Арт-терапия для детей дошкольного возраста. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

  • Арт терапия в работе с детьми

При работе с детьми важно использование мягких и действенных методов. Таким методом является арт-терапия – лечение с помощью творчества.

Кому полезна арт-терапия?

Арт-терапия используется в работе с детьми, по большому счету не имея противопоказаний. Особенно остро необходимость в лечении арттерапией может наблюдаться в раннем возрасте, когда тяжело найти контакт с детьми при помощи только вербального общения. Маленьких детей тяжело заставить делать то, чего им не хочется, что делает некоторые методы коррекции личности практически невозможными к применению. А вот арт-терапия в детском саду нравится детям, и им всегда можно подобрать то, чего они хотят – будь то рисование, лепка или музыка.

Арт-терапия также важна для детей с задержкой психического развития. В таких случаях возможно использование разных методик, как общеукрепляющих, так и направленных на решение конкретных проблем. Например, при нарушениях двигательных функций организма используют музыкотерапию – дети учатся контролю над движениями под музыку. Использование песка с таких случая тоже оказывается полезным – это снимает стресс, улучшает мелкую моторику и может использоваться для социализации. Пока малыш играет с песком и водой, психотерапевт задает вопросы, лучше понимая состояние своего маленького пациента, налаживая с ним контакт. Психотерапевт учит детей контролю над своими действиями, развивает понимание связей между действиями и чувствами.

Арт-терапия в работе с детьми

Нельзя недооценивать арт-терапию и при реабилитации детей после заболеваний, а также социализации детей с ОВЗ. Детям с ограниченными возможностями необходимо помочь адаптироваться, научить налаживать социальные контакты с помощью различных игровых и творческих методик.

Общие правила проведения арт-терапии

Занятия арт терапией имеют некоторые правила, которых нужно придерживаться. Во-первых, малыш должен проявить желание заниматься творчеством, принуждать его к этому будет грубой ошибкой – он просто не станет вам доверять. При наличии у ребенка желания по мере проведения работы важно хвалить его за проделанные труды и всячески поощрять. Он должен чувствовать, что его действия важны. Во-вторых, необходимо помогать детям отвечать на предложенные вопросы, если они затрудняются, предлагая возможные варианты ответов. Для того, чтобы установить тесный контакт с ребенком, нужно участвовать в выбранной деятельности вместе с ним, точно также выполнять задания, что-то рассказывать или объяснять. Важно, чтобы общение с малышом было интересным, для этого можно использовать изменение интонации, красивые или забавные описания и метафоры. Для лучшего эффекта рекомендуется иногда повторять некоторые фразы, размещая акценты. В-третьих, стоит использовать качественные и красивые материалы, с которыми детям будет приятно работать. Аккуратно оформленное рабочее место и симпатичные наборы для творчества сделают занятия намного приятнее.

Арт-терапия для дошкольников

Также стоит внимательно относиться к основе терапии – выбору техники выполнения творчества. В приоритете для детской арт терапии являются такие методики и техники, которые будут наиболее просты и эффективны. Задания не должны быть трудновыполнимыми, так как ребенок должен получать от процесса максимальное удовольствие, а не зацикливаться на выполнении сложной техники. Важно, чтобы удовольствие приносило и само творчество, и его результат. Стоит использовать разнообразные нетрадиционные методы творчества, чтобы заинтересовать малыша, сконцентрировать его внимание и мотивировать.

Методы арт-терапии для детей. Изотерапия

Арт терапия может применяться как для дошкольников, так и для более взрослых детей. Всего существует около 9 видов арт терапии:

  • изотерапия;
  • терапия лепкой;
  • песочная терапия;
  • игротерапия;
  • куклотерапия;
  • сказкотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия;
  • танцевальная терапия.

Огромное количество методик изотерапии – терапии с помощью рисования, применяется в работе с дошкольниками уже достаточно давно. Такие методы используют и в ДОУ, и в школе. Изотерапия очень важна и для детей инвалидов, помогая им бороться с трудностями, расслабляться, социализироваться.

Дети рисуют

Методов изотерапии существует великое множество, например, рисунки пятнами – марания, штриховые рисунки, изображения на стекле, рисование пальцами, оттиски рисунков, а также рисование с помощью окружающих предметов – нитками, губками, смятыми бумажками. Очень интересным является метод мандалы – рисование внутри круга. С помощью мандалы малыш может передать свое настроение и состояние в данные момент. Несмотря на то, что классические мандалы являются строго симметричными и имеют четко выраженный центр, можно рисовать и другие – все зависит от желания и возможностей детей. Подростку можно предложить самостоятельно нарисовать более сложную классическую мандалу, а для детей дошкольного возраста выбрать более простую мандалу. Иногда используются готовые заготовки, которые нужно раскрашивать, однако такую мандалу ребенку нужно выбирать самостоятельно.

Лепка и работа с песком

Лепка является важным средством для улучшения мелкой моторики, внимательности и усидчивости. Видов лепки достаточно много – это и привычная лепка из пластилина, использование глины, пластики, теста. Арт-терапия лепкой может применяться для детей с ДЦП. Детям, имеющим диагноз церебральный паралич, важно помогать развивать мелкую моторику, тренировать руки, а также социализироваться. Лепка помогает расширить воображение, прививает художественный вкус.

Необычной методикой терапии лепкой является маскотерапия – создание маски, направленной на снятие стресса и тревоги. Малыш лепит маску, создавая черты, которые ассоциируются у него со страхами или отрицательными эмоциями. Психотерапевт рассказывает, что все плохие эмоции остаются в маске, которую нужно забыть, оставив с ней все страхи.

Рисование песком

Для детей интересно работать с таким материалом, как песок. Существует несколько методов работы с песком. Для малышей используют игру с песком и водой, а для более старших детей – рисование песком. Этот метод арт терапии часто применяется для детей с зпр.

Лечение книгами и музыкой

Для детей используют и другие методы, например, основанные на книгах, театре или музыке. Метод психологии, использующий книги, называется библиотерапия. Библиотерапию используют в больницах, для восстановления проходящих лечение детей, а также для отвлечения от мыслей о болезни. С помощью библиотерапии корректируют и лечат некоторые психические состояния, помогают справиться со страхами и неврозами. Помогает детскому здоровью сказкотерапия – методика, основанная на сказках. Варианты ее использования разные и зависят от желания детей. Можно читать сказки, а можно делать из них спектакль. В случае со спектаклем используется и другой тип арт терапии – куклотерапия, при котором дети самостоятельно изготавливают куклы к выбранному сценарию.

Музыкотерапия также важна для детей, а ее применение достаточно широко. Она может помочь не только с маленькими детьми, но и с подростками. Методике лечения музыкой уже много лет, и она является очень популярной для восстановления после болезней, для лечения психических болезней и укрепления состояния организма.