов рассказов. Виды сказкотерапии во многом зависят от используемых сказок.

  • Художественная. К ним относят как авторские, так и народные рассказы. Народные во многом ассоциируются с мудростью, в то время как авторские могут иметь очень тонкие и скрытые значения.
  • Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения. Их цель — обучать пациента тем или иным вещам, в зависимости от проблематики. Часто практикуется проведение дидактической игры по сказкам.
  • Медитативные сказки. А вот медитативные сказки служат для того, чтобы человек мог расслабиться, избавиться от агрессии и накопить позитивные мысли, опыт.
  • Психотерапевтические сказки. Сказкотерапия как средство психотерапии позволяет провести глубокую и тщательную работу над проблемами пациента.
  • Психокоррекционные. Обычно используются для решения проблем агрессии малышей, а также нарушений поведения. Если ребенок чрезмерно агрессивный, буйный или вспыльчивый, психокоррекционная сказка станет оптимальным методом решения этой проблемы, повлияет на двигательную активность и дополнительно подавит агрессивность.

Сказкотерапия для детей

У сказкотерапии имеется логопедический эффект, с ее помощью осуществляется совершенствование имеющихся навыков и приобретаются новые. Также проводятся этапы развития речи дошкольников, подобная психотерапия влияет на двигательную активность ребенка.

Методы сказкотерапии

Как и психодрама, сказкатерапия может проводиться с детьми 5, 6 лет, а также при работе с детьми в ДОУ или школьниками. Для развития детей дошкольного возраста применяют несколько иные методы, нежели для детей 6 лет и более.

Всего выделяют несколько основных методов, где сказкотерапия выступает как средство решения проблем пациентов.

  • Проводятся работы с уже ранее написанными, существующими сказками. То есть здесь дети 5, 6 лет и пациенты старшего возраста, включая пожилых людей, могут прорабатывать в рамках занятий известные произведения. В ходе работы обсуждается поведение главных героев, их отношения и модели поведения. Подобную сказкотерапию в детском саду проводят достаточно часто.
  • Написание. Чтобы развивать речевой аппарат, а также осуществлять формирование фантазии, воображения, используют метод самостоятельного написания. В период от двух до пяти лет такой метод не актуален. Его применяют в работе с пациентами старшего возраста — от школьников до взрослых людей. После составления собственного рассказа психолог его анализирует и находит имеющиеся проблемы.
  • Демонстрация. Это психотерапевтическая деятельность, предусматривающая постановку сказки в виде выступления. Во многом это психодрама. Подобное сочетание психодрамы и сказкотерапии помогают пациентам вживаться в роли сказочных персонажей, переживать его эмоции и сталкиваться с его проблемами.
  • Завершение сказок. Такой метод предусматривает необходимость закончить сказку или изменить ее окончание. То есть начало уже готово, а вот концовку следует придумать самостоятельно. Для детей 3-5 лет такой метод не актуален.
  • Арт-терапия. Достаточно часто проводят арт-терапию сказкотерапии. Представлена она может быть в форме рисования, лепки или другого формата творчества. Это непосредственно влияет на двигательную активность, развивает воображение и позволяет корректировать героев. Прочитав сказку, у каждого ребенка или взрослого будет свое представление о герое. Психологу крайне интересно и с точки зрения психокоррекции полезно посмотреть, как именно пациент представит на рисунке того или иного персонажа. Это позволяет раскрывать ряд скрытых проблем. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии играет особую роль в данном методе работы с пациентами.

Структура занятия

Чтобы повлиять на двигательную активность, решить проблемы пациентов или отыскать ответы на важные вопросы, следует правильно структурировать процесс сказкотерапии.

Арт-терапия

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология или как инструмент психотерапевтического воздействия имеет следующую структуру построения процесса работы с пациентами:

  • Погружение. Необходимо предварительно подготовить все материалы, которые пригодятся в ходе работы. Погружение достигается путем прослушивания музыки, медитаций, изменения тона читающего или даже изменением освещения. В комплексе это позволяет из реального мира погрузиться в мир сказок.
  • Знакомство. Здесь читаются или прослушиваются психологические сказки для детей.
  • Процесс обсуждения. Когда ведущий закончил чтение, чтец-психолог начинает задавать определенные вопросы, которые связаны с сюжетом или героями рассказа. Нужно обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль.
  • Арт-терапия. Пациентам дается задание нарисовать, слепить или как-то иначе изобразить понравившегося персонажа, определенный заинтересовавший его момент сказки и пр. Причем ребенок или взрослый человек должен сам выбирать, что именно он хочет изобразить. Ведущий лишь дает возможность выбора.
  • Выход. Погрузившись на первом этапе в сказку, теперь из нее нужно выходить. Для этого приглушается музыка, включается свет, к примеру. Психологи часто используют прием, при котором все закрывают глаза, считают до трех и выходят из мира фантазий в реальность.
  • Итоги. Психолог, приняв во внимание результаты терапии, подводит итоги каждого участника группы. Выводы относительно увиденного или услышанного психолог может сообщить как при группе, так и при индивидуальной беседе с пациентами.

Особенности работы с детьми

Грамотная и эффективная сказкотерапия детских проблем достигается только при условии соблюдения определенных правил и норм. Если не соблюдать их, желаемый результат достигнут не будет.

Сказки для сказкотерапии для дошкольников

Есть несколько условий, позволяющих достичь желаемого эффекта при работе с детьми. На основе рассказа рекомендуется проводить практические занятия в виде лепки, рисования или простых активных бесед или даже постановки театрального выступления. Ведущий сам должен проявлять интерес к рассказу и погружаться в сказочный мир, чтец обязательно должен проводить сеанс, используя эмоциональное сопровождение, то есть создавать соответствующее настроение сказки с помощью эмоций. Важным нюансом является настроение ребенка — если он не настроен на сеанс терапии, заставлять его не нужно.

Также есть несколько важных правил, которые принимаются во внимание при построении сказкотерапии с детьми:

  • учитывается возраст аудитории;
  • дозировано предоставляется информация;
  • терапия сопровождается обязательным обсуждением, обыгрыванием или рисованием составляющих сказки;
  • терапия не подразумевает проведение нравоучений для детей;
  • подводятся итоги методом анализа или обсуждения с детьми самого произведения, его героев и обыгранных в сказке ситуаций.

Как видите, сказкотерапия положительно влияет на двигательную активность детей, раскрывает проблемы пациентов и позволяет корректировать поведение. На самом деле у сказкотерапии огромные психотерапевтические возможности.

Необходимо лишь грамотно распоряжаться этим инструментом воздействия, актуальным как для детей, так и для взрослых.